Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика. (Теоретические основы системы налогового учета).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Концептуальные основы построения налогового учета
1.2 Виды и функции налогов. Классификация налогов
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «СЛОНИМСКОЕ ПМС»
2.1 Налоговый потенциал организации
2.2 Анализ налоговой политики организации
2.3 Оценка налогового бремени организации
2.4 Особенности системы налогового учета, основные пути ее совершенствования
ВВЕДЕНИЕ
Налоги для субъектов хозяйствования являются затратами, существенно влияющими на финансовые результаты предпринимательской деятельности. Поэтому оптимизация налоговой нагрузки для налогоплательщика актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании его налоговой системы.
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить, как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить, как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах[1].
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Целью курсовой работы является изучение видов и классификации налогов, а также анализ налогообложения хозяйствующего субъекта и оптимизация системы его налогообложения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть концептуальные основы построения налоговых систем;
- изучить виды и функции налогов, а также их классификацию;
- определить экономическую сущность налоговой нагрузки предприятия;
- дать характеристику исследуемого предприятия и определить ее налоговый потенциал;
- проанализировать налоговую политику предприятия;
- определить основные пути совершенствования системы налогового учета на предприятии;
Объектом исследования в курсовой работе является система налогообложения КУП «Слонимское ПМС».
Предметом исследования являются виды и классификация налогов, а также - налоговая система и налоговая политика КУП «Слонимское ПМС».
Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ученых-экономистов и финансистов, в частности Л.И Гончаренко, И. А. Майбурова, В.Г. Панскова, А.И. Погорлецкого, Т.Ф. Юткиной и других, законодательные и нормативные акты, регламентирующие область исследования, материалы периодической печати, а также средства удаленного доступа – Internet. При написании практической части работы были использованы фактические данные отчетов за 2017-2018 годы, данные бухгалтерских регистров синтетического и аналитического учета, налоговых деклараций и других источников информации КУП «Слонимское ПМС».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Концептуальные основы построения налогового учета
Специфика осуществления финансовой деятельности государства заключается в аккумуляции им денежных средств, полученных, в том числе, в результате налогообложения хозяйствующих субъектов и населения. Налоги являются частью национального дохода, которая изымается государством для реализации своих функций.
Для этого государство формирует налоговую политику на государственном уровне и уровне хозяйствующего субъекта, что предполагает ее группировку с позиции налоговой системы и позиция налогообложения.
Налоговая система, согласно И.А. Майбурову, представляет собой основанное на определенных принципах целостное единство следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
– законодательства о налогах и сборах;
– совокупности налогов и сборов;
– налоговых администраций;
– плательщиков налогов и сборов[2].
Под налогообложением понимают закрепленную в законодательном порядке процедуру установления, взимания и уплаты налогов и сборов, в том числе определение их видов, ставок и порядка их уплаты различными субъектами[3].
Данная процедура регламентируется в России законодательством о налогах и сборах, которое регулирует соответствующие властные отношения.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с хозяйствующих субъектов и населения в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства[4]
Налоги составляют базис налоговой системы[5].
Так Т. Юткина полагает, что построить налоговую систему - это обосновать ее принципиальную конструкцию, т.е. определить состав налоговых обязательств, условия их выполнения и алгоритм исчисления, а также, регламентировать совокупность экономических предпочтений и полноту прав и ответственности участников налоговых действий [6].
При построении оптимальной налоговой системы нужно исходить их следующих принципов построения. При этом в научной литературе однозначно выделенных принципов построения налоговой системы нет.
Так А. Брызгалин, ввиду комплексного характера налогов и их неоднозначной природы выделяет следующие три группы принципов построения налоговой системы государства: экономические, юридические и организационные[7].
Экономические принципы налогообложения:
- принцип справедливости подразумевает, что налогообложение не должно становиться элементом наращивания социальной несправедливости в государстве. Налоговая система должна формироваться безотносительно учета интересов каких-либо групп населения в ущерб остальным;
- принцип соразмерности подразумевает удовлетворение требований пропорциональности, т.е. фактической способности налогоплательщика к уплате налога, обоснованности, т.е. отсутствие произвольного изъятия налогов и допустимости, отсутствия установления налогов, идущих в разрез с конституциональными правами граждан ;
- принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков предполагает своевременное информирование налогоплательщика об изменениях налогового законодательства и определенность и удобство налогообложения для налогоплательщика, т. е. предоставление ему возможности выбора режима налогообложения;
- принцип экономичности или эффективности подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Среди юридических принципов налогообложения выделяет:
- принцип равного налогового бремени или равномерности налогообложения, в соответствии с которым за основу берется фактическая способность налогоплательщика к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов всех налогоплательщиков;
- принцип установления налогов законами означает, что налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом, т.е. устанавливает невозможность установления налогов административным путем;
- принцип отрицания обратной силы налоговых законов означает, что законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не могут распространяться на отношения, возникшие до их принятия;
- принцип приоритета налоговых законов над неналоговыми означает, что если в неналоговых законах имеются нормы, касающиеся налоговой сферы, то применение их возможно только тогда, когда они соответствуют нормам налогового законодательства ;
- принцип сочетания интересов государства, регионов и налогоплательщиков;
- принцип всех элементов налога в налоговом законе означает, что отсутствие хотя бы одного элемента дает налогоплательщику право не уплачивать данный налог[8].
Обязательные элементы налога установлены в НК РФ, согласно которого ими являются:
- объект налогообложения – это реализация продукции, прибыль, имущество, доход или иное обстоятельство, приводящее к возникновению, согласно законодательства, обязанности налогоплательщиком уплачивать налог;
- налоговая база – характеристика объекта налогообложения (стоимостная, физическая и др.);
- налоговый период – период (месяц, квартал, год), по окончании которого устанавливается налоговая база и сумма налога к уплате;
- налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
- порядок исчисления налога – определение суммы налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот по данному налогу;
- порядок и сроки уплаты налога - устанавливается Налоговым кодексом применительно к каждому виду налога.
Организационные принципы налоговой системы состоят из следующих:
- принцип единства – предполагает недопущение установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство государства, ограничивающих свободное перемещение в пределах государства продукции и финансовых средств и в целом деятельности населения и хозяйствующих субъектов;
- принцип множественности налогов основан на том, что большое количество налогов позволяет проводить государству гибкую налоговую политику с учетом платежеспособности налогоплательщиков .
- принцип подвижности (эластичности) – определяет способность налоговой системы к быстрому расширению или сокращению в зависимости от экономической обстановки в государстве;
- принцип стабильности – предполагает, что изменение налоговой системы, то есть состава основных налоговых платежей, условий их сбора происходит не ранее, чем три-пять лет в цивилизованных государствах Соблюдение данного принципа способствует созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и привлечения иностранных инвестиций[9].
Однако налоговые ставки ввиду изменчивости экономической ситуации в особенности на территории постсоветского пространства не могут устанавливаться на длительный период. У государства должно быть возможность к своевременной и адекватной реакции на новые экономические и политические условия, что достигается соблюдением принципа эластичности. Следует отметить, что не все налоги подвижны, поэтому налоговая система должна содержать и такие налоги, которые могут быть увеличены при необходимости.
Следует подчеркнуть, что принцип стабильности не противоречит принципу эластичности, поскольку эластичность налоговой системы подразумевает постепенное ее развитие, а не качественное ее реформирование[10].
Так, чтобы не нарушать принцип стабильности, изменения и дополнения в области налогового законодательства во многих странах вступают в силу лишь с начала нового финансового года.
Т.Ф. Юткина полагает, что основой построения налоговой системы является соблюдение следующих двух групп принципов налогообложения:
- классические принципы, иначе называемые «золотые правила» налогообложения» (принципы справедливости, определенности, удобности и экономии) являются общенациональными и определяют базис налоговых отношений плательщиков и государства в цивилизованной налоговой системе;
- функциональные, или экономико-правовые, являются внутринациональными и определяют развитие налогового производства на основании налоговых концепций, соответствующих типу государства, политическому режиму и условиям социально-экономического развития страны[11].
Для создания эффективной налоговой системы соблюдение одних только принципов ее построения не всегда достаточно.
Налоговые теории констатируют наличие тенденции взаимосвязи между развитием экономики государства, долей налоговых поступлений в бюджет и структурой налогов, т.е. изменение экономической и политической ситуации в стране выступает основной предпосылкой изменения ее налоговой системы[12].
В теории налогообложения всегда необходимо было осуществить выбор между обеспечением формирования бюджета только фискальными методами или снижением налогов в целях стимулирования предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования и расширения налоговой базы.
С тем, что налоги должны осуществлять как фискальную, так и регулирующую функции соглашаются представители разных экономических школ. Вопрос стоит в установлении общего уровня налогообложения, использования налоговых регуляторов и мерах и пропорциях налогового регулирования .
Так основная задача налоговой политики государства сводится к определению правильного соотношения налоговых мер в зависимости от имеющихся условий.
Так в условиях неполного использования факторов производства основной целью налогового регулирования является создание благоприятных условий и стимулов к увеличению совокупного спроса посредством создания благоприятных условий для инвестирования и ограничения сбережений, с одной стороны, и увеличения государственных закупок и услуг, с другой.