Файл: Проблема профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Понятие стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые исследователи профессионального стресса сосредоточились на конкретных типах профессий: авиадиспетчера, водителя, военнослужащего, представителя силовых структур и др.

Представители некоторых профессий работают в экстремальных ситуациях. Характеризуя эти ситуации, авторы указывают такие признаки, как «сложные», «трудные», «особые», «критические» и т.п.

Понятие экстремальный (в переводе с лат. - крайность) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «экстремальность» обычно понятно, что речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах.

В экстремальных условиях нарушается привычный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут идти переутомление, нервное истощение, полный срыв деятельности, аффективные реакции, психогении.

экстремальных складывается не из прямой, угрозы человека, но и , связанной с ее реализации.

В исследованиях, травмирующее различных факторов, в экстремальных , на психическую человека, непатологические реакции и состояния ().

Ученые и разрабатывают рекомендации для стрессогенных в целях психологическую этих .

В работах, где психологические стресса зависимость во время от степени ситуации, от структуры (отношение к трудностям в , успеху и , уверенности и в своих , направленности , уровня ее и реальных и т.п.

Физиологические , происходящие в человека на на стрессовые , в действительности лишь уже вызванных им переживаний; без переживаний изменения не , даже стресс физиологической . Стресс, образом, как угроза, дистанционно на человека, у него то или эмоциональное к ней и подготавливая тем весь к возможным последствиям. , стресс для человека угрозой, переживания оказывают на его способность эффективно свою .

Центральным в литературе по стрессу понятие (то есть и коррекции) и результатов . В работах R.A. , посвященных общей стресса места, на исследований контроля гипотеза, что стресса при взаимодействии двумя - ответственностью и («широта » и «психологические »). Высокую имеет профессия, в индивид при ответственности недостаточный за способами и выполнения .

Существует ряд профессионального , среди наиболее является модель (и ее ), созданная в социальных Мичиганского (США). Эта стресса, социальным , отражает восприятия факторов его и его реакций, а возможные влияния состояние на индивида. различия и социального могут эти отношения.


известная профессионального предложена J.E. . Согласно модели стресса, как и в социального , является (реальная) , которая механизма ее воспринимается как отраженная. Эта переходит в принятия о проявлении реакции, является, образом, поведение, а не поведенческих, и психологических , как в модели окружения.

когнитивные к моделям стресса. детально когнитивной предлагает Т. Сох. По его , этот включает:

- к индивиду;

- особенности, и общие адаптации к (личные );

- ситуационные , влияющие на адаптации;

- выдержка.

из теорий и стресса заметный в развитие и этого , но каждая из них и свои .

Общим для моделей стресса то, что авторы определить его через параметры. С точки , как отмечает Н.И. можно два подхода в этих . Первый заключается в сопоставлении характеристик с физиологическими и результативностью .

Второй основывается на изучить природу , раскрыть предпосылки и проявления тех или внешних , которые лишь как психических .

Сопоставление и концепций и профессионального свидетельствует о том, что они два ракурса характеристик : с одной , процессуальную и , с другой – и коррелятивную (). Эти два аспекта проблемы связаны собой - профессиональная может психологические развития или отражение в статусе и в эффектов воздействия физической и среды, как любой стресс и межличностной находит отражение в , в том числе и , активности .

Серьезные проблемы измерением . Является ли независимой ? Как следует различия индивидами и у индивида, но в ситуациях? соотношение и социокультурных в происхождении ? Эти и многие вопросы остаются без .

1.3 Профессиональная деятельность

Большое в психологии имеет психофизиологических регуляции состояния в деятельности . Актуальность аспекта наличием профессий, особенностью является внешних и факторов ( постоянно или ), усложняющих деятельность, развитие состояний: и эмоциональной , переутомления, и даже состояний. проблеме посвящены в , исследования Л.А. , Л.Г. Дикой и .

На основании функционального людей при нервно-психическом было четыре стресса:

1. субсиндром проявляется в изменений и осознания , поступающей к , находящемуся в ситуации; в его представления о и внутренней среде; в направленности его и т.д.

2. Эмоционально-поведенческий стресса в эмоционально-чувственных на экстремальные, условия, и пр.

3. Социально-психологический стресса в изменениях людей, в стрессогенных . Эти изменения проявляться в социально-позитивных : в сплочении , в увеличении , в склонности лидера, за ним и т.п. При стрессе складываться формы : самоизоляция, к конфронтации с людьми и т.п.


4. субсиндром проявляется в либо , либо физиологических реакций, имеют сущность, но становиться для развития так болезней . [5, с.405]

Не сложной и проблема состояний в с повышенной профессионального . Сложные и задачи сегодня сотрудниками структур, приходится часто в экстремальных .

Эти условия присутствием и воздействием на широкого неблагоприятных, и угрожающих , порождающих уровень стресса ().

Это означает, что силовых подвергаются не физической , но и значительному возникновения группы расстройств, как посттравматические состояния. По зарубежных , такие являются срывов деятельности, увольнения, конфликтов, алкоголем и негативных .

В связи с перед психологами, в системе, , органов дел, ставятся сложные по формированию подходов к персоналом и отношений.

обратили на то обстоятельство, что к стрессу - свойство и значительно у разных . Это качество на уровне , характерологических, особенностей . Исследования обширны и в данной не представляется подробно их . Отметим , что общим для исследований примерно положения:

1. переживание способствует ряда .

2.Устойчивость к стресса и заболеваний от индивидуально-личностных .

3.Постоянное стресса и неблагоприятных состояний к неблагоприятным эмоционально-личностной .

4.Склонность к стресса и заболеваний быть характером деятельности.

констатируют, что , оказавшись в ситуации, как бы , затаивается, к окружающим , оценивая их и своих с ними. заторможенность замедляет их общения, деятельность.

В.А. отмечал, что ответа на воздействие индивидом по того, как он взаимодействовать с через идентификации и сигналов, стратегии и т.д., - личностная в этом является . Тут как раз и выявляются «» свойства системы, ее к интенсивности и воздействия ситуации, барьера адаптации, а сформированный стиль , наличие планов, и стратегий , психологическая когнитивных и т.д.

Изучение личностных в экстремальных деятельности и при стрессового обычно с точки особенностей их регуляторных . Наибольший проявляется к личностной эмоциональной , а также психологического . Основное уделяется психологических лиц с поведением «А» (расположенных к стресса по типу), проявления и соотношения и ситуативной в различных деятельности, психических от уровня личности, ее стиля, контроля и других. [6, с.

Исследователями , что помимо для каждого деятельности () профессионально личностных , существуют для многих качества, , личная , определяющая переживаний любой деятельности. состояния выступают и качества: в большей связана с напряженности и , чем интравертированность.


Во зарубежных особенностей характеристик , стресса и особое уделяется характеристикам, как: контроля, выносливость () и самооценка.

В количестве были попытки прямую между контроля, справляться со и проблемами и здоровьем или семьи. три типа контроля: , когнитивный и решительности. из типов комплексно со стрессом.

комплексно со связана личности. люди себя высоко, , что они будут или интерпретировать события как тяжелые или . Кроме , если возникает, они с ним лучше, чем с низкой . Это дает дополнительную о своих и способствует самооценки.

с низкой исходят из видов самовосприятия. , люди с самооценкой более уровень или тревожности под угрозы, чем с положительной . Во-вторых, с низкой воспринимают как имеющих способности для , чтобы угрозе. Они избегать , так как считают, что не с ними.

Селье, как бихевиористской рассматривал в качестве связи и среды ( внешний – физиологическая организма), то и его коллеги стресс как , или двунаправленные, : среда на индивида, а в свою влияет на .

Можно , что самооценка и возможности экстремальной связана с категорией, как личности, то запас, различных характеристик, или , обеспечивающих виды и специфические поведения, , адаптации и т.д.

говорить о , то прежде определим это . Б.Х. Варданян стрессоустойчивость как взаимодействие компонентов деятельности, в том эмоциональных. Он , что стрессоустойчивость «... более определить как личности, гармоническое между компонентами деятельности в ситуации и, тем , содействующее выполнению .» [7, 542-543]

На из существенных стрессоустойчивости свое П.Б. Зильберман, о том, что устойчивость быть явлением, отсутствие отражения ситуации, о недостаточной , приспособляемости. Он же свою и, на наш , одну из удачных стрессоустойчивости, под ней «... интегративное личности, таким эмоциональных, , интеллектуальных и компонентов деятельности , которое оптимальное достижение деятельности в эмотивной ». [8,с.152]

Как из приведенных стрессоустойчивости, феномен (, черта, ) рассматривается в , с функциональных , как характеристика, на продуктивность () деятельности.

итоги по главе.

научных в области состояний рассматривать психического как временное психики , отражающее и специфические его психической , подверженное (влиянию) внешней и среды ( и субъективного ), то есть индивидуальными и сферой личности.

признаков состояний как от особенностей , так и от характера работы. таких у представителей профессий определенные .

Функциональное представителя профессии, охарактеризовать как наличных тех функций и , которые или косвенно выполнение им профессиональных .


Анализ показал, что стрессогенная в профессиональной или другой вызывает процессов , согласований, при взаимодействии со стрессорами.

роль в оценки и играет устойчивость , важными которой : способность к самореализации, росту со и адекватным внутриличностных (ценностных, , ролевых); стабильность тона и настроения: к эмоционально-волевой ; адекватную мотивационную . Это целый способностей, круг явлений. охраняет от дезинтеграции и расстройств, что важно для стрессогенных .

Глава 2. Аспекты « выгорания» в деятельности.

2.1 «Эмоциональный»

Первые по проблеме выгорания в США. Американский Фреденбергер в г. описал и дал ему название "", для характеристики состояния людей, в интенсивном и общении с (клиентами) в нагруженной при оказании помощи. психолог (1976 г.) это состояние как физического и истощения, развитие самооценки, отношения к , утрату и сочувствия по к клиентам или . Первоначально под СЭВ состояние с ощущением бесполезности. симптоматика синдрома расширилась за психосоматического . Исследователи все связывали с психосоматическим , относя его к предболезни. В классификации (МКБ-Х) СЭВ к рубрике Z73 - ", связанный с поддержания образа ".[9.]

Среди , в которых выгррание наиболее (от 30 до 90% работающих), отметить , учителей, , социальных , спасателей, правоохранительных . Почти 80% психиатров, , психиатров-наркологов различной выраженности синдрома ; 7,8% - резко синдром, к психосоматическим и нарушениям. По данным, психологов-консультантов и признаки СЭВ степени выявляются в 73% ; в 5% определяется фаза , которая эмоцио-нальным , психосоматическими и нарушениями. [9.]

причиной выгорания считать , душевное . Когда (внутренние и ) длительное преобладают над (внутренними и ), у человека состояние , которое приводит к выгоранию.

У изменений и профессиональной , сопряженной с за судьбу, , жизнь , есть связь. Эти являются воздействия профессионального . Среди стрессоров, способствуют эмоционального , отмечается работы в установленном дня, большая насыщенность взаимодействия. У специалистов взаимодействия тем, что общение часами, в течение лет, а реципиентами больные с судьбой, дети и , преступники и в катастрофах, о своем , страданиях, , ненависти.

синдрома выгорания личностные : высокий эмоциональной ; высокий , особенно при подавлении эмоций; мотивов поведения; к повышенной и депрессивным , связанным с "внутреннего " и блокированием в негативных ; ригидная структура.
человека - целостная и структура, и ей искать защиты от . Одним из такой защиты и синдром выгорания. причина СЭВ - несоответствие личностью и , между требованиями к работнику и возможностями . Зачастую СЭВ несоответствием стремлением иметь степень в работе, искать и методы тех результатов, за они отвечают, и , нерациональной администрации в рабочей и контроля за ней. такого - возникновение бесполезности деятельности и ответственности.
должного за работу работником как его труда, что также к эмоциональной , снижению вовлеченности в коллектива, чувства к нему и, соответственно, к .