Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 4
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
К общерыночным функциям относятся такие, как:
1. Коммерческая функция – функция получения прибыли от операции на данном рынке.
2. Ценовая функция – рынок, обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т. д.
3. Информационная функция – рынок, производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.
4. Регулирующая функция – рынок, создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т. д.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:
- перераспределительную функцию;
- функцию страхования ценовых и финансовых рисков.
Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:
- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
- финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.[2]
Таким образом, мы определили, что рынок ценных бумаг относится и к денежному рынку, и к рынку капиталов. Рынок ценных бумаг также является рынком для инвестиций, привлечения незадействованного капитала. Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает: государственное регулирование; регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.
Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на: поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается; формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений; достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка - разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу; отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу; контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.
Основными принципами регулирования являются:
- разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка – с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором – отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
- выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных – выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;
- обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;
- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;
- соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;
- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления – коммерческими и общественными организациями.
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:
- идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;
- установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);
- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;
- формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также: крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги); макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики; крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: инвестора – при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий; эмитента – при выпуске государственных ценных бумаг; профессионального участника – при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора – при написании законов и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка – через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем: установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов); денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают: смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы; масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства; неустойчивость и конкуренция российских властных структур.
К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:
а) Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ – первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;
б) Правительство РФ – Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной работы утвержден постановлением Правительства РФ
от 30.04.2009 N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации"[3];
в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) – образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314[4], согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФСФР принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.
ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ.