Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере ПАО «Банк Кредит Москва).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности деятельности коммерческого банка
1.1. Понятие прибыли коммерческого банка и порядок ее формирования
1.2. Методы анализа эффективности деятельности коммерческого банка
Глава 2. Анализ эффективности деятельности ПАО «Банк Кредит Москва»
2.1. Краткая характеристика ПАО «Банк Кредит Москва»
2.2. Анализ доходов и расходов в ПАО «Банка Кредит Москва»
Глава 3. Предложения по повышению эффективности деятельности ПАО «Банк Кредит Москва»
1.2. Методы анализа эффективности деятельности коммерческого банка
Анализ результатов банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.
Центральное место в анализе финансовых результатов коммерческих банков принадлежит изучению объема и качества получаемых ими доходов, поскольку они являются главным фактором формирования прибыли. К числу задач анализа доходов банка следует отнести следующие задачи:
- определение и оценка объема и структуры доходов;
- изучение динамики доходных составляющих;
- выявление направление деятельности и видов операций, приносящих наибольший доход;
- оценка уровня доходов, приходящихся на единицу активов;
- установление факторов, влияющих на общую величину доходов и расходов, полученных от отдельных видов операций;
- выявление резервов увеличения доходов [18; c. 98].
Анализ доходов начинается с исследования их структуры по экономическому содержанию в динамике.
Доходы – это денежные поступления от производственной и непроизводственной деятельности. Коммерческий банк, как и любое другое коммерческое предприятие, может получать доходы от основной и побочной деятельности, а также случайные доходы, относящиеся к категории прочих. Соответственно источником доходов банка является его основная и побочная деятельность. Основной деятельностью банка является совершение банковских операций и оказание банковских услуг клиентам. Вся прочая деятельность банка, приносящая доход, относится к побочной.
Источником доходов коммерческого банка является различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса можно отнести ссудный бизнес, бизнес с ценными бумагами, гарантийную деятельность банка, бизнес, связанный с привлечением вкладов и осуществлением операций по поручению вкладчиков, основанный на корреспондентских отношениях с другими банками, на оказании нетрадиционных банковских услуг [10; c. 113].
При исследовании обязательным является выявление групп стабильных и нестабильных видов доходов. Выделение данных групп доходов позволяет банку планировать свой финансовый результат с достаточно высокой степенью вероятности. Стабильными доходами являются те, которые остаются практически постоянными на протяжении достаточно длительного периода времени и могут легко прогнозироваться на перспективу. Отсутствие стабильности отражает рискованность бизнеса: чем больше нестабильность в доходах, тем ниже качество доходов.
Важным в процессе анализа является проведение соответствия между объемами доходов и активов, позволяющих этот доход получить. Сравнение удельных весов доходов и соответствующих им активов позволяет выявить степень участия того или иного актива в формировании доходов банка.
В процессе анализа процентных доходов и активов необходимо:
- во-первых, установить темпы изменений общей величины и структуры активов, приносящих процентный доход;
- во-вторых, произвести сопоставление их с темпами роста (снижения) полученного дохода через расчет коэффициента опережения;
- в-третьих, определить ту статью процентных доходов, увеличение которой оказывает максимальное воздействие на рост процентных доходов в целом.
При анализе непроцентных доходов необходимо: определить их удельный вес в общем объеме доходов; определить динамику абсолютного значения непроцентных доходов и их удельного веса; выявить наиболее доходные непроцентные операции.
Среди непроцентных доходов особенное внимание следует уделять комиссионным доходам, которые имеют следующую структуру: комиссии по кассовым операциям, комиссии за инкассацию, комиссии по расчетным операциям, комиссии по выданным гарантиям, комиссии по другим операциям. Увеличение их доли и абсолютного значения свидетельствует об активизации банком операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. При этом следует обратить внимание на динамику средств на расчетных и текущих счетах клиентов. Если в процессе исследования выявляется, что доходы увеличиваются при одновременном снижении или при неизменяющейся динамике объема средств на расчетных счетах, то можно сделать вывод о том, что доходы увеличиваются в результате роста тарифов за расчетно-кассовое обслуживание. В обратном случае можно предположить, что банк увеличивает клиентскую базу, в результате чего доходы растут.
Кроме того, среди непроцентных доходов следует выделить статьи «Положительная переоценка активов» и «Доходы от восстановления сумм резервов на возможные потери». Так, доходы в виде положительной курсовой разницы не являются результатом деятельности самого банка, а лишь отражают состояние рынков на конкретный момент времени. Доходы, полученные от восстановления сумм резервов, также нельзя отнести к доходам банка как таковым. Если учитывать то, что доход – это экономическая выгода, полученная банком в результате проведенной операции, то восстановление резерва – это возврат тех средств, которые банк планировал списать в том случае, если какой-либо актив не был ему возвращен. Поэтому увеличение объемов таких доходов позволяет в большей степени оценить кредитную деятельность банка, но не его финансовые результаты.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что в целом высокая доля процентных доходов говорит о высокой конкурентоспособности банка и его активности на рынке. Большая доля непроцентных доходов может свидетельствовать как о плохой конъюнктуре на рынке кредитования, так и об уменьшении доли банка на кредитном рынке.
Расходы – это использование (затраты) денежных средств на производственную (банковскую) и непроизводственную (небанковскую) деятельностью.
Анализ расходов банка осуществляется аналогично доходам и начинается с исследования структуры расходов по экономическому содержанию – операционные и неоперационные расходы. Следует отметить, что к операционным расходам банка относят все процентные расходы и часть непроцентных.
Группировка расходов банка осуществляется аналогично группировке доходов, для того чтобы можно было оценить финансовый результат и уровень прибыльности по каждому из направлений деятельности банка. Обычно расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом:
1. Операционные расходы.
1.1.Процентные доходы.
1.2.Комиссионные доходы.
1.3.Расходы от операций на финансовых рынках.
1.4.Прочие операционные расходы.
2. Расходы по обеспечению функционирования деятельности банка.
3. Прочие расходы.
Поскольку банковская деятельность обладает значительной спецификой, структура расходов у коммерческого банка иная, чем у производственного предприятия. Структура банковских расходов скорее напоминает структуру расходов торгово-посреднического предприятия. Ведь для того чтобы получать доходы от размещения средств, банку необходимо эти средства привлечь. Основную массу кредитных ресурсов формируют привлечённые средства. А за них, как правило, нужно платить. В связи с этим наибольшую часть расходов обычного коммерческого банка составляют затраты на привлечение средств, а точнее, плата за их использование. Так как эта плата обычно осуществляется в форме процентов, эти расходы принято называть процентными [15; c. 103].
Каждый банк по-своему, с различной степенью детализации классифицирует эти расходы в зависимости от выбранной системы бюджетирования. Например, в составе расходов по обеспечению деятельности банка можно выделить следующие статьи:
1) расходы на персонал (оплата труда, премии, материальная помощь, предоставление сотрудникам различных льгот, оплата социально-бытовых расходов сотрудников, командировочные расходы, расходы по найму и обучению персонала, расходы по охране труда и возмещению вреда здоровью сотрудников);
2) расходы на здания и помещения (аренда, амортизация, ремонт и эксплуатация помещения, коммунальные платежи, налоги на землю, на имущество, расходы на охрану помещений);
3) расходы по оснащению рабочих мест (приобретение, ремонт, содержание и обслуживание банковского оборудования: компьютеров, оргтехники, мебели, охранной сигнализации, сейфов, счётных машин, детекторов валют, на приобретение хозяйственного инвентаря, канцелярских товаров);
4) расходы на рекламу и стимулирование сбыта (рекламные, типографические и представительские расходы, расходы на организацию презентаций, выставок, лотерей);
5) расходы на информационное обеспечение деятельности банка (покупка и подписка периодических изданий, специальной литературы, плата за информационные продукты и услуги внешних агентств, расходы на маркетинговые исследования);
6) расходы на связь и телекоммуникации (проведение и аренда каналов связи, плата за телефонные и Интернет-услуги);
7) транспортные расходы;
8) прочие расходы по обеспечению деятельности банка (расходы на аудиторские проверки, организацию собраний акционеров, оплата нотариальных и юридических услуг, относимые на затраты налоги) [17; c. 191].
В процессе исследования следует провести структуризацию операционных расходов на процентные и непроцентные, аналогично анализу доходов.
Если в процессе анализа выявляется, что за период произошло увеличение операционных расходов, то это отражает неблагоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, либо может свидетельствовать об ухудшении менеджмента в банке.
Особое внимание заслуживает анализ таких групп статей, как расходы, связанные с обеспечением функционирования банка (административно-хозяйственные). Такие расходы, с одной стороны, прогнозируемы, что позволяет планировать их величину в перспективе. Но, с другой стороны, следует учитывать, что доля этих расходов в сумме доходов банка не должна превышать 60%. Если политика управления банковской деятельностью эффективна, то этот показатель снижается примерно до уровня 55%. Однако снижать данный коэффициент до уровня 50% и ниже опасно, так как значительную долю в накладных расходах занимает заработная плата работников банка.
В процессе анализа расходов банка необходимо не только проанализировать в динамике абсолютные и относительные величины расходов (в целом по группам расходов), но и выделить основные факторы, повлиявшие на их уровень, с тем, чтобы принять необходимые управленческие решения.
В заключение анализа доходов и расходов необходимо сопоставить доходы и расходы банка по их видам с целью определения эффективности тех или иных банковских операций.
Выводы
Подводя итоги по главе, можно отметить, что прибыль является важнейшим показателем эффективности деятельности банка, она отражает конечный результат деятельности, чистый эффект политики и операций банка в течение финансового года.
Величина прибыли определяется размерами доходов и расходов банка. При этом доходы образуются за счет поступлений денежных средств как непосредственно от предоставления банковских услуг, так и от дополнительной деятельности. В свою очередь расходы представляют собой использование денежных средств в процессе осуществления банком своей деятельности.
Важное значение анализа прибыли банка обусловлено тем, что прибыль – это материальная основа деятельности банка и источник его развития.
Глава 2. Анализ эффективности деятельности ПАО «Банк Кредит Москва»
2.1. Краткая характеристика ПАО «Банк Кредит Москва»
Акционерный коммерческий банк «Кредит-Москва» работает на российском рынке банковских услуг с 1988 г. и совершает банковские операции на основании выданной ЦБ РФ Генеральной лицензии №5.
Миссия Банка - быть надежным финансовым партнёром малого и среднего бизнеса.
Приоритетным направлением деятельности Банка «Кредит-Москва» является кредитование бизнеса малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей. Банк предоставляет весь спектр финансовых услуг предприятиям и организациям различных организационно-правовых форм и отраслей экономики, а также обслуживает частных лиц.
В соответствии с поставленными целями Банк позиционирует себя на рынке как специализированное банковское учреждение с широким спектром осуществляемых операций, позволяющее обеспечить комплексное обслуживание целевых клиентов и снижение рисков за счет диверсификации проводимых операций и оказываемых услуг.
В число основных операций Банка, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование финансового результата, входят кредитование юридических лиц и привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады.