Файл: Проблема профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Понятие стресса).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
Таким , к настоящему существует точка на сущность выгорания и его . Согласно данным, под « выгоранием» состояние , эмоционального и истощения, в профессиях сферы. синдром в себя три составляющие, К.Маслач: истощенность, (цинизм) и профессиональных .[10]
Под эмоциональным понимается эмоциональной и усталости, собственной .
Деперсонализация циничное к труду и своего . В социальной деперсонализация бесчувственное, отношение к , приходящим для , консультации, образования и т.д. с ними формальными, ; возникающие установки поначалу скрытый и проявляться во сдерживаемом , которое со прорывается и приводит к .
Редукция достижений – это у работни-ков некомпетентности в профессиональной , осознание в ней.[10]
последних лет существенно сферу этой , включив , не связанные с сферой, что к некоторой понятия «» и его структуры. выгорание как профессиональный , связанный с в целом, а не с межличностными в процессе её. понимание видоизменило и его компоненты: истощение, , профессиональная . С этих понятие имеет широкое и означает отношение не к клиентам, но и к и его предмету в .[10]
2.2 Симптомы «выгорания»
5 ключевых симптомов, для эмоционального :
- физические (усталость, утомление, ; из-менение ; недостаточный сон, ; плохое состояние , в т.ч. по ощущениям; дыхание, ; тошнота, , чрезмерная , дрожь; артериального ; язвы и заболевания ; болезни системы).
- симптомы ( эмоций; , цинизм и в работе и жизни; , усталость; беспомощности и ; агрессивность, ; тревога, иррационального , неспособность ; депрессия, вины; , душевные ; потеря , надежд или перспектив; деперсонализации или других - становятся , как манекены; чувство );
- поведенческие (рабочее более 45 в неделю; во работы усталость и отдохнуть; к еде; малая нагрузка; употребления , алкоголя, ; несчастные - падения, , аварии и пр.; эмоциональное );
- интеллектуальные (падение к новым и идеям в , к альтернативным в решении ; скука, , апатия, вкуса и к жизни; предпочтение шаблонам, , нежели подходу; или безразличие к ; малое или отказ от в развивающих - тренингах, ; формальное работы);
- симптомы ( социальная ; падение к досугу, ; социальные ограничиваются ; скудные на работе и ; ощущение , непонимания и другими; недостатка со стороны , друзей, .54-67]
2.3 Факторы развития «Эмоционального выгорания»
В литературе три фактора, существенную в эмоциональном : личностный, и организационный (у К. соответственно: , социальный, работы и окружения) [12,.427].
Среди особенностей, эмоциональному , Х. Дж. Фрейденберг эмпатию, , увлекаемость, , интровертированность, .
В. И. Ковальчук , что людям с уровнем и экстернальным контроля подвержены выгоранию [13,2-16].
В. В. Бойко на следующие факторы, развитию эмоционального : склонность к холодности, к интенсивному негативных в профессиональной , слабая эмоциональной в профессиональной .
Роджерс, выделяют личностные : склонность к (низкая активность и ), реактивность, и авторитарность по к другим, уровень , чрезмерно или низкая успеха, , высокий эмпатии, на стресс по «А», возраст, стаж [14,.512].
В связи с «сгорания» для К. наиболее в человеке то, что стрессом, и то, как стрессовая . Наиболее те, кто реагирует на по типу «А»: , в соперничестве, ценой; фактор у них чувство , уныния неосуществления , что хотелось [13].
К. относит к «» также тех, кто решил себя только целей, кто своё в работе до .
М. Фридман, Р. описали тип «А», характеризующийся высоким значением деятельности, устойчивостью к и стрессу, жизненным , соревновательностью, признания , агрессивностью, лидерских . Высокий негативных , являющийся психической , стремление к и связанной с неудовлетворённости своей , отсутствие поддержки отнести тип к группе с вероятностью быстрого синдрома выгорания. последствиями такого могут различного психосоматические с высоким коронарных [16, с45-49].
стрессы , личностные, ответственности. К стрессам отнести в новую среду, нововведений и в этой , ситуации требований к , внутренних , профессионального , карьеры. Так нововведений и в профессиональной могут появлению у стрессовых : беспомощности, напряжённости, работоспособности, самокритичности.
В стресса три важнейших : когнитивный, , поведенческий. индивидуальные в том, какая из психики наиболее при длительном напряжении. «мишени» ситуативные и личностные . При сильном возникают: мысли или (когнитивная ); застревание, переживаний ( сфера); стремления, , ритуалы ( сфера); социальных и социальная (социально-психологическая ).
Часто на трудности ярко в эмоциональной . Она не редко основной «» стрессового , но главный для преодоления может найден в сферах . Важную здесь построение гармоничных отношений. такой , её активизация основную психологической в преодолении трудностей. стоящие человеком не превышают его психологической , то их преодоление гибкость процессов, спектр из трудных ситуаций, опыт своей .
Х. Шредер пять личностных , ответственных за и качество на стресс: структуры, о себе, программы, структуры, межличностного .
Важнейшим защиты от психических является стратегия, в , система .
Л. И. Анциферова следующую типов в стрессовых :
1)экстерналы – от трудных , обвинение в трудностях людей, мотивация , стремление другим;
2) – предпочитают стратегию с трудностями, видеть их в себе, в своих , отличаются ответственностью и , любое рассматривают как для развития возможностей, тип формируется в при наличии подражания, родителями в решении проблем.
Тип стратегии в ситуациях силой, , уравновешенностью процессов
Поведение в соответствии с профессиональной , способствующее здоровью и росту, три основные :
1. Профессиональная , выраженная в субъективного деятельности, притязаниях, к энергетическим , стремление к при выполнении , а также сохранять между и профессиональной .
2. Стратегии проблемных , представленные как отказа от выполнения заданий; стратегии трудностей, а внутреннего . Эти признаки два различных поведения в ситуации: решение или их избегание.
Согласно концепции Антоновского, чувство когерентности связано с положительной оценкой своих возможностей в проблемной ситуации, выработкой эффективной стратегии её преодоления, положительной жизненной установкой, создающими тем самым основу для профессиональной самореализации личности.
3. Эмоциональный настрой на профессиональную деятельность, выражением которого является чувство социальной поддержки, профессионального успеха и жизненного удовлетворения [16,с 45-49].
Н. А. Аминовым обнаружены связи индивидуальных различий в толерантности к развитию синдрома эмоционального выгорания с типологическими свойствами нервной системы (слабостью, лабильностью, активностью нервных процессов) [13].
В литературе выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания:
1.Педантичный характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления – апатия, сонливость.
2.Демонстративный характеризуется стремлением первенствовать во всём, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
3.Эмотивный характеризуется чувствительностью, впечатлительностью, склонностью воспринимать чужую боль граничит с патологией, с саморазрушением [15].
К. Маслач выделила в качестве ключевых факторов синдрома эмоционального выгорания индивидуальный предел, потолок возможностей «эмоционального Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию самосохраняясь; внутре11нний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [13, с.60].
Синдром эмоционального выгорания рассматривается К. Кондо как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений. Этому соответствует и данное им образное толкование: «Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогает другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удаётся достичь того эффекта, которого ожидали». Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащённого сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных факторов в факторы эмо-ционального выгорания значительно расширило круг соответствующих профессий [13, с.60].
Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами «выгорания». Значимые корреляции были обнаружены между общим (суммарным) показателем «выгорания» и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями; между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы [18, с.240].
Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства со стороны «вышестоящих» не соответствует содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.
А. Пайнс установил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.
Основные составляющие организационных факторов:
1.Условия работы – основной упор при изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объём работы. Повышенная нагрузка в деятельности стимулирует развитие эмоционального выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень эмоционального выгорания, но этот эффект носит временный характер. Уровень эмоционального выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.
2.Содержание труда – данная группа включает количественные и качест-венные аспекты работы с пациентами: количество, частоту их обслуживания, степень глубины контакта.
3.Социально-психологические факторы – взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали.
Как отмечает В. И. Ковальчук, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов [19, с.33-41].
Распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания. Появлению синдрома эмоционального выгорания способствует наличие ролевого конфликта и неопределённости в деятельности.
В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки) [16].
Особый интерес представляет исследование в свете теории справедливости. В соответствии с этой теорией человек оценивает свои возможности относительно других людей в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Каждый человек ожидает справедливых взаимоотношений, при которых то, что он вкладывает и получает от этих отношений, пропорционально тому, что другие индивидуумы вкладывают и получают. В профессиональной деятельности взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости. Например, отношения между врачом и пациентом считаются дополняющими – врач обязан оказывать внимание, заботу и вкладывать больше, чем паци-ент. В результате устанавливаются неравноценные отношения, что может явиться причиной эмоционального выгорания. На контингенте медицинских сестёр Д. Дирендонк, Х. Сиксма выявили, что чем больше переживаний не-справедливости в отношениях со стороны других, тем ярче выражено профессиональное выгорание, которое проявляется в развитии негативных (циничных, безличных) отношений к пациентам [20].