Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях ( Теоретические аспекты государственного управления регионом ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Летом 2015 года работало 1118 детских оздоровительных учреждений (лагерей). В ходе летней оздоровительной кампании было охвачено 89766 детей и подростков. Среди отдохнувших детей около трети составили дети, нуждающиеся в особой заботе государства (дети-сироты, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных семей и др.).

На 1 января 2016 года в области работало 3060 коллективов физкультуры, где в секциях и группах по видам спорта, в клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности занимались 602,1 тыс.человек (в 2014г. – 584,3), из них 196,7 тыс. (32,7%) – женщины. В сельской местности в 1947 коллективах занимались 231,5 тыс.человек.

Наиболее массовыми видами спорта среди жителей области являются волейбол (97,0% к 2014г.), футбол (103,8), легкая атлетика (101,8), плавание (103,7%).

В 2015 году на территории Оренбургской области действовало 158 туристских фирм, которые занимались организацией отдыха населения. За год было реализовано непосредственно населению 12,4 тыс.турпутевок. Число обслуженных туристов составило 28,5 тыс.человек, в том числе по Российской Федерации – 12,3 тыс.человек, по зарубежным странам – 16,2 тыс.человек.

2.3 Основные цели социально-экономического развития Оренбургской области

Цель развития Оренбургской области до 2030 года – повышение качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством.[4]

Ключевой задачей государственных органов власти и местного самоуправления Оренбургской области является создание в тесном сотрудничестве с бизнесом прозрачной системы институтов социального партнерства; обеспечение условий для конструктивного диалога социальных, профессиональных и этнических групп, формирование активных субъектов развития региона. Такая система позволит установить прямую зависимость между экономическим ростом и социальным развитием области, поможет решить ряд задач формирования комфортной среды проживания, в том числе важнейшую задачу контроля над загрязнением окружающей среды.

Достижение цели требует реализации следующих задач:

Развитие человеческого потенциала, что предусматривает преодоление демографического кризиса, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и стабилизацию численности населения к 2030 году. Развитие социальной инфраструктуры, адаптация системы образования и рынка труда к решению экономических задач позволят обеспечить рост благосостояния населения.


Создание комфортной среды обитания направлено на формирование условий для самореализации, работы и отдыха населения области, обеспечение высоких стандартов и благоприятных условий для жизни, включая качество окружающей среды и уровень социального развития. Необходимо развитие сектора рыночных услуг в областном центре и ведущих городах до уровня крупных агломераций России. В сельской местности формирование комфортной среды обитания связано с обеспечением населения базовыми социальными услугами и повышением доступности городских центров.

Модернизация традиционных для области отраслей с целью максимизации получения в них добавленной стоимости. Для этого необходимо:

- создать высокоэффективный агропромышленный комплекс, включающий производство, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции, переработку и производство продуктов питания и сырья для других отраслей промышленности, маркетинг и сбыт, логистику и другое;

- адаптировать номенклатуру продукции машиностроительного комплекса области к новым условиям на российском и мировом рынке и устойчиво занять перспективные рыночные ниши, придать инновационный импульс развитию машиностроительных производств;

- реализовать крупные инвестиционные проекты, направленные на коренную модернизацию металлургии и нефтегазохимии.

В целом модернизация традиционных отраслей будет направлена на повышение производительности труда, снижение ресурсоемкости производства, внедрение современных маркетинговых стратегий.

Формирование постиндустриального сегмента экономики. Ключевыми направлениями развития «новой» экономики региона станут:

- развитие научно-исследовательской и технико-внедренческой деятельности по направлению «живые системы» с практическим использованием в АПК, фармацевтике, производстве медицинской техники и технологий, создание новых конструкционных материалов. Приоритетные (новые) для региона отрасли будут требовать массовой подготовки квалифицированных кадров. Поэтому важнейшей задачей является создание комплекса активно взаимодействующих друг с другом научно-образовательных учреждений, формирующих кадровый потенциал приоритетных отраслей;

- формирование экспортного сегмента услуг (рекреация и туризм, бизнес-услуги, логистика, образовательные и медицинские услуги и другие), в первую очередь для населения и бизнеса Республики Казахстан и других стран Центральной Азии;

- привлечение в регион креативных индустрий (промышленный дизайн в машиностроении, информационные технологии, инжиниринговые и медиа-центры и другие). [4]


Учитывая роль и позиционирование Оренбургской области как ключевого региона в развитии сотрудничества со странами Центральной Азии и Республикой Казахстан, необходимо усиление взаимодействия с федеральными органами власти для реализации международных экономических, гуманитарных, научных, экологических проектов на территории Оренбуржья, а также активное продвижение товаров и услуг региональных производителей на центрально-азиатские рынки посредством создания современных объектов приграничной и транспортно-логистической инфраструктуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вместе с тем, несмотря на значительные различия в экономическом развитии отдельных субъектов Федерации, укрепление экономических основ федерализма возможно только в условиях единства экономического пространства РФ. Это в свою очередь означает про­ведение единой экономической политики в отношении всех субъектов РФ, основанной на равноправии субъектов Федера­ции во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; равноправии хозяйствующих субъектов, независимо от места их регистрации и деятель­ности, обеспечении свободного перемещения това­ров, услуг, финансовых средств, трудовых ресурсов на всей терри­тории государства.

Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики.

В 2015 году основные усилия были сосредоточены на реализации государственных программ Оренбургской области, ответственным исполнителем которых является министерство: "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года; «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области на 2015–2020 годы»; «Развитие транспортной системы Оренбургской области» на 2015–2020 годы.

Социально-экономическое планирование и прогнозирование. Актуализирован прогноз развития области на 2015 год. Разработан новый среднесрочный прогноз развития области на 2016 – 2018 годы, который размещен в ГАС «Управление».

Привлечение инвестиций в экономику региона по-прежнему является одной из стратегических задач Правительства области. По итогам 2015 года область попала в 4 группу регионов из пяти, заняв 53 место.


С 2015 года в рамках принятого законодательства Оренбургской области введен механизм упрощенного доступа инвесторов к аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае отнесения проекта к приоритетным инвестор имеет право получить в аренду земельный участок, необходимый под реализацию инвестиционного проекта, без проведения торгов.

В рамках принятого в 2015 году Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации министерством ведется работа по подготовке проектов региональных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства. В частности, прорабатываются вопросы по передаче в концессию коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, рассматривается вопрос о создании в рамках ГЧП социальных объектов.

В прошедшем году реализованы мероприятия в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на сумму 144,3 млн. рублей, из которых 117 млн. руб. – средства федерального бюджета.

В целях развития импортозамещения и поддержки отечественного товаропроизводителя в рамках госзакупок министерством обеспечивается установление условий, запретов и ограничений допуска иностранных товаров машиностроения, медицинских изделий, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, программного обеспечения, а также условий допуска отдельных иностранных товаров по Приказу Минэкономразвития России.

Для успешного развития экономики страны необходима грамотная и целесообразная политика приведения этих ресурсов в целевое и рациональное использование, а также необходимость поддержания их экологического равновесия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 "О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"
  2. Постановление Правительства Оренбургской области «Об утверждении бюджетного прогноза Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года от 13 ноября 2014 г. N 871-пп
  3. Постановление Правительства Оренбургской области «О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» от 27.10.2016 № 769-пп
  4. Постановление Правительства Оренбургской области «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» от 20.08.2010 № 551-пп
  5. Аналитическая записка по итогам социально-экономического развития Оренбургской области за 2015 год, МЭРППТ, 2016
  6. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики – М., 2014.
  7. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2015 - 346 с.
  8. Бирюков В.А., Беднин Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2016 - 346 с.
  9. Васильев А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2014.-202 с.
  10. Видяпин В.И. Степанов М.В.. Региональная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - . 2015
  11. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием – М., 2014.
  12. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение Росси. М., 2015.
  13. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс:Учеб. пособие для вузов /под ред. Т.Т. Морозовой, А.В. Пикулькина– М., 2015.
  14. Градов А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2013.- 345 с.
  15. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2015. – 448 c.
  16. Информация об инвестиционной деятельности в Оренбургской области за 2015 год, МЭРППТ, 2016
  17. Кураков В.Л. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона. М.: Гелиос АРВ, 2012, 187 с.
  18. Курляндская Г.В., Николаенко Е.И. Региональные различия и межбюджетные отношения в РФ.// Центр фискальной политики, 2015.
  19. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник, Москва, СОМИНТЕК, 2014. – 478 с.
  20. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 718 с.
  21. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2015. – 360 стр.
  22. Поляк, Г.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / Г.Д. Поляк. - 2-е издание. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 639 с.
  23. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза /под ред. Гранберга А.Г. – М., 2016.
  24. Романовский М.В. Финансы / М.В. Романовский и др. М. Проект, 2016. - 398 с.
  25. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2016
  26. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Дж.Ю. Стиглиц М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 2015 - 287 с.
  27. Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 2016. - 47 с.
  28. Тургель И.Д. Региональная экономика и управление. М.: 2013. 
  29. Уколов В.Ф. Механизмы управления развитием региона. - М.: ЮРИСТ, 2016. - 331 с.
  30. Федоткин В.Н. Государственное и региональное управление: точки соприкосновения и противоречия. - М.: ИНФО, 2014. – 178с.
  31. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. М., 2014.
  32. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2015. - 543 стр.
  33. Финансы: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Погосова И.А. – М.: Проспект, 2013. – 640 стр.
  34. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики – М., 2016.
  35. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2015 – 511 с.

Приложение 1

Основные целевые интегральные индикаторы, характеризующие качество жизни и развитие социальной сферы

№ п/п

Показатель

2020 год

Целевое значение 2030 год

1.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

72,0

не менее 75 лет

2.

Численность населения региона,

в том числе трудоспособного, млн. человек

2,1

2,1

1,125

3.

Миграционный прирост, ежегодно, тыс. человек

3,0–5,0

+ 3,0

4.

Численность граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, процентов

7,0

5,0-6,0

5.

Безработица, процентов (по методике МОТ)

6,0

5,0

6.

Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования, процентов

30,0–40,0

50,0

7.

Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, процентов от численности детей соответствующего возраста

85,0–90,0

100,0

8.

Доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов

30,0

45,0

Приложение 2

Основные показатели экономического и социального развития Российской Федерации и Оренбургской области за январь – декабрь 2016 года

Показатели

Январь – декабрь 2016 года

в % к январю – декабрю 2015 года

Российская Федерация

Оренбургская область

Индекс потребительских цен

(нарастающим итогом)

107,1

104,5

Индекс потребительских цен

(к декабрю предыдущего года)

105,4

103,5

Индекс промышленного производства

101,1

94,2

Продукция сельского хозяйства

104,8

110,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

94,1

92,5

Реальная заработная плата

100,6

101,7

Оборот розничной торговли

94,8

93,9

Объем платных услуг населению

99,7

100,9