Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ налога на имущество и организации учета основных средств
1.1. Обзор нормативно-правовой базы по налогу на имущество и организации учета основных средств
1.2 Общая характеристика налога на имущество организаций
1.3 Субъекты и объекты налогообложения по налогу на имущество организаций
1.4 Налоговые ставки по налогу на имущество организаций
1.5 Налоговые льготы по налогу на имущество организации
2. О Характеристике организации ООО «Электромонтаж»
2.1 Краткая характеристика ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖ»
2.2 Основные экономические показатели ООО «Электромонтаж»
2.3 Оценка эффективности использования имущества
3. О ХАРАКТЕРИСТИКЕ учетной и налоговой политики ООО «Электромонтаж»
3.1 Общая характеристика учетной политики ООО «Электромонтаж»
3.2 Формирование налогооблагаемой базы по налогу на имущество в ООО «Электромонтаж»
3.3 Анализ работы бухгалтерии ООО «Электромонтаж» по исчислению налога на имущество организации
3.4 Предложения по оптимизации налога на имущество ООО «Электромонтаж»
Основные изменения, начавшие свое действие с 2017 года, свелись к следующему.
Прекратил свое действие п. 1.1 ст. 373 НК РФ, исключавший из числа плательщиков налога организаторов Олимпийских и Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
На 2017-2020 годы установлены максимальные пределы ставок, применяемых при налогообложении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, неразрывно связанных с ними (п. 3.2 ст. 380 НК РФ).
В п. 25 ст. 381 НК РФ, согласно которому от уплаты налога освобождается движимое имущество, принятое на учет после 01 января 2013 года, внесено уточнение, относящееся к исключениям. С 01 января 2017 года из числа не освобождаемого от налога имущества исключен железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01 января 2013 года.
Введена новая ст. 381.1 НК РФ, установившая правила для применения налоговых льгот по имуществу указанному в п. 24 (имущество морских месторождений углеводородного сырья территории РФ) и в п. 25 (движимое имущество, учтенное у налогоплательщика после 01 января 2013 года). Согласно тексту этой статьи применение указанных льгот с 2018 года будет осуществляться в регионе только в том случае, если этот регион принял закон о введении у себя таких льгот. В случае отсутствия подобного регионального закона движимое имущество, учтенное после 01 января 2013 года и не относящееся к первым двум амортизационным группам, будет облагаться налогом на имущество организаций.
Таким образом, в настоящее время регулирование бухгалтерского и налогового учета со стороны государства стало намного более жестким, так как этого требует современная рыночная экономика. Все вышеуказанные документы являются неотъемлемой частью правового влияния. Они не только устанавливают какие-либо правила или требования, но и помогают субъектам или лицам, использующим данную нормативную базу, научиться применять на практике данные требования в рамках установленного закона. Это способствует сокращению количества нарушений при реализации деятельности организации, что способствует развитию не только отдельного субъекта отрасли, но и страны в целом, а также развитию межгосударственных отношений.
1.2 Общая характеристика налога на имущество организаций
Существование разных форм собственности, их экономическое противоборство вызывают необходимость взимания налога не только с его плательщиков, но и со стоимости имущества, которое прямым либо косвенным образом содействует росту дохода и прибыли любого предприятия. По критериям систематизации налогов налог на имущество организаций можно отнести к определенной группе:
1) по субъекту обложения - к налогам с юридических лиц;
2) по объекту обложения - к имущественным налогам;
3) по уровню подчиненности - к территориальным.
Все это свидетельствует о налоге на имущество предприятий (организаций) как о неотделимой части налоговой системы страны.
Налог на имущество организации является региональным налогом, введенным в действие с 1 января 1992 года законом Российской Федерации от 13 января 1991 года «О налоге на имущество предприятий» [27, с.159]. По прошествии некоторого периода времени данный налог претерпел много изменений и стал называться «Налог на имущество организаций» [20, с. 204]. Данный налог регулируется главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации.
Среди имущественных налогов (налоги на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование либо дарение) налог на имущество организации занимает центральное место по сумме поступлений в региональный бюджет (99,5 %). Это исторически обусловлено – огромная часть имущества в его стоимостном выражении находиться во владении юридических лиц, а также часть у физических лиц – примерно в 10 раз поменьше.
Налог на имущество организации в первую очередь исполняет фискальную функцию, впрочем он исполняет также и регулирующую функцию, стимулируя налогоплательщика:
- использовать собственность только по целевому назначению;
- использовать налогооблагаемую собственность результативно, таким образом, чтобы полученными доходами как минимум возместить налоговые платежи;
- повышать оборачиваемость оборотных средств – не допускать образования излишков сырья, материалов, товаров, готовой продукции, не привлеченных в процесс производства и реализации, но облагаемых налогом;
- ускорять процесс реализации товаров и готовой продукции;
- уменьшать объемы незавершенного производства, уменьшая технологический цикл производства, либо разбивать работы на отдельные этапы, которые могут быть сданы клиенту.
Налог на имущество организации призван стимулировать предприятия избавляться от налогооблагаемого имущества, не приносящего доход (из которого и уплачивается данный налог), в этом и состоит его основная экономическая роль [25, с. 422].
Сегодня законодательство РФ установило ставку налога в размере 2,2 %, ее увеличение может привести к тому, что станет невыгодно иметь на балансе предприятия не только бездействующую собственность (оборудование, сырье, материалы и т.д.), но и привлеченное в производство имущество; с другой стороны, понижение ставки налога не будет стимулировать предприятия (организации) к результативному применению основных фондов и к росту оборачиваемости оборотных средств.
Таким образом, экономический смысл налога на имущество организации заключается в том, что он противодействует накоплению излишних основных фондов и содействует разумному применению имеющихся физических источников в процессе социального производства.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных 30 главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиками.
Таким образом, необходимо сделать акцент на том, что налог на имущество организации представляет собой один из важнейших региональных налогов. Он не только содействует становлению взаимоотношений предприятия с государством, но и помогает прогрессировать инфраструктуре каждого государства за счет большого роста поступлений. Данный налог способствует также и становлению предприятия, а именно содействует устранению объектов, не приносящих предприятию экономических выгод. Тем не менее, анализируемый налог за счет мощной законодательной базы, с каждым годом преобразуется и подстраивается под стремительно меняющуюся рыночную экономику, тем самым совершенствуясь.
1.3 Субъекты и объекты налогообложения по налогу на имущество организаций
Субъекты. Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Но следует отметить и тех, кто не является его плательщиками.
Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA [5].
А также не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в частности Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", его дочерние организации, производители медиаинформации FIFA и поставщики товаров (работ, услуг) FIFA в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий. [5]
Также следует указать, что, как уже отмечалось при обзоре нормативной базы, с 01 января 2017 года прекратил свое действие п. 1.1 ст. 373 НК РФ, исключивший из числа плательщиков налога на имущество организаторов Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
Объекты налога на имущество следует рассматривать отдельно для российских организаций и для иностранных. Причем есть существенная разница по объектам даже для иностранных организаций – зависит всё от того, осуществляется ли их деятельность через постоянное представительство на территории нашей сраны или без него.
Более наглядно объекты по налогу на имущество можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2
Объекты налогообложения по налогу на имущество
Налогоплательщик |
Объект налогообложения |
1 |
2 |
Российская организация |
движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. |
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства |
движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а также имущество, полученное по концессионному соглашению |
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства |
находящееся на территории нашей страны и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество |
Следует отметить, что иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с законодательством РФ, регулирующим бухгалтерский учет [24, с. 304]
Но нельзя забывать и о том, что законодательством предусмотрены объекты, которые не признаются объектами налогообложению по налогу на имущество. В частности к таким объектам относятся:
- земельные участки и другие объекты природопользования (например, водные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ;
- объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры);
- ядерные установки, объекты хранения ядерных и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ [31, с. 597].
Таким образом, субъекты и объекты налогообложения по налогу на имущество организации являются важной составляющей данного налога. Их взаимосвязь между собой обеспечивают процесс взимания налога, тем самым, способствуя развитию деятельности не только отдельного предприятия, но и региона в целом.
1.4 Налоговые ставки по налогу на имущество организаций
Налоговые ставки налога на имущество организации устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения [34, с. 65].
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачь, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и не могут превышать:
- в 2016 году - 1,3 %,
- в 2017 году - 1,6 %,
- в 2018 году - 1,9 % [32, с. 814].
Перечень имущества, относящегося к данным объектам, утверждается Правительством РФ.
Объекты недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по ставкам, установленным законами соответствующих субъектов РФ по местонахождению указанных объектов. Размеры этих ставок не могут превышать для г. Москва– 2 %, а для других субъектов РФ – 2 %.
Также предусмотрена налоговая ставка в размере 0 %, которая устанавливается в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ. [2] При этом перечень такого имущества также утверждается Правительством РФ.