Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 4
г) Министерство финансов РФ (Минфин России) – Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве: представителя эмитента государства, выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне; государственного органа регулирования рынка.
В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.
Будучи государственным органом регулирования рынка, Минфин РФ: устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей); аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции; регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов); регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг; ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию; контролирует приобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ: лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг; ведет государственный реестр акционерных обществ; ведет реестр инвестиционных институтов; осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.
Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.
Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для коммерческих банков – профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую – консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.
Согласно Законам РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[5] и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации»[6], Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет: установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами; регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами; регистрацию выпусков ценных бумаг банков; регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России); ведение реестра ценных бумаг банков; регистрация и ведение реестра акционерных обществ – банков; подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[7] Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.
Значительную часть регулирующих функций по рынку ценных бумаг Центральный банк передал своим территориальным управлениям.
Особая сфера ответственности Банка России - «операции на открытом рынке», инструментом которых являются ценные бумаги, а целью – регулирование объемов денежной массы в обращении;
д) Министерство государственного имущества РФ осуществляет: регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков; установление правил, регистрацию и контроль за преобразованием государственных предприятий в акционерные общества при приватизации; лицензирование, регулирование и контроль за деятельностью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов; лицензирование, регулирование и контроль управляющих чековыми инвестиционными фондами, регистрацию выпусков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов; установление правил учета и отчетности чековых инвестиционных фондов; разработку российской телекоммуникационной финансовой системы (совместно с рядом других ведомств).
Кроме того, Мингосимущество России: определяет совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг порядок создания и функционирования депозитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров; регулирование порядка применения доверительной собственности (траста), определяет содержание и порядок заключения трастовых договоров; осуществляет совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства регулирование, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества; регулирует операции с ценными бумагами подотчетного ему Российского фонда федерального имущества; определяет порядок операций с ценными бумагами при реорганизации или ликвидации предприятий по делам, находящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве);
е) Российский фонд федерального имущества – выполняет на рынке ценных бумаг такие функции, как: продажа акций в процессе приватизации; управление портфелем акций, находящихся в собственности государства, включая осуществление полномочий собственника на собрании акционеров; приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах;
ж) Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) – в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и рядом нормативных актов в области ценных бумаг МАП России осуществляет: согласование крупнейших выпусков ценных бумаг; определение порядка признания юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров; согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного; согласование создания акционерных обществ путем добровольных объединений государственных предприятий; согласование создания финансово-промышленных групп; контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля; регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам;
з) Министерство экономического развития и торговли РФ – Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. С 1993 г. происходит последовательное усиление деятельности Минэкономики России на рынке ценных бумаг в: разработке политики формирования рынка в рамках общеэкономической политики; законотворческой области; стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги; экспертизе и согласовании создания финансово-промышленных групп.[8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг относится и к денежному рынку, и к рынку капиталов. Рынок ценных бумаг также является рынком для инвестиций, привлечения незадействованного капитала.
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает: государственное регулирование; регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему: идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка); концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры; установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов); контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций); создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов; формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового); предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // "Российская газета", N 27, 10.02.1996.
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // "Российская газета", N 127, 13.07.2002.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Российская газета", N 253, 17.12.2003.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Российская газета", N 50, 12.03.2004.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 11.05.2009, N 19, ст. 2346.
Кирилловых А.А. Государственное регулирование и саморегулирование на рынке ценных бумаг: организационно-правовые аспекты // Законодательство и экономика. 2014. N 5.
Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014.
Фролова Т.А. Рынок ценных бумаг. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015 г.
-
См. Кирилловых А.А. Государственное регулирование и саморегулирование на рынке ценных бумаг: организационно-правовые аспекты // Законодательство и экономика. 2014. N 5. – С.26. ↑
-
См. Фролова Т.А. Рынок ценных бумаг. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015 г. – С.12.
↑ -
Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 11.05.2009, N 19, ст. 2346. ↑
-
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Российская газета", N 50, 12.03.2004. ↑
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // "Российская газета", N 127, 13.07.2002. ↑
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // "Российская газета", N 27, 10.02.1996. ↑
-
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Российская газета", N 253, 17.12.2003. ↑
-
См. Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014. С.274. ↑