Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса продажи..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
2.3. Характеристика результатной информации.
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
2.5. Характеристика базы данных.
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).
2.7 Описание программных модулей.
Для разработки информационной системы был выбран язык программирования Delphi, и среда разработки Delphi 7 в виду наличия опыта работы с данной средой у разработчика.
В качестве системы управления базой данных была выбрана СУБД Microsoft SQL SERVER.
СУБД MS SQL Server 2008 наделена всеми необходимыми возможностями. В частности, система обладает следующими преимуществами:
- обеспечивает высокую надежность и устойчивость к различным сбоям;
- позволяет осуществлять доступ к данным посредством ЛВС;
- обладает развитой системой репликации, позволяющей избегать конфликтов изменений и чтений информации при многопользовательском доступе к БД.
2 глава. Проектная часть.
2.1. Информационная модель и её описание.
Информационной моделью называют схему движения входной, промежуточной и результативной информации и функций предметной области. Также с помощью информационной модели объясняется с помощью каких входных данных (документов) и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение основных функций. Информационная модель проектируемой ИС представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Информационная модель
В соответствии с составленной информационной моделью Пользователи могут может работать со всеми справочниками информационной системы.
Также пользователи могут добавлять вводить данные о заказах клиентов и формировать выходные документы: заказ покупателя и чек об оплате.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
В информационной системе используются четыре справочника, характеристики которых приведены в таблице 2.
Таблица 2
Справочники информационной системы
№ пп |
Название справочника |
Ответственный за ведение |
Средний объём справочника в записях |
Среднюю частоту актуализации |
Средний объем актуализации, % |
1 |
Пользователи |
Старший менеджер |
2 |
1 раз в полгода |
50 |
2 |
Клиенты |
Старший менеджер |
10 |
1 раз в месяц |
10 |
3 |
Товары |
Старший менеджер |
1000 |
1 раз в неделю |
10 |
4 |
Категории |
Старший менеджер |
10 |
1 раз в месяц |
10 |
За ведение всех справочников отвечает старший менеджер, для каждого вида справочника своя частота актуализации и средний объем актуализации.
Реквизитный состав каждого справочника представлен в виде таблицы 3.
Таблица 3
Реквизитный состав справочников информационной системы
№ п/п |
Наименование справочника |
Перечень реквизитов |
1 |
Пользователи |
ФИО пользователя Логин Пароль Телефон Электронная почта |
2 |
Клиенты |
Наименование (ФИО) Телефон Электронная почта |
3 |
Товары |
Наименование Описание Единица измерения Цена |
4 |
Категории |
Наименование |
Редактирование и ввод новых записей во все справочники осуществляется с помощью специальных форм.
На рисунке 6 изображена форма для работы с записями справочника «Пользователи».
Рисунок 6. Форма Пользователь
Поле для ввода пароля продублировано, это необходимо для того, чтобы исключить возможность опечатки при вводе пароля.
Перед сохранением данных проверяется наличие пользователей с таким же логином (каждый пользователь должен иметь уникальный логин), сложность введенного пароля (минимум одна цифра и один прописной знак).
Формы для работы с записями других справочников имеют аналогичный вид (Рисунок 7-9).
Рисунок 7. Форма Клиент
Рисунок 8. Форма Товар
Рисунок 9. Форма Категория
В качестве входных данных для информационной системы выступают данные о заказах клиентов. Эти данные вводятся в ИС с помощью специальной формы, приведенной на рисунке 10.
Рисунок 10. Форма для добавления заказа клиента
Данные, введенные в формы, которые приведены выше, сохраняются в базе данных и используются для формирования выходных данных.
2.3. Характеристика результатной информации.
В качестве выходных данных выступают заказ клиента и чек об оплате.
Подробное описание выходных данных в таблице 4.
Таблица 4
Описание результатной информации
Наименование |
Заказ клиента |
Чек об оплате |
Реквизиты |
Номер заказа клиента Наименование клиента Товары в заказе Количество товаров Цена товаров Дата формирования Сотрудник, оформивший заказ |
Номер заказа клиента Наименование клиента Сумма оплаты Дата формирования Сотрудник, принявший оплату |
Таблицы, на основе которых формируется |
Заказ клиента Клиенты Товары Категории Сотрудники |
Заказ клиента Клиенты Сотрудники |
Частота формирования |
По мере необходимости |
По мере необходимости |
Способ доставки |
Файл в формате Excel |
Файл в формате Excel |
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
Базовый набор функций разработанной информационной системы можно изобразить в виде дерева, изображенного на рисунке 11.
Рисунок 11. Дерево функций
Выполнение функций разработанной информационной системы осуществляется с помощью ведения диалога с пользователем. То есть Пользователь информационной системы выполняет какие-то действия, а программа соответствующим образом на них реагирует. Сценарий диалога с пользователем представлен на рисунке 12.
Рисунок 12. Сценарий диалога
Началом диалога является запрос логина и пароля пользователя для доступа в систему. После успешного прохождения авторизации пользователю предлагается выбрать задачу, которую он собирается решить: работа со справочниками, работа с заказами. В зависимости от выбора пользователя ему открываются различные формы пользовательского интерфейса, предназначенные для решения выбранной задачи.
2.5. Характеристика базы данных.
В качестве системы управления базой данный для разрабатываемой информационной системы была выбрана СУБД Microsoft SQL Server.
Для хранения всех необходимых данных была спроектирована и создана база данных, состоящая из 6 таблиц. ER-модель спроектированной базы данных представлена на рисунке 13.
Рисунок 13. ER-модель базы данных
Описание всех таблиц базы данных представлено в таблицах 5-10.
Таблица 5
Таблица users
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код пользователя |
id |
int |
4 |
AI |
ФИО пользователя |
fio |
varchar |
120 |
|
Логин пользователя |
login |
varchar |
120 |
|
Пароль пользователя (в зашифрованном виде) |
password |
varchar |
120 |
|
Email пользователя |
|
varchar |
120 |
|
Телефон пользователя |
phone |
varchar |
120 |
Таблица 6
Таблица client
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код клиента |
id |
int |
4 |
AI |
Наименование |
caption |
varchar |
120 |
|
Телефон |
phone |
varchar |
120 |
|
Адрес |
address |
varchar |
120 |
Таблица 7
Таблица product
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код продукта |
id |
int |
4 |
AI |
Наименование |
caption |
varchar |
120 |
|
Описание |
description |
text |
65655 |
|
Единица измерения |
edizm |
varchar |
120 |
|
Цена |
price |
decimal |
10 |
|
Код категории |
categoryid |
int |
4 |
Таблица 8
Таблица category
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код категории |
id |
int |
4 |
AI |
Наименование |
caption |
varchar |
120 |
Таблица 9
Таблица order_product
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код заказа |
orderid |
int |
4 |
|
Код товара |
productid |
int |
4 |
|
Количество в заказе |
ordercount |
int |
4 |
|
Цена за единицу |
price |
decimal |
10 |
Таблица 10
Таблица order
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код заказа |
id |
int |
4 |
AI |
Номер заказа |
ordernumber |
int |
4 |
|
Дата создания |
createdate |
datetime |
10 |
|
Сумма заказа |
ordersum |
float |
4 |
|
Код клиента |
clientid |
int |
4 |
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).
Проект программы состоит из четырех модулей:
- модуль Main.pas (главный модуль);
- модуль Order.pas (работа с заказом);
- модуль Connect.pas (настройки соединения с базой данных);
- модуль Sprav.pas (работа со справочниками).
Подробное описание модулей представлено в виде таблицы 11.
Таблица 11
Описание модулей системы
№ п/п |
Наименование модуля |
Функции модуля |
---|---|---|
1. |
модуль Main.pas |
содержит процедуры и функции, отвечающие за отображение главного окна программы и её главного меню |
2. |
модуль Order.pas |
в данном модуле запрограммированы процедуры для работы заказом (добавление нового, редактирование добавленного ранее, формирование входных документов) |
3. |
модуль Connect.pas |
модуль содержит процедуры и компоненты для инициализации подключения и осуществления всех операций взаимодействия с базой данных (отправки SQL-запросов и обработка результатов их выполнения) |
4 |
модуль Sprav.pas |
модуль содержит процедуры и компоненты для выполнения основных операций со справочниками информационной системы (просмотр, добавление, изменение, удаление записей) |
Дерево вызова программных модулей приведено на рисунке 14.
Рисунок 14. Дерево вызова программных модулей
2.7 Описание программных модулей.
После запуска программы инициализируется подключения к базе данных. Соединение с базой данных осуществляется с помощью технологии ADO.