Файл: Государственное регулирование рынка ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) Министерство финансов РФ (Минфин России) – Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве: представителя эмитента государства, выполняющего все функ­ции по выпуску государственных ценных бумаг на федераль­ном уровне; государственного органа регулирования рынка.

В качестве эмитента государства Министерство финансов Рос­сии разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заклю­чает договоры на первичное их размещение, оказывает организа­ционно-техническое содействие в создании первичного и ликвид­ного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.

Будучи государственным органом регулирования рынка, Мин­фин РФ: устанавливает правила совершения операций на рынке, уче­та и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Мин­фина выведен также оборот валютных ценностей); аттестует специалистов на право ведения операций с цен­ными бумагами (за исключением персонала банков), конт­ролирует использование квалификационных аттестатов, при­меняет санкции; регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением цен­ных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов); регулирует совместно с Банком России выпуск и обраще­ние государственных ценных бумаг; ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию; контролирует приобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ: лицензирует производство и ввоз на территорию РФ блан­ков ценных бумаг; ведет государственный реестр акционерных обществ; ведет реестр инвестиционных институтов; осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первич­ного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государ­ственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирин­гового и расчетного центра по операциям с отдельными выпуска­ми государственных ценных бумаг (например, 30-летний облига­ционный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по уче­ту, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.


Осуществляя кассовое исполнение государственного бюдже­та, Центральный банк выступает агентом по платежам, связан­ным с обслуживанием внутреннего государственного долга в фор­ме ценных бумаг.

Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для ком­мерческих банков – профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую – консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле госу­дарственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.

Согласно Законам РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[5] и «О банках и банковской деятельно­сти в Российской Федерации»[6], Банк России на рынке ценных бу­маг осуществляет: установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инстру­ментами; регулирование и контроль операций банков с ценными бу­магами; аттестацию специалистов банков на право ведения опера­ций с ценными бумагами; регистрацию выпусков ценных бумаг банков; регулирование выпуска и обращения государственных цен­ных бумаг (совместно с Минфином России); ведение реестра ценных бумаг банков; регистрация и ведение реестра акционерных обществ – банков; подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[7] Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.

Значительную часть регулирующих функций по рынку цен­ных бумаг Центральный банк передал своим территориальным управлениям.

Особая сфера ответственности Банка России - «операции на открытом рынке», инструментом которых являются ценные бумаги, а целью – регулирование объемов денежной массы в обращении;

д) Министерство государственного имущест­ва РФ осуществляет: регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков; установление правил, регистрацию и контроль за преобра­зованием государственных предприятий в акционерные об­щества при приватизации; лицензирование, регулирование и контроль за деятельно­стью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов; лицензирование, регулирование и контроль управляющих че­ковыми инвестиционными фондами, регистрацию выпус­ков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов; установление правил учета и отчетности чековых инвести­ционных фондов; разработку российской телекоммуникационной финансовой системы (совместно с рядом других ведомств).


Кроме того, Мингосимущество России: определяет совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг порядок создания и функционирования депо­зитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров; регулирование порядка применения доверительной собствен­ности (траста), определяет содержание и порядок заключе­ния трастовых договоров; осуществляет совместно с Министерством РФ по антимо­нопольной политике и поддержке предпринимательства регулирование, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные об­щества; регулирует операции с ценными бумагами подотчетного ему Российского фонда федерального имущества; определяет порядок операций с ценными бумагами при ре­организации или ликвидации предприятий по делам, находящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве);

е) Российский фонд федерального имущества – выполняет на рынке ценных бумаг такие функции, как: продажа акций в процессе приватизации; управление портфелем акций, находящихся в собственнос­ти государства, включая осуществление полномочий соб­ственника на собрании акционеров; приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах;

ж) Министерство РФ по антимонопольной по­литике и поддержке предпринимательства (МАП) – в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товарных рынках» и рядом норма­тивных актов в области ценных бумаг МАП России осуществляет: согласование крупнейших выпусков ценных бумаг; определение порядка признания юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров; согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные об­щества, определение пакета акций как контрольного; согласование создания акционерных обществ путем добро­вольных объединений государственных предприятий; согласование создания финансово-промышленных групп; контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, при­остановление лицензий на право операций с ценными бу­магами по результатам контроля; регулирование обращения товарных, фьючерсных и опци­онных контрактов через Комиссию по товарным биржам;

з) Министерство экономического развития и торговли РФ – Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение цент­рализованных инвестиций. С 1993 г. происходит последователь­ное усиление деятельности Минэкономики России на рынке цен­ных бумаг в: разработке политики формирования рынка в рамках обще­экономической политики; законотворческой области; стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в цен­ные бумаги; экспертизе и согласовании создания финансово-промыш­ленных групп.[8]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг относится и к денежному рынку, и к рынку капиталов. Рынок ценных бумаг также является рынком для инвестиций, привлечения незадействованного капитала.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядо­чения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает: государственное регулирование; регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономичес­ких условий и при этом отражают проверенную временем истори­ческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сво­дится к следующему: идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление програм­мой, законодательные акты для запуска и развития рынка); концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры; установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов); контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рын­ка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистра­ция ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инве­стиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, при­менение санкций); создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов; формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); предотвращение негативного воздействия на фондовый ры­нок других видов государственного регулирования (моне­тарного, валютного, фискального, налогового); предупреждение чрезмерного развития рынка государствен­ных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предло­жения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизво­дительных расходов государства).


Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // "Российская газета", N 27, 10.02.1996.

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // "Российская газета", N 127, 13.07.2002.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Российская газета", N 253, 17.12.2003.

Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Российская газета", N 50, 12.03.2004.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 11.05.2009, N 19, ст. 2346.

Кирилловых А.А. Государственное регулирование и саморегулирование на рынке ценных бумаг: организационно-правовые аспекты // Законодательство и экономика. 2014. N 5.

Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014.

Фролова Т.А. Рынок ценных бумаг. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015 г.

  1. См. Кирилловых А.А. Государственное регулирование и саморегулирование на рынке ценных бумаг: организационно-правовые аспекты // Законодательство и экономика. 2014. N 5. – С.26.

  2. См. Фролова Т.А. Рынок ценных бумаг. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015 г. – С.12.

  3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 11.05.2009, N 19, ст. 2346.

  4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Российская газета", N 50, 12.03.2004.

  5. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // "Российская газета", N 127, 13.07.2002.

  6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // "Российская газета", N 27, 10.02.1996.

  7. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Российская газета", N 253, 17.12.2003.

  8. См. Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014. С.274.