Файл: Состав правонарушения(Сущность и виды правонарушений).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
Следует сказать, что в настоящее время в связи с резким ростом во всем мире подростковой и детской преступности ставится вопрос (в отечественной и зарубежной печати, специальной литературе) о понижении порога ответственности примерно до 12 лет. Основной аргумент - более ранее взросление современного человека (акселерация). Статистика безжалостно фиксирует значительное число малолетних убийц, совершение ими других тяжких преступлений. Заметим кстати, что в русском уголовном законодательстве XVII - XVIII вв. (при Петре I, Екатерине II) субъектом преступления признавалось лицо, достигшее 10-летнего возраста. Впрочем, вопрос этот сложный и небесспорный; медикам, юристам здесь есть над чем подумать.
В различных отраслях права вопрос о субъекте правонарушения решается по-разному. Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста. В качестве субъектов налогового, гражданского, административного правонарушения могут выступать как дееспособные физические лица, так и организации.
Общее условие привлечения к ответственности физических лиц — их вменяемость, то есть психическое состояние по уровню здоровья, развития, позволяющее сознавать характер своих действий (бездействия), руководить ими и нести в связи с этим юридическую ответственность. Именно в связи с отсутствием этого элемента состава деяния гражданина, признанного недееспособным (невменяемым), не являются правонарушением. Вторым условием признания гражданина субъектом правонарушения является его возраст.
Кроме того, к субъектам некоторых правонарушений законом устанавливаются специальные требования, то есть предусматривается, что определенное правонарушение может быть совершено только так называемым специальным субъектом — должностным лицом, военнослужащим, свидетелем и т. д.
2.2 Субъективная и объективная стороны правонарушений
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной правонарушителя и, таким образом, соответствует признаку виновности.
Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло. К таким признакам (чертам, элементам) относятся следующие:
а) само реальное волевое действие либо бездействие (деяние). Человек может мыслить как угодно, но он не может поступать как угодно. Ответственность может наступить только за действия, а не за мысли. К. Маркс писал: "Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом. Мои действия - вот область, где я сталкиваюсь с законом... Законы, которые делают главным критерием не действия человека, а его образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония";
б) противоправность действия либо бездействия. Данное условие означает, что тот или иной поступок должен нарушать определенную норму права. Если же этого нет, то даже объективно опасное действие не может быть признано противоправным, а следовательно, наказуемым (например, хирург делает сложную операцию, его действия опасны, но правомерны, никакой правовой нормы не нарушают);
в) вредоносный результат, ущерб, общественная опасность. Без таких последствий поступок не считается правонарушением. Часть 2 ст. 14 УК РФ гласит: "Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности";
г) прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом. Косвенная связь не имеет значения для квалификации преступления и наступления ответственности. Например, врач назначил больному лекарство. Медсестра, делая пациенту укол, занесла инфекцию, произошло заражение крови, больной скончался. Отвечать будет медсестра, а не врач, хотя без его назначения летального исхода, возможно, и не было бы. Здесь связь есть, но не непосредственная, а опосредованная.
Для более полной характеристики объективной стороны принимаются во внимание и некоторые другие факультативные (дополнительные) признаки и условия: место, время, способы совершения деяния; группой или в одиночку, с применением оружия или иных технических средств; систематически, повторно, с особой жестокостью и тому подобные обстоятельства.
Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Они показывают антиобщественные устремления злоумышленника, раскрывают социально-психологический механизм совершения уголовно наказуемой акции. К субъективной стороне относят также предварительный сговор, сильное душевное волнение, поведение после преступления. Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос: как субъект относится к своему деянию, каковы были его побуждения.
Все это выражается понятием "вина" или "виновность". Вина выступает в двух формах:
1) умышленная;
2) неосторожная.
В свою очередь, умысел может быть прямым или косвенным (эвентуальным). Неосторожная вина также подразделяется на два вида:
а) преступную самонадеянность или легкомыслие;
б) преступную небрежность или халатность.
Прямой умысел - это когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желал их наступления.
Косвенный умысел - это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.
Правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправность своего деяния, предвидело, а также желало или сознательно допускало наступление общественно вредных последствий либо относилось к ним безразлично. В зависимости от отношения субъекта правонарушения к возможным вредным последствиям своих действий (бездействия) умысел разделяют на прямой (желание их наступления) и косвенный (нежелание, но сознательное допущение или игнорирование их наступления).
Самонадеянность (легкомыслие) – это когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Неосторожность всегда характеризуется тем, что правонарушитель не желает наступления вредных последствий, однако либо предвидит их наступление, но без достаточных на то оснований надеется на их предотвращение, либо не предвидит вредного результата, хотя мог и должен был его предвидеть. Так, турист, не потушив на привале костер, предвидит, что в результате его бездействия может вспыхнуть пожар, который уничтожит лес, однако надеется, на возможный дождь, лесников, на то, что огонь погаснет сам. Расчет при этом оказывается ошибочным, так как для него не было достаточных оснований. Рабочий, выбрасывая поздним вечером из окна строительный мусор, не предвидит, что причинит увечье случайному прохожему, однако действует небрежно, поскольку исходя из элементарных правил осторожности так поступать нельзя.
Следует заметить, что в последнее время распространились так называемые «безмотивные преступления», когда субъект даже не может объяснить, почему он совершил то или иное преступление. Обычно отвечает: "просто так", "не знаю", "случайно".
Таким образом, правонарушение — это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм и влекущее юридическую ответственность.
Глава 3. Меры профилактики правонарушений
Для устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений (преступлений и административных проступков), принимаются общие и индивидуальные меры.
Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан, индивидуальная - на оказание воспитательного воздействия на безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия, лиц без определенного места жительства и др., на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми (ст. 15 Закона о профилактике правонарушений).
Статьей 17 Закона о профилактике правонарушений установлены следующие формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ, государственных программ субъектов, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений. Финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией данных программ, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений (ст. 29 Закона о профилактике правонарушений). Данные программы разрабатываются с целью реализации основных направлений профилактики правонарушений, утверждаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и приобретают тем самым нормативный, общеобязательный характер.
Таковыми являются, например, государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утв. Постановлением Правительства от 15.04.2014 N 345; государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утв. Постановлением Правительства от 30.12.2015 N 1493, и др. Разработка и реализация государственных программ осуществляются федеральным органом исполнительной власти либо иным главным распорядителем средств федерального бюджета, определенным Правительством в качестве ответственного исполнителя государственной программы. Государственная программа подлежит общественному обсуждению и предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов ответственных исполнителей и утверждается актом Правительства Российской Федерации. Проект государственной программы, а также предложения о внесении изменений в государственную программу одновременно с внесением на рассмотрение в Правительство представляются в Государственную Думу Федерального Собрания в соответствии с ФЗ от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле". Государственная программа, утв. Правительством, размещается на официальном сайте ответственного исполнителя в сети Интернет в течение 2 недель со дня официального опубликования нормативного правового акта о ее утверждении (п. 6 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 588).
Особое значение в сфере профилактики правонарушений имеет государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утв. Постановлением Правительства от 15.04.2014 N 345. Данная программа содержит паспорт, в котором определяются ответственный исполнитель - МВД, участники программы - Минобороны, МЧС России и др., программно-целевые инструменты программы, цель и задачи программы, целевые индикаторы и показатели программы, сроки и этапы реализации программы (2013 - 2020 гг.), объемы финансирования программы, ожидаемые результаты реализации программы, а также подробную характеристику сферы реализации программы. Так, цель программы заключается в повышении качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также повышении доверия к органам внутренних дел со стороны населения. Приоритетные задачи программы: повышение качества и эффективности предварительного следствия; повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности и дознания; повышение эффективности охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и государственной охраны имущества; повышение безопасности дорожного движения; обеспечение высокого боевого потенциала и совершенствование служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД; повышение качества функционирования системы МВД. Целевыми индикаторами и показателями являются: количество тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела по которым впервые приостановлены по п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 208 УПК, по отношению к 2011 году; удельный вес возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба по уголовным делам, оконченным следователями, и по уголовным делам, оконченным дознавателями; количество неразысканных преступников по отношению к 2011 году; число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах, по отношению к 2011 году; уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных); социальный риск (число лиц, погибших в ДТП, на 100 тыс. населения). В качестве ожидаемых результатов реализации программы указываются: сокращение количества наиболее общественно опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений, оставшихся нераскрытыми; увеличение удельного веса возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба по оконченным уголовным делам за счет повышения эффективности работы следователей и дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации; повышение уровня безопасности граждан за счет сокращения числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах; повышение уровня уверенности граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов; сохранение положительной динамики сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.