Файл: Корпоративная культура в организации (Теоретические основы развития корпоративной культуры предприятия).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития корпоративной культуры предприятия
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Виды корпоративной культуры
1.3. Структура и этапы формирования корпоративной культуры
Глава 2. Анализ корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Оценка корпоративной культуры предприятия
В соответствии с данным документом, главными ориентирами и ценностями Компании являются:
Лидерство во всех аспектах деятельности;
Результативность – достижение поставленных целей, постановка новых амбициозных задач, благодаря дисциплине и профессионализму;
Добросовестность – Компания берет на себя полную ответственность за свои слова и действия, выполняет взятые на себя обязательства;
Безопасность. В приоритете Компании – охрана труда и здоровья, безопасность, охрана окружающей среды.
Помимо вышеуказанного, Кодекс этики освещает следующие стороны деятельности Компании:
- предупреждение нарушения установленных стандартов и правил (профилактика коррупции и корпоративного мошенничества, подарки и иная выгода, предотвращение конфликтов интересов, их урегулирование, ведение учета и финансовой отчетности);
- отношения с заинтересованными сторонами (инвесторами и акционерами, общественными организациями, органами власти, обществом, деловыми партнерами, конкурентами и клиентами);
- и др.[23]
В ПАО «НК «Роснефть» также функционирует Совет по деловой этике, который, являясь совещательным органом Компании:
- разрабатывает рекомендации для руководителей и должностных лиц Компании в сферах, относящихся к деловой этике;
- осуществляет помощь структурным подразделениям Компании по вопросам, касающимся применения положений Кодекса деловой этики ПАО «НК «Роснефть», системы его исполнения в Компании;
- участвует в разрешении этических конфликтов;
- осуществляет контроль за выполнением требований Кодекса деловой этики.
Кроме того, в Компании проводится обучение сотрудников в области комплаенс, функционирует Горячая линия безопасности (ГЛБ). Информация о ГЛБ опубликована на корпоративном сайте, в корпоративной и региональной прессе.
Для обеспечения поддержки функционирования горячей линии в Компании действует Положение «Порядок проверки информации по горячей линии», определяющее механизм учета случаев коррупции.
Для обеспечения безопасности и конфиденциальность передачи информации в Центральном аппарате ПАО «НК «Роснефть» в Москве сформирован диспетчерский пункт.
Компания считает любые проявления корпоративного мошенничества и коррупции недопустимыми, вне зависимости от размера нанесенного ей ущерба.
В соответствии с принципами комплаенс проводится информационная кампания по предупреждению коррупции и формированию нетерпимого отношения к проявлениям мошенничества среди руководства и работников Компании. Сведения о принимаемых мерах по противодействию корпоративного мошенничества и предупреждению коррупции публикуется во внутренних информационных изданиях Компании.
2. Корпоративные мероприятия.
Корпоративные мероприятия ПАО «НК «Роснефть» включают в себя Зимнюю и Летнюю Спартакиады, Смотр-конкурс «Лучший по профессии», а также Фестиваль «Роснефть зажигает звезды».
Ежегодно, с учетом этапа формирования команд, в Спартакиадах принимают участие более 25 тыс. сотрудников из более 90 дочерних обществ. Соревнования проводятся в девяти регионах присутствия ПАО «НК «Роснефть» – от Туапсе до Хабаровска.
Смотр-конкурс «Лучший по профессии» также стал доброй традицией для сотрудников ПАО «НК «Роснефть». 2005 год дал старт проведению конкурса. На сегодняшний день в нем принимают участие более 1 тыс. сотрудников из более чем 100 дочерних обществ. Проводятся мероприятия на производственных объектах ПАО «НК «Роснефть».
В 2011 году в число корпоративных мероприятий Компании вошел Фестиваль «Роснефть зажигает звезды», объединяющий творческие коллективы из дочерних обществ Компании, участниками которых являются работники и члены их семей. Ежегодно в корпоративном Фестивале принимают участие более 6,5 тыс. человек из более 120 дочерних обществ Компании. Участники конкурса демонстрируют свои способности в вокале, хореографии, фотографии, инструментальном жанре и т.п. Победителям Фестиваля дается возможность выступить в Москве в Гала-концерте с участием звезд российской эстрады.
С 2015 года сотрудники ПАО «НК «Роснефть» участвуют в Национальном чемпионате профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech.
3. Внутренние коммуникации.
Внутренние коммуникации – неотъемлемая часть корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть», один из ключевых факторов достижения успеха. На сегодняшний день в Компании на первый план выходят задачи своевременного информирования персонала обо всех изменениях, событиях и проектах, происходящих в Компании, поддержки сотрудничества и обмена знаниями между структурными подразделениями.
Основными инструментами внутренних коммуникаций являются:
- встречи с трудовыми коллективами;
- корпоративная стартовая страница;
- информационные стенды;
- информационные рассылки;
- внутренние социологические исследования;
- сигналы обратной связи.
4. Социологические исследования.
Социологические исследования в ПАО «НК «Роснефть» проводятся в целях правильного определения направлений для дальнейшего развития корпоративной культуры и системы внутренних коммуникаций Компании. Они также позволяют провести анализ уровня удовлетворенности и информированности работников социальными и кадровыми программами, определить зоны существующих и потенциальных рисков, а также дать рекомендации по развитию социальной и кадровой политики Компании.
Проведенное исследование позволило определить ключевые элементы, образующие корпоративную культуру ПАО «НК «Роснефть», а также определить степень их формальной закрепленности на уровне внутренних положений, порядков, регламентов (таблица 4).
Таблица 4
Анализ корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»
Основные группы элементов корпоративной культуры |
Элементы корпоративной культуры |
Способ формального закрепления |
1. Главные ориентиры и ценности компании |
миссия |
Кодекс деловой и корпоративной этики, Устав ПАО «НК «Роснефть» |
принципы |
||
ценности |
||
2. Деловая этика и комплаенс |
Кодекс деловой и корпоративной этики и функционирующий на его основе Совет по деловой этике |
Кодекс деловой и корпоративной этики, |
горячая линия безопасности |
Политика компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность |
|
3. Внутренние коммуникации |
информационные стенды, оповещающие об актуальной информации |
Сайт Компании |
регулярное корпоративное информирование (газета, сайт, научно-технический вестник) |
||
встречи руководства с трудовыми коллективами по вопросам, которые связаны с деятельностью Компании |
||
внутренние социологические исследования, которые направлены на выявление недовольств сотрудников |
||
сигналы обратной связи |
||
4. Толерантность, взаимное уважение и равные возможности |
социально-психологический климат |
Кодекс деловой и корпоративной этики |
5. Мероприятия |
праздники, конкурсы, фестивали |
Сайт Компании |
6. Культура внешней идентификации |
фирменный стиль |
Устав ПАО «НК «Роснефть» |
товарный знак, логотип |
||
слоган |
Проводя исследование, мы исходили из того, что данная компания является публичной, а, следовательно, заинтересованной отрыто показать наиболее принципиальные положения своей внутренней организации, чтобы вызвать доверие заинтересованных сторон. В этой связи информационной базой исследования послужили документы, которые представлены в открытом доступе на официальном сайте ПАО «НК «Роснефть».
Анализ корпоративной культуры проводился, основываясь на структурной схеме корпоративной культуры, предложенной Т. Баландиной (параграф 1.3 курсовой работы).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что корпоративная культура ПАО «НК «Роснефть» включает весь необходимый спектр элементов, обоснованный развитием теории корпоративной культуры.
Каждая группа элементов корпоративной культуры присутствует и состоит из ряда элементов, посредством которых осуществляется. Судя по выше сказанному, можно сделать вывод, что корпоративная культура является важной составляющей жизнедеятельности компании и на нее делается существенный акцент. Также об этом говорит и обновление в 2015 году Кодекса деловой и корпоративной этики.
2.3. Предложения по совершенствованию
Как было указано выше, корпоративная культура ПАО «НК «Роснефть» является важной составляющей жизнедеятельности Компании и на нее делается существенный акцент.
В то же время, поскольку корпоративная культура – это особая социально-коммуникационная подсистема компании, которая, по определению, должна поддерживать корпоративное развитие, то ее рассмотрение необходимо осуществлять с системных позиций.
Рассмотрение корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть» позволяет заключить, что компания не придерживается системных взглядов в вопросе организации корпоративной культуры, поскольку специализированный центр развития корпоративной культуры в компании отсутствует, отсутствует и механизм общей оценки эффективности воздействия корпоративной культуры на корпоративное развитие, механизм совершенствования корпоративной культуры в соответствие с меняющимися экономическими приоритетами и передовыми тенденциями научно-технического и технологического прогресса.
Из этого следует сделать вывод о том, что корпоративное развитие в компании (т.к. компания вполне очевидно развивается) реализуются при помощи других механизмов, включая опыт и интуицию руководства. Но при этом потенциал, которым обладает система корпоративной культуры, используется недостаточно, т.к. она сама «в застое».
Как верно отмечают исследователи, Развитие ПАО «НК «Роснефть», чтобы быть по-настоящему успешным, должно реализовываться в контексте перехода всего промышленного сектора России, Евразийского экономического пространства, мировой экономики (т.к. компания международная) на инновационную модель развития. Поскольку компания отечественная, это развитие должно согласовываться с соответствующими российскими управленческими документами общеэкономического и отраслевого характера[24]. Анализ управленческих документов и научных исследований показывает, что в настоящее время на государственном уровне и в науке сложилось понимание необходимости системной поддержки перехода компаний реального сектора на инновационную модель развития[25].
В данной ситуации эффективно организованная корпоративная культура, ориентированная на поддержку стратегии инновационного развития корпорации – это насущная необходимость. Анализ периодической литературы[26] позволил определить основные элементы стратегии ПАО «НК «Роснефть» и предложить направления поддержки ее со стороны корпоративной культуры (таблица 5).
Таблица 5
Поддержка программы инновационного развития ПАО «НК «Роснефть» со стороны корпоративной культуры
Элемент программы |
Характеристика элемента программы |
Группы мероприятия по поддержке со стороны корпоративной культуры |
1. Целевые инновационные проекты |
|
1. Разработка системы поддержки рационализаторских и новаторских предложений в области бизнес-процессов компании. |
2. Программы модернизации |
|
1. Разработка системы мотивации рационализаторских и новаторских предложений. |
3. Развитие организационного знания в области инновационной деятельности |
|
1. Проведение регулярных семинаров и тренингов, направленных на развитие навыков, требуемых для развития инновационной деятельности. |
4. Инновации в бизнес-процессах |
|
1. Обновление бренда и внутренней идеологии для работы с сотрудниками Компании. 2. Формирование приверженности сотрудников к инновационному развитию. |
Далее подобно описаны действия внутри каждой группы мероприятий в рамках новой группы элементов корпоративной культуры «Поддержка непрерывного инновационного развития»:
1. Разработка системы поддержки рационализаторских и новаторских предложений в области бизнес-процессов компании, разработка системы мотивации рационализаторских и новаторских предложений: