Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях ( Теоретические аспекты государственного управления регионом ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного управления регионом
1.1 Основные положения управления развитием регионов
1.2 Инструменты управления регионом
2. Анализ развития Оренбургской области
2.1 Анализ основных показателей экономики Оренбургской области в 2013-2015 годах
2.2 Анализ уровня социального развития Оренбургской области
2.3 Основные цели социально-экономического развития Оренбургской области
Летом 2015 года работало 1118 детских оздоровительных учреждений (лагерей). В ходе летней оздоровительной кампании было охвачено 89766 детей и подростков. Среди отдохнувших детей около трети составили дети, нуждающиеся в особой заботе государства (дети-сироты, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных семей и др.).
На 1 января 2016 года в области работало 3060 коллективов физкультуры, где в секциях и группах по видам спорта, в клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности занимались 602,1 тыс.человек (в 2014г. – 584,3), из них 196,7 тыс. (32,7%) – женщины. В сельской местности в 1947 коллективах занимались 231,5 тыс.человек.
Наиболее массовыми видами спорта среди жителей области являются волейбол (97,0% к 2014г.), футбол (103,8), легкая атлетика (101,8), плавание (103,7%).
В 2015 году на территории Оренбургской области действовало 158 туристских фирм, которые занимались организацией отдыха населения. За год было реализовано непосредственно населению 12,4 тыс.турпутевок. Число обслуженных туристов составило 28,5 тыс.человек, в том числе по Российской Федерации – 12,3 тыс.человек, по зарубежным странам – 16,2 тыс.человек.
2.3 Основные цели социально-экономического развития Оренбургской области
Цель развития Оренбургской области до 2030 года – повышение качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством.[4]
Ключевой задачей государственных органов власти и местного самоуправления Оренбургской области является создание в тесном сотрудничестве с бизнесом прозрачной системы институтов социального партнерства; обеспечение условий для конструктивного диалога социальных, профессиональных и этнических групп, формирование активных субъектов развития региона. Такая система позволит установить прямую зависимость между экономическим ростом и социальным развитием области, поможет решить ряд задач формирования комфортной среды проживания, в том числе важнейшую задачу контроля над загрязнением окружающей среды.
Достижение цели требует реализации следующих задач:
Развитие человеческого потенциала, что предусматривает преодоление демографического кризиса, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и стабилизацию численности населения к 2030 году. Развитие социальной инфраструктуры, адаптация системы образования и рынка труда к решению экономических задач позволят обеспечить рост благосостояния населения.
Создание комфортной среды обитания направлено на формирование условий для самореализации, работы и отдыха населения области, обеспечение высоких стандартов и благоприятных условий для жизни, включая качество окружающей среды и уровень социального развития. Необходимо развитие сектора рыночных услуг в областном центре и ведущих городах до уровня крупных агломераций России. В сельской местности формирование комфортной среды обитания связано с обеспечением населения базовыми социальными услугами и повышением доступности городских центров.
Модернизация традиционных для области отраслей с целью максимизации получения в них добавленной стоимости. Для этого необходимо:
- создать высокоэффективный агропромышленный комплекс, включающий производство, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции, переработку и производство продуктов питания и сырья для других отраслей промышленности, маркетинг и сбыт, логистику и другое;
- адаптировать номенклатуру продукции машиностроительного комплекса области к новым условиям на российском и мировом рынке и устойчиво занять перспективные рыночные ниши, придать инновационный импульс развитию машиностроительных производств;
- реализовать крупные инвестиционные проекты, направленные на коренную модернизацию металлургии и нефтегазохимии.
В целом модернизация традиционных отраслей будет направлена на повышение производительности труда, снижение ресурсоемкости производства, внедрение современных маркетинговых стратегий.
Формирование постиндустриального сегмента экономики. Ключевыми направлениями развития «новой» экономики региона станут:
- развитие научно-исследовательской и технико-внедренческой деятельности по направлению «живые системы» с практическим использованием в АПК, фармацевтике, производстве медицинской техники и технологий, создание новых конструкционных материалов. Приоритетные (новые) для региона отрасли будут требовать массовой подготовки квалифицированных кадров. Поэтому важнейшей задачей является создание комплекса активно взаимодействующих друг с другом научно-образовательных учреждений, формирующих кадровый потенциал приоритетных отраслей;
- формирование экспортного сегмента услуг (рекреация и туризм, бизнес-услуги, логистика, образовательные и медицинские услуги и другие), в первую очередь для населения и бизнеса Республики Казахстан и других стран Центральной Азии;
- привлечение в регион креативных индустрий (промышленный дизайн в машиностроении, информационные технологии, инжиниринговые и медиа-центры и другие). [4]
Учитывая роль и позиционирование Оренбургской области как ключевого региона в развитии сотрудничества со странами Центральной Азии и Республикой Казахстан, необходимо усиление взаимодействия с федеральными органами власти для реализации международных экономических, гуманитарных, научных, экологических проектов на территории Оренбуржья, а также активное продвижение товаров и услуг региональных производителей на центрально-азиатские рынки посредством создания современных объектов приграничной и транспортно-логистической инфраструктуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вместе с тем, несмотря на значительные различия в экономическом развитии отдельных субъектов Федерации, укрепление экономических основ федерализма возможно только в условиях единства экономического пространства РФ. Это в свою очередь означает проведение единой экономической политики в отношении всех субъектов РФ, основанной на равноправии субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; равноправии хозяйствующих субъектов, независимо от места их регистрации и деятельности, обеспечении свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, трудовых ресурсов на всей территории государства.
Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики.
В 2015 году основные усилия были сосредоточены на реализации государственных программ Оренбургской области, ответственным исполнителем которых является министерство: "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года; «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области на 2015–2020 годы»; «Развитие транспортной системы Оренбургской области» на 2015–2020 годы.
Социально-экономическое планирование и прогнозирование. Актуализирован прогноз развития области на 2015 год. Разработан новый среднесрочный прогноз развития области на 2016 – 2018 годы, который размещен в ГАС «Управление».
Привлечение инвестиций в экономику региона по-прежнему является одной из стратегических задач Правительства области. По итогам 2015 года область попала в 4 группу регионов из пяти, заняв 53 место.
С 2015 года в рамках принятого законодательства Оренбургской области введен механизм упрощенного доступа инвесторов к аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае отнесения проекта к приоритетным инвестор имеет право получить в аренду земельный участок, необходимый под реализацию инвестиционного проекта, без проведения торгов.
В рамках принятого в 2015 году Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации министерством ведется работа по подготовке проектов региональных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства. В частности, прорабатываются вопросы по передаче в концессию коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, рассматривается вопрос о создании в рамках ГЧП социальных объектов.
В прошедшем году реализованы мероприятия в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на сумму 144,3 млн. рублей, из которых 117 млн. руб. – средства федерального бюджета.
В целях развития импортозамещения и поддержки отечественного товаропроизводителя в рамках госзакупок министерством обеспечивается установление условий, запретов и ограничений допуска иностранных товаров машиностроения, медицинских изделий, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, программного обеспечения, а также условий допуска отдельных иностранных товаров по Приказу Минэкономразвития России.
Для успешного развития экономики страны необходима грамотная и целесообразная политика приведения этих ресурсов в целевое и рациональное использование, а также необходимость поддержания их экологического равновесия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 "О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"
- Постановление Правительства Оренбургской области «Об утверждении бюджетного прогноза Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года от 13 ноября 2014 г. N 871-пп
- Постановление Правительства Оренбургской области «О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» от 27.10.2016 № 769-пп
- Постановление Правительства Оренбургской области «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» от 20.08.2010 № 551-пп
- Аналитическая записка по итогам социально-экономического развития Оренбургской области за 2015 год, МЭРППТ, 2016
- Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики – М., 2014.
- Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2015 - 346 с.
- Бирюков В.А., Беднин Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2016 - 346 с.
- Васильев А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2014.-202 с.
- Видяпин В.И. Степанов М.В.. Региональная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - . 2015
- Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием – М., 2014.
- Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение Росси. М., 2015.
- Государственное регулирование экономики и социальный комплекс:Учеб. пособие для вузов /под ред. Т.Т. Морозовой, А.В. Пикулькина– М., 2015.
- Градов А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2013.- 345 с.
- Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2015. – 448 c.
- Информация об инвестиционной деятельности в Оренбургской области за 2015 год, МЭРППТ, 2016
- Кураков В.Л. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона. М.: Гелиос АРВ, 2012, 187 с.
- Курляндская Г.В., Николаенко Е.И. Региональные различия и межбюджетные отношения в РФ.// Центр фискальной политики, 2015.
- Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник, Москва, СОМИНТЕК, 2014. – 478 с.
- Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 718 с.
- Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2015. – 360 стр.
- Поляк, Г.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / Г.Д. Поляк. - 2-е издание. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 639 с.
- Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза /под ред. Гранберга А.Г. – М., 2016.
- Романовский М.В. Финансы / М.В. Романовский и др. М. Проект, 2016. - 398 с.
- Статистический ежегодник Оренбургской области. 2016
- Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Дж.Ю. Стиглиц М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 2015 - 287 с.
- Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 2016. - 47 с.
- Тургель И.Д. Региональная экономика и управление. М.: 2013.
- Уколов В.Ф. Механизмы управления развитием региона. - М.: ЮРИСТ, 2016. - 331 с.
- Федоткин В.Н. Государственное и региональное управление: точки соприкосновения и противоречия. - М.: ИНФО, 2014. – 178с.
- Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. М., 2014.
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2015. - 543 стр.
- Финансы: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Погосова И.А. – М.: Проспект, 2013. – 640 стр.
- Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики – М., 2016.
- Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2015 – 511 с.
Приложение 1
Основные целевые интегральные индикаторы, характеризующие качество жизни и развитие социальной сферы
№ п/п |
Показатель |
2020 год |
Целевое значение 2030 год |
1. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
72,0 |
не менее 75 лет |
2. |
Численность населения региона, в том числе трудоспособного, млн. человек |
2,1 |
2,1 1,125 |
3. |
Миграционный прирост, ежегодно, тыс. человек |
3,0–5,0 |
+ 3,0 |
4. |
Численность граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, процентов |
7,0 |
5,0-6,0 |
5. |
Безработица, процентов (по методике МОТ) |
6,0 |
5,0 |
6. |
Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования, процентов |
30,0–40,0 |
50,0 |
7. |
Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, процентов от численности детей соответствующего возраста |
85,0–90,0 |
100,0 |
8. |
Доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов |
30,0 |
45,0 |
Приложение 2
Основные показатели экономического и социального развития Российской Федерации и Оренбургской области за январь – декабрь 2016 года
Показатели |
Январь – декабрь 2016 года в % к январю – декабрю 2015 года |
|
Российская Федерация |
Оренбургская область |
|
Индекс потребительских цен (нарастающим итогом) |
107,1 |
104,5 |
Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) |
105,4 |
103,5 |
Индекс промышленного производства |
101,1 |
94,2 |
Продукция сельского хозяйства |
104,8 |
110,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
94,1 |
92,5 |
Реальная заработная плата |
100,6 |
101,7 |
Оборот розничной торговли |
94,8 |
93,9 |
Объем платных услуг населению |
99,7 |
100,9 |