Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса продажи..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
2.3. Характеристика результатной информации.
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
2.5. Характеристика базы данных.
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).
2.7 Описание программных модулей.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие информационных технологий изменило наши жизни, они стали неотъемлемой частью практически любой работы, незаменимым залогом успеха и конкурентоспособности любого предприятия и, зачастую, единственным способом эффективной экономии времени и денег в любой сфере жизни. Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Цель курсовой работы – проектирование информационной системы для реализации бизнес-процесса «Продажи» на примере компании «ЭлектроШОК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать текущую организацию бизнес-процесса продажи компании «ЭлектроШОК» и возникающего при его выполнении документооборота;
- выбрать и обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению;
- составить информационную модель проектируемой информационной системы;
- разработать базу данных и программные модули ИС;
- описать контрольный пример реализации проекта.
1 глава. Аналитическая часть.
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
Деятельность компании «ЭлектроШОК» заключается в розничных продажах электротоваров различных групп: от настольных ламп до генераторов.
Магазин «ЭлектроШОК» занимает несколько помещений (склад товаров и торговый зал). У компании имеются договорные отношения с поставщиками, которые осуществляют поставку электротоваров и сопутствующей продукции на склад магазина. Затем эти товары выставляются для демонстрации в торговом зале.
У компании имеется собственный штат сотрудников, в который входят продавцы-консультанты торгового зала, руководитель отдела закупок, кладовщик, грузчики и бухгалтер.
Когда клиент приходит в магазин «ЭлектроШОК», все его взаимодействие осуществляется с менеджером торгового зала, который проводит консультации клиента по интересующим его вопросам, а также осуществляет продажу техники: операции с денежными средствами, отбивка чека и т.д. После оплаты товара клиент получает чек, на основании которого работники склада отгружают перечисленные в нем товарные позиции. Если товара на складе нет, то работник склада составляет заявку на его заказ и направляет данную заявку в отдел закупок.
Далее отдел закупок формирует заказы для поставщиков, которые в свою очередь поставляют товар на склад, где его принимают работники склада.
Работник торгового склада магазина принимает от отдела закупок списки заказанных товаров. Когда по данным заказам приходит товар от поставщиков, работник склада сверяет количество товара в заказах, счет-фактурах и фактическое наличие товара. Кроме того, при приеме товара работник склада проверяет сохранность упаковок товаров. После этого товар распределяется по отделам для выставления его на демонстрационные стенды, выдаются соответствующие накладные и ценники.
В качестве предмета исследования в рамках данного курсового проекта выступает организация бизнес-процесса «Продажи». Данный процесс целиком выполняется менеджерами торгового зала.
Для более подробного изучения организации бизнес-процесса продаж в компании ООО «ЭлектроШОК» будет использован метод моделирования.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.
Для анализа бизнес-процесса воспользуемся функционально-структурным моделированием этой деятельности. В качестве основной методологии построения функциональных моделей выступает IDEF0.
Методология описания бизнес-процессов IDEF0 предполагает указание не только входов и выходов, но и дополнительных входов. Всего в данном стандарте выделяют три типа входа: первый так и называется вход, второй – управлением, а третий – механизмами.
Стандарт IDEF0 регламентирует с помощью входа (первый тип входных данных) показывать объекты, которые преобразуются в данным бизнес-процессе, это могут информационные и материальные потоки. С помощью управления (второй тип) показывают объекты, которые управляют выполнением бизнес-процессам. С помощью механизмов (третий тип) необходимо показывать объекты, которые непосредственно осуществляют данный бизнес-процесс: сотрудники, технические средства, информационный системы. На выходе бизнес процесса показывают результат выполнения данного бизнес-процесса.
На первом этапе построения IDEF0 модели система представляется как единое целое. Основная цель данного этапа – выявить входные и выходные данные, а также механизмы и правила для данной системы. Диаграмма данного этапа называется контекстной. Контекстная диаграмма для бизнес-процесса «Продажи» изображена на рисунке 1 (для построения диаграмм использовалось CASE- средство AllFusion Process Modeler 7)
Рисунок 1. Контекстная диаграмма
В качестве входных данных для исследуемого бизнес-процесса выступают остатки товаров на складе и заявка от клиента на покупку, в качестве выходных данных – заказ покупателя, чек об оплате и проданные товары. Бизнес-процесс выполняется менеджерами торгового зала в соответствии с регламентом работы торгового зала.
Следующий этап построения функциональной модели – декомпозиция контекстной диаграммы на составляющие её бизнес-процессы. Диаграмма декомпозиции процесса продаж представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции
Продажа товаров товара состоит из четырех основных этапов:
- выяснение потребности клиента;
- уточнение данных нужных товаров;
- оформление заказа покупателя;
- прием оплаты.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
В процессе выполнения бизнес-процесса продаж в компании «ЭлектроШОК» формируются два документа: заказ покупателя и чек об оплате. На рисунках ниже (рисунки 3 и 4) приведены схемы документооборота для каждого из этих документов.
Рисунок 3. Схема документооборота для заказа покупателя
Рисунок 4. Схема документооборота для чека об оплате
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
Информационное обеспечение комплекса задач, которые поставлены перед данным проектом организовано в виде реляционной базы данных, в которой хранится вся информация, необходимая для автоматизации процесса продаж.
Существует очень простое понятие БД как большого по объему электронного хранилища информации, в которое организация помещает все данные, которые используются при деятельности этой организации, а доступ к этой информации осуществляется посредством специального программного обеспечения. Однако чаще всего под базой данных понимают любой массив взаимосвязанных данных, хранящихся на компьютере.
Базы данных проектируются на основе представлений конечных пользователей конкретной организации, которые называют концептуальными требованиями к системе. Именно конечный пользователь принимает какие-то решения на основе полученной информации, хранящейся в базе данных. От оперативности и качества этой информации будет зависеть эффективность работы организации. Данные, помещаемые в базу данных, также предоставляет конечный пользователь.
Существуют определенные правила создания и проектировании базы данных для нужд какой-либо организации:
- База данных должна содержать в себе все необходимые для работы организации данные, хранимая информация должна быть в актуальном состоянии;
- База данных должна обеспечивать доступ ко всей информации за приемлемое время, то есть отвечать заданным требованиям производительности;
- База данных должна удовлетворять выявленным и вновь возникающим требованиям конечных пользователей;
- База данных должна иметь возможности расширения, на случай расширения сферы деятельности организации;
- База данных должна легко изменяться при изменении программной и аппаратной среды;
- Данные, которые загружаются в базу данных, должны быть корректными, поэтому при добавлении данных должна проводиться проверка вводимых данных;
- Доступ к информации, хранимой в БД должны иметь только лица и сотрудники организации, имеющие на это соответствующие полномочия и должностные обязанности;
- Работа с базой данных не должны вызывать трудностей у пользователей, для этого обязательно нужен дружественных интерфейс.
Реляционная модель базы данных – это такая модель, где БД – совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
Программное обеспечение – это совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных и т. п.).
Для реализации проектируемой информационной системы необходимо выбрать язык программирования для создания пользовательского интерфейса и систему управления базой данных для организации хранения информации в виде базы данных.
В качестве возможных альтернатив были выбраны три наиболее популярных языка: Delphi, C++ и Java.
Delphi - язык программирования высокого уровня, имеющий следующие особенности
- набор операторов языка отражает принципы структурного проектирования и позволяет записывать достаточно сложные алгоритмы в лёгкой и элегантной форме;
- синтаксис языка достаточно несложный и включает в себя возможности объектно-ориентированного программирования;
- язык лёгок для изучения;
- позволяет работать с базами данных;
- позволяет составлять отчёты;
- наличие компилятора с возможностью компоновки исполняемых файлов под операционные системы семейства Windows.
Следующий язык – язык С++. Синтаксис этого языка более сложен по сравнению с простым и ясным синтаксисом Object Pascal, который положен в основу языка Delphi, поэтому Object Pascal претендует на роль языка, идеально подходящего для описания алгоритма. Во всех случаях Object Pascal имеет самый быстрый, среди продуктов подобного рода, оптимизирующий компилятор, позволяющий создавать быстрые и относительно компактные программы. С++ является языком программирования общего назначения. Единственная для него область применения - системное программирование, понимаемое в широком смысле этого слова. С++ успешно используется во многих областях приложения, далеко выходящих за его естественную область применения. Реализации С++ находятся на всех машинах, начиная с самых скромных микрокомпьютеров - до самых больших супер-ЭВМ, и практически для всех операционных систем.
Язык С++ проектировался для использования в довольно традиционной среде, такой как: в системе программирования С операционной системы UNIX. Однако, такие возможности, как динамическая загрузка, развитые системы трансляции и базы данных для хранения определений типов, дают вполне обоснованные доводы в пользу использования С++ как более богатую программную среду.
И последний из самых популярный в последнее время языков – язык программирования Java. Программы на Java транслируются в байт-код, выполняемый виртуальной машиной Java (JVM) – специальной программой, которая обрабатывает байтовый код и передает соответствующие команды оборудованию.
Главным достоинство такого способа выполнения программ является независимость транслируемого байтового кода от операционной системы и оборудования. То есть JAVA-приложения могут быть выполнены на любом устройстве, для которого существует виртуальная машина. Еще одной особенностью технологии Java является полный контроль исполнения программы виртуальной машиной, что обеспечивает гибкие возможности безопасности и защиты данных. Любые операции, которые не должны входить в полномочия программы (например, доступ к закрытым или конфиденциальным данным, соединения с другим компьютером и пр.) вызывают завершение работы программы. К недостаткам технологии Java следует отнести сниженную производительность, по сравнению с классической технологией программирования в виде дополнительных операции по трансляции программы в байт-код.