Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях ( Теоретические аспекты государственного управления регионом ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного управления регионом
1.1 Основные положения управления развитием регионов
1.2 Инструменты управления регионом
2. Анализ развития Оренбургской области
2.1 Анализ основных показателей экономики Оренбургской области в 2013-2015 годах
2.2 Анализ уровня социального развития Оренбургской области
2.3 Основные цели социально-экономического развития Оренбургской области
Все процедуры стратегического планирования или соответствующей адаптации применимы к планированию регионов Российской Федерации. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.
Некоторые приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко применяются в практике работы региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Уровень социального развития региона в конечном счете определяется его экономическим развитием: качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются:
- привлечение в регион новых производств;
- обновление структуры производства;
- развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;
- создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов — это не только привлечение в регион экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.[29]
По определению А.П. Гапоненко, цикл стратегического планирования региона можно представить в следующем виде:
1. Определение целей развития.
2. Анализ внешней среды развития региона.
3. Определение сильных и слабых сторон региона.
4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
5. Разработка концепции развития.
6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.[10]
Определение целей развития региона. Четко сформированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной задолженности.
Анализ внешней среды развития региона. На данной стадии анализируется внешняя обстановка, отмечаются благоприятные и неблагоприятные факторы развития региона (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводится системный анализ внешних социально-экономических возможностей и угроз.[31]
С помощью количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные), ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика внутреннего регионального продукта (ВРП), инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов, региональный бенч-маркинг (целенаправленный перенос передового опыта других регионов и городов) и таким образом выявляются внешние факторы регионального развития.
Определение сильных и слабых сторон региона. Оцениваются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и провалов.
Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах региона:
- человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых в сфере той или иной деятельности, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВРП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);
- природные ресурсы (использование земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);
- экономические ресурсы (структура местной экономики: превалирующие отрасли производства, которые развиваются быстрее; приватизация; собственность на землю; общественные и частные инвестиции; состав и объем муниципальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень развития малого предпринимательства; «экспортная» деятельность предприятий региона).[28]
Разработка концепции развития. На данном этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Основу концепции составляют разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, выявление конкурентных преимуществ данного региона.
Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе концепции социально-экономического развития региона разрабатывается план конкретных действий, включающий в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый результат, размер и источники финансирования, способы промежуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результаты и возможные последствия реализации планов и программ. Весьма важным аспектом составления плана может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением.
Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности предпринятых мер.
Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде, помогает ли стратегия решить критические проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жителей.
Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.
2. Анализ развития Оренбургской области
2.1 Анализ основных показателей экономики Оренбургской области в 2013-2015 годах
На 1 января 2016 года численность населения Оренбургской области составила 1994,7 тыс.человек, в том числе в городских поселениях – 1195,8 тыс.человек (59,9%), в сельской местности – 798,9 тыс.человек (40,1%). Оренбургская область по численности населения занимает седьмое место в Приволжском федеральном округе и двадцать третье место в Российской Федерации.
Естественный прирост населения составил в 2015 году в целом по области 0,3 тыс.человек, число родившихся превысило число умерших на 1,2%. Важнейшим фактором изменения численности населения является рождаемость. С 2006 по 2010 год в области наблюдалось стабильное увеличение числа рожденных (с 23,3 тыс.человек в 2006г. до 28,6 тыс.человек в 2010г.), в 2011 году – 28,2 тыс., в 2012-2013 годах увеличение до 29,8 тыс., в 2014 году снижение до 29,3 тыс., в 2015 году – до 28,4 тыс.детей.
В 2015 году Оренбургская область по уровню рождаемости (14,2 рожденных на 1000 человек населения) заняла шестое место в Приволжском федеральном округе (в 2014г. область занимала пятое место).
В 2015 году удельный вес детей, рожденных вне зарегистрированного брака, составил 20,4%: в городской местности – 17,6%, в сельской – 24,3%. В последние восемь лет доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в целом по области уменьшается, в 2007 году вне зарегистрированного брака было рождено 26,1% детей (в городской местности – 24,6%, в сельской – 27,8% детей).
В 2015 году отмечалось снижение уровня смертности по сравнению с 2014 годом на 1,4%. Уровень рождаемости превысил уровень смертности на 1,4%. С 2012 года в области наблюдается естественный прирост населения, в 2015 году данный показатель составил 0,2 человека на 1000 жителей. По уровню смертности Оренбургская область в 2015 году заняла шестое место в Приволжском федеральном округе (в 2014г. – восьмое место).[25]
В структуре причин смерти населения на первом месте остаются болезни системы кровообращения (48,2% от всех умерших), на втором – новообразования (16,5%), на третьем – внешние причины смерти (9,4%).
Таблица 1
Показатели внешней торговли оренбургской области, миллионов долларов США
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Изменение 12015 г. к 2013 г. |
Темп роста, % |
Внешнеторговый оборот |
4402,3 |
4232,1 |
3118,2 |
-1284,1 |
70,8 |
в том числе: |
|||||
со странами дальнего зарубежья |
2018,1 |
2059,3 |
1489,5 |
-528,6 |
73,8 |
со странами СНГ |
2384,2 |
2172,8 |
1628,7 |
-755,5 |
68,3 |
Экспорт |
3509,1 |
3119,2 |
2464,0 |
-1045,1 |
70,2 |
в том числе: |
|||||
со странами даль-него зарубежья |
1697,0 |
1494,1 |
1191,8 |
-505,2 |
70,2 |
со странами СНГ |
1812,1 |
1625,1 |
1272,2 |
-539,9 |
70,2 |
Импорт |
893,2 |
1112,9 |
654,2 |
-239 |
73,2 |
в том числе: |
|||||
со странами дальнего зарубежья |
321,1 |
565,2 |
297,7 |
-23,4 |
92,7 |
со странами СНГ |
572,1 |
547,7 |
356,5 |
-215,6 |
62,3 |
Уровень смертности детей первого года жизни по сравнению с 2014 годом уменьшился на 29,9% и составил в 2015 году 6,8 умерших на 1000 рожденных. Снижение уровня смертности детей наблюдалось от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий (пороков развития).
В 2015 году миграционное снижение населения (превышение числа выбывших над числом прибывших) составило 6,7 тыс.человек.
Общий миграционный оборот (сумма прибывших и выбывших) в целом по области в 2015 году составил 118,6 тыс.человек (в 2014г. – 126,9 тыс.человек). Число мигрантов, переселяющихся в пределах области, по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 3648 человек, или на 9,6%. В 2014 году в область прибыли 21772 человека, а выбыли за ее пределы 28453 человека (без внутриобластной миграции).[25]