Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Теоретические основы ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Рынок деривативов, который соединяет в себе и экономические отношения в сфере срочной торговли финансовыми инструментами, а также отношения, которые удостоверены правами на ресурсы или на их получение, например, форвард, фьючерс, опцион, своп [8, С.26].

Таким образом можно сделать вывод о том, что рынок ценных бумаг имеет двоякую природу, которая направлена на перераспределение капитала и коррекции интересов участников рынка.

Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

1. Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

2. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

3. Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Государство является одним из первых регулирующих сил. Оно должно сформировать эффективную политику в отношении развития и регулирования рынка ценных бумаг, что подразумевает создать определенную схему для наиболее выгодного функционирования рынка в условиях тех или иных особенностей экономики, обычаев и традиций страны [11, С.126].

Не смотря на то, что на первый взгляд, кажется, что государство влияет на регулирование рынка ценных бумаг во всех странах в одинаковой степени, стоит отметить, что это не так. Это видно при сравнении систем регулирования России и Великобритании. Одна из особенностей рынка ценных бумаг заключается в том, что ценности, которые находятся в обороте этого рынка, представляют собой совокупность прав и не существуют обособлено от нормативной правовой базы, которую обеспечивает государство.

Поэтому можно сказать, что государство выполняет функцию системообразования, то есть государство создает систему, регулирующую рынок и также эта система обеспечивает его правильное функционирование. Один из ключевых элементов системообразующей функции государства, является развитие системы правоприменения и это же является приоритетным направлением государственной политики. Со времени образования рынка ценных бумаг, в мире стали складываться различные системы регулирования, сейчас сформировалось две модели того, как государство влияет на становление рынка ценных бумаг.

Первая из них, когда регулирование большей части рынка ценных бумаг производится именно государственными органами. И лишь только небольшая часть рынка контролируется не государством, а различными органами по контролю, надзору и т. д. (по другому их называют саморегулируемые организации). Их суть заключается в том, что государство дает им право устанавливать свои правила при проверке и контроле. Пример такой страны — Франция. [4, С.33]


Вторая модель — такая ситуация в стране, когда больший объем РЦБ передается саморегулируемым организациям. В таком случае, в контроле больший смысл играют переговоры между участниками рынка, различные согласования и договоренности, при этом, государство выступает не просто в роли наблюдателя за таким процессом, но и оно всё же остается основным контролером, и имеет право вмешаться в любой процесс регулирования самостоятельными организациями. Примером такой модели является Великобритания [8, С.15].

Рассматривая Россию, стоит сказать, что основным органом, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг в стране, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Она состоит из центрального аппарата и территориальных органов. Центральный аппарат состоит из 14 управлений, каждый из них отвечает за различные процессы, как эмиссия, мониторинг, правовое регулирование, деятельность профессиональных участников [20, С.12].

Соответственно, все отделы связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Эта реформа была введена после 2004 года, когда некоторые обособленные органы, которые регулировали только рынок ценных бумаг и активность бирж, были признаны недействительными.

В России Государство выполняет следующие функции на рынке ценных бумаг:

1. Разрабатывает различные программы и стратегии по наилучшему развитию рынка ценных бумаг, наблюдает и регулирует за исполнением этой программы, вырабатывает законодательные акты для реализации этих стратегий;

2. Устанавливает основные требования и правила для участников рынка ценных бумаг;

3. Обеспечивает контроль за безопасностью на рынке и его устойчивости;

4. Своевременно информирует всех инвесторов о состоянии на рынке ценных бумаг;

5. Составляет государственные системы страхования на рынке ценных бумаг;

6. Контролирует за вложениями инвестиций в государственные ценные бумаги.

Основное воздействие о н государства на рынок ценных бумаг несут нормативно- правовые акты, которые являются регуляторами рынка.

Именно с их помощью государство может не просто контролировать рынок, но и положительно влиять на общую ситуацию, возникающую на рынке и повлиять на скорость становления фондового рынка [19, С.11].

Таким образом, понимание значимости правовой инфраструктуры, ее соответствие современной экономике, ее способность отвечать вызовам возникающих экономических проблем - необходимое условие дальнейшего развития рынка ценных бумаг и экономики страны в целом.


Реализация указанного условия осуществляется государством путем создания и дальнейшего совершенствования, как отдельных нормативных документов, так и правовой инфраструктуры в целом.

Глава 2. Анализ сделок с ценными бумагами в Российской Федерации

2.1 Сделки с акциями

В значительной мере цены акций российских компаний зависят от цен на нефть.

В 2018 г. и в начале 2019 г. рост объемов сделок на срочном рынке существенно опережал рост фондового рынка. Доля срочного рынка на бирже выросла до 71,6% в феврале 2019 г. по сравнению с 52,2% по итогам 2018 г.

С одной стороны, это отражало стремление участников рынка активнее использовать биржевые деривативы для хеджирования от потерь на волатильном рынке, особенно в секторе валютных деривативов.

С другой стороны, за это время на бирже сокращались объемы торгов на фондовом рынке, что в определенной мере вело к снижению интереса участников к рынку фондовых деривативов. В целом же, как видно на рис. 1 и в табл. 1, доля рыночных сделок с акциями на спот-рынке уменьшилась с 8,4% в 2018 г. до 4,0% в феврале 2019 г.

Рис. 1. Структура рынков акций и деривативов на Московской бирже с января 2008 г. по февраль 2019 г

Таблица 1

Структура рынков акций и деривативов на Московской бирже с января 2008 г. по февраль 2019 г.

Показатели

2008 год

2013 год

2015 год

2017год

2018 год

Январь-февраль 2019 года

Основной рынок – рыночные сделки

56,7

19,8

8,0

8,5

6,0

4,0

Основной рынок – сделки РЕПО

15,1

26,7

40,3

39,0

29,4

24,1

Основной рынок – РПС

9,8

1,5

0,7

0,4

0,4

0,3

Московская биржа

4,4

5,4

0,4

0

0,0

0,0

Срочный рынок

13,9

46,7

50,7

52,2

64,2

71,6

Всего

100

100

100

100

100

100


Доля рыночных сделок с акциями на Московской бирже в феврале 2019 г. достигла 13,0% по сравнению с 20,4% в 2017 г. Наоборот, доля сделок РЕПО за тот же период выросла с 77,2 до 85,5% (рис. 2).

Рис. 2. Структура сделок с акциями на основном рынке Московской биржи с января 2008 г. по февраль 2019 г., %

При этом, как видно на рис. 3, начиная с 2015 г. в абсолютном выражении рыночные сделки на бирже уменьшаются, а обороты сделок РЕПО в рублевом выражении имеют тенденцию к росту.

Рис. 3. Объемы сделок с акциями на основном рынке Московской биржи с января 2008 г. по февраль 2019 г., млн руб.

Подобные диспропорции в структуре биржевого рынка акций создают повышенные риски для финансовой устойчивости рынка и защиты прав частных инвесторов.

Продолжающееся несколько лет сокращение торговой активности в сегменте рыночных сделок делает менее эффективным и репрезентативным механизм ценообразования акций российских компаний, увеличивая дисконты к фундаментальным показателям с учетом низкой ликвидности рынка.

Основными каналами влияния рынка акций на экономический рост является привлечение компаниями инвестиционных ресурсов с помощью первичных размещений долевых ценных бумаг, а также сделки слияния-поглощения. Наиболее крупные публичные размещения акций проходили в 2009 и 2010 гг., когда компании привлекли соответственно 17,0 млрд и 33,0 млрд долл. В 2018 г. вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры и геополитической напряженности общий объем IPO-SPO российских компаний составил 0,6 млрд долл. по сравнению с 1,7 млрд долл. в 2017 г. В 2019 г. из общей стоимости размещений акций в основной капитал за 9 месяцев года было направлено 0,9 млрд долл. По своему объему сделки IPOSPO традиционно уступают масштабам сделок слияний-поглощений, которые в 2019 г. составили 51 млрд долл. по сравнению с 71 млрд долл. годом ранее.

Таким образом, несмотря на общий спад как сделок по публичному размещению акций, так и сделок слияний-поглощений, можно сделать вывод о том, что на внутреннем фондовом рынке компании в большей мере ориентировались на стратегии слияний-поглощений, чем на органический рост.

2.2 Сделки с облигациями

В 2019 г. облигационный рынок в России продолжал развиваться, отчасти восполняя спрос на денежные ресурсы различных эмитентов в условиях внешних санкций.


Капитализация рынка рублевых корпоративных облигаций выросла с 6,6 трлн руб. в 2017 г. до 8,1 трлн руб. в 2018 г., или на 20,8% (рис. 4).

Стоимость региональных облигаций за тот же период выросла с 0,5 трлн руб. в 2017 г. до 0,6 трлн руб., или на 8,3%, в то время как объем государственных ценных бумаг практически не изменился и в 2018 г. составлял 5,6 трлн руб.

Вместе с тем объемы эмиссии внутренних облигаций в 2019 г. выросли только по корпоративным обязательствам при их уменьшении на рынке государственных и региональных долгов.

Объемы выпусков корпоративных облигаций в 2018 г. составили 1765 млрд руб. по сравнению с 1748 млрд руб. в 2017 г., т.е. выросли всего на 1,0%. Объемы размещений государственных облигаций за тот же период сократились с 1349 млрд до 836 млрд руб., или на 38,0%, региональных облигаций – с 111 млрд до 100 млрд руб., или на 9,9%.

В 2018 г. курс доллара вырос с 56,26 до 72,88 руб. Данный факт оказывает существенное влияние на оценку стоимости долговых инструментов, выпущенных российскими компаниями (рис. 4).

Рис. 4. Объемы корпоративных облигаций российских эмитентов в обращении, млрд долл.

Например, в условиях секторальных санкций задолженность российских эмитентов по еврооблигациям сократилась со 166 млрд долл. в 2017 г. до 139 млрд долл. в 2018 г. Это произошло за счет того, что при ограничениях доступа к глобальным рынкам заимствований российские компании погасили часть своей задолженности по еврооблигациям.

В то же время уменьшение совокупной стоимости внутренних корпоративных облигаций в долларовом эквиваленте со 174 млрд долл. в 2017 г. до 133 млрд долл. в 2018 г. произошло не за счет погашения долгов, а за счет переоценки стоимости данных облигаций. В результате данной переоценки на сумму около 40 млрд долл. уменьшились долги эмитентов при одновременном обесценении в валютном выражении стоимости финансовых вложений владельцев рублевых корпоративных облигаций (банков, пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, страховщиков и др.).

Отрицательное воздействие на рост внутреннего рынка корпоративных облигаций в 2018 г. оказывали сохраняющаяся на высоком уровне ключевая ставка процента и нестабильность курса рубля в условиях падения нефтяных цен. Повышение в декабре 2017 г. ключевой ставки до 17% привело к росту доходности на рынке корпоративных облигаций, в январе 2018 г. средняя доходность к погашению по индексу IFX-Bonds здесь достигла 16,0% годовых.

Однако по мере снижения ключевой ставки к началу июня 2018 г. указанная доходность по облигациям сократилась до 11,7%. Снижение ключевой ставки в условиях ограниченности внешних финансовых рынков в 2018 г. позволило расширить круг рыночных выпусков корпоративных облигаций. В 2017 г. доля рыночных выпусков облигаций в общем объеме их эмиссии составляла только 20,1% по сравнению с 53,3% в 2015 г.