Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях ( Теоретические аспекты государственного управления регионом ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного управления регионом
1.1 Основные положения управления развитием регионов
1.2 Инструменты управления регионом
2. Анализ развития Оренбургской области
2.1 Анализ основных показателей экономики Оренбургской области в 2013-2015 годах
2.2 Анализ уровня социального развития Оренбургской области
2.3 Основные цели социально-экономического развития Оренбургской области
ВВЕДЕНИЕ
Анализ российской практики управления регионами свидетельствует об отсутствии устоявшегося системного стратегического подхода к развитию регионов. В последние годы на смену идее о приоритете рыночного саморегулирования экономики приходит идея усиления роли государства по подготовке пусковых механизмов рыночной инфраструктуры и развития конкуренции. Во многих зарубежных странах государство активнейшим образом участвует в регулировании экономики.
Долгое время большинство ученых и специалистов рассматривали экономику региона как объект государственного управления федеральных органов власти. Считалось, что региональные органы власти практически не должны заниматься вопросами стратегического управления экономическим развитием.
Как показала практика последних лет, недостаточно совершенствовать механизмы государственного управления лишь на федеральном уровне. Российские регионы характеризуются значительной территориальной удаленностью от центра и не могут эффективно функционировать в рыночном пространстве только на основе общефедеральных законов в режиме саморегулирования без учета региональных особенностей.
В современной смешанной экономике государство выступает, с одной стороны, субъектом экономики, а с другой стороны, субъектом управления. Вместе с тем ключевым вопросом государственного управления остается соотношение рыночного и государственного регулирования экономики. Вопрос о соотношении рыночного саморегулирования и государственного регулирования является дискуссионным не только в экономической науке, но и на практике. Развитие многих стран, в частности США, свидетельствует о чередовании периодов усиления государственного регулирования экономики с периодами усиления рыночного саморегулирования.
Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.
Игнорирование этих вопросов в качестве актуальных проблем современной экономическо-управленческой мысли приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономического развития регионов России и их реальным воплощением.
Целью курсовой работы является совершенствование системы государственного управления экономическим развитием.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты государственного управления экономическим развитием региона;
- проанализировать экономическое развитие региона;
- разработать предложения по повышению эффективности управления социально-экономическими процессами.
Объектом исследования является Оренбургская область. Предметом исследования – система управления экономическим развитием области.
1. Теоретические аспекты государственного управления регионом
1.1 Основные положения управления развитием регионов
Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.
В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.
В отечественной экономике укрепляются те же тенденции современного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие сферы услуг, формирование постиндустриального общества, увеличение интеллектуальной составляющей в результатах любого производства, тотальная информатизация современного общества, развитие сетевых форм организации, исчерпание традиционных источников социально-экономического роста. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального саморазвития.
Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. К сожалению, региональные органы управления чаще действуют, как «пожарная команда». Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов зачастую отодвигаются на задний план. Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, обладая относительной самостоятельностью, все же в значительной степени определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.[35]
Саморазвитие регионов предусматривает партнерство населения, власти и капитала. Часто это партнерство подразумевает в первую очередь выполнение обычных функций регионального управления (функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, состояние дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом), а вопросы стратегического характера, касающиеся развития города или региона в целом, отодвигаются на второй план. В этом случае требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по экономическому развитию регионов.
Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.
При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр.
В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. В зависимости от доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, в которых происходят разные по своей сути процессы и к которым применимы разные рецепты управления процессом развития.
Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов, покупателей продукции). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров в настоящее время — один из факторов развития региона в целом.
В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:
- инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;
- методы стратегического планирования развития региона;
- приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.[28]
Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и постоянной трансформации персонала администраций. Для реализации новых управленческих технологий необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно повышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует использовать приемы так называемого бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения передового опыта других регионов и городов.
Таким образом:
- экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием;
- в управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента - стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;
- основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.
1.2 Инструменты управления регионом
Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.
Стратегическое планирование и стратегическое управление - испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование с успехом используется в коммерческой деятельности, в работе высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, здравоохранительный учреждений и других некоммерческих организаций. Особенно плодотворным становится применение стратегического планирования в управлении развитием региона.