Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права(Понятие, предмет и методы предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права становятся важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

По причине вероятностного характера рыночной экономики предпринимательство неизбежно связано с риском. Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск – один из основных квалифицирующих признаков предпринимательской деятельности. Термин "риск" ("risco") в переводе на русский язык означает "скала", испанские и португальские мореплаватели этим словом обозначали опасность, угрожающую их кораблям. В этом значении - "опасность" или "угроза опасности" - слово "риск" укоренилось в русском языке. Именно в смысле опасности, страха, угрозы понести невыгодные материальные последствия слово "риск" используется в праве.

Предпринимательское право отражает основные аспекты правового регулирования, как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей. Предпринимательское право включает основы правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, представляющего комплекс имущественных отношений (по субъектам, объектам, договорным обязательствам и др.), в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, касающихся деятельности предпринимателей.

Теоретической базой данного исследования являются работы советских и российских специалистов в области предпринимательского права, в числе которых: С. С. Алексеев, В. С. Анохин, В. К. Бабаев, Н. Д. Егоров, О. С. Иоффе, В. В. Лаптев, В. С. Мартемьянов, О. М. Олейник, В. Д. Сорокин, М. Д. Шаргородский и др.

Предмет исследования - основные аспекты предпринимательского права.

Целью данной работы является изучение предмета, методов и принципов предпринимательского права.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

- раскрыть понятие и предмет предпринимательского права;

- изучить методы предпринимательского права;

- проанализировать сущность понятия принципа предпринимательского права;

- описать основные принципы предпринимательского права.


Структура и объем курсовой работы: общий объем курсовой работы 39 страниц. Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов, заключения и списка литературы, насчитывающего 26 источников.

1.ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

1.1.Понятие и предмет предпринимательского права

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом отрасли предпринимательского права являются общественные отношения, которые регулируются нормами предпринимательского права [17].

Всю совокупность общественных отношений можно разбить на следующие группы.

Первую группу составляют отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В литературе эта группа отношений часто именуется предпринимательскими отношениями. Рассматриваемые общественные отношения складываются в процессе деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, между юридически равными субъектами товарно-денежных отношений [21].

Вторую группу составляют тесно связанные с предпринимательскими иные, некоммерческие отношения. Данная группа отношений характеризуется тем, что входящие в нее отношения непосредственно не направлены на получение прибыли, но являются необходимыми, создают основу, предпосылки для ее осуществления. В частности, к ним относятся организационно-имущественные отношения, возникающие в процессе создания и прекращения субъектов предпринимательства, получения ими лицензий и иных разрешений и т.п. Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, в частности товарных и фондовых бирж, ассоциаций (союзов) юридических лиц и т.п.

В третью группу входят отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Отношения, входящие в эту группу, возникают между уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями в процессе государственного регулирования предпринимательства в целях обеспечения государственных и общественных интересов. Эти отношения регулируются публично-правовыми методами.


Четвертая группа - внутрихозяйственные (внутрикорпоративные, внутрифирменные) отношения [18].

Они возникают в процессе создания и управления деятельностью предпринимательских образований со сложной структурой. Внутрихозяйственные отношения характеризуются "локальной сферой проявления и жесткостью регулятивного начала как преобладающего признака".

Предпринимательское право как научная дисциплина — система знаний об отрасли предпринимательского права, определяющая место предпринимательского права в системе отраслей российского права, раскрывающая предмет и методы предпринимательского права, сущность предпринимательской деятельности в целом, систему источников права, зарубежный опыт, а также исторический анализ этапов становления, развития и дальнейших перспектив отрасли права. Важное место занимает изучение предпринимательско-правовых школ, заложивших основы самостоятельности отрасли права. В науке предпринимательского права большое внимание уделяется методам сравнительного правоведения, позволяющим определить достоинства и недостатки развития и механизмов правового регулирования предпринимательства в зарубежных странах [17].

Социология предпринимательского права выявляет причинно-следственные связи между правом и предпринимательством, раскрывает закономерности и предпосылки возникновения правовых механизмов воздействия на экономические отношения, в том числе предпринимательство[20].

Предпринимательское право как учебная дисциплина — это совокупность знаний о предпринимательском праве как отрасли права, системе законодательства и науке. Принято выделять общую и специальную части дисциплины. Общая часть включает в себя знания о месте отрасли права в системе российского права, истории развития отрасли, предмете и методах предпринимательского права, принципах отрасли права, системе источников, правовом положении субъектов права, правовом режиме имущества, общих требованиях к субъектам экономической деятельности и научных школах. Специальная часть посвящена особенностям правового регулирования отдельных подотраслей предпринимательского права (конкурентное право, корпоративное право, инвестиционное право, инновационное право и т.д.), его институтов (расчеты, предпринимательский договор, особые экономические зоны и зоны территориального развития, государственно- частное партнерство и т.д.) и видов предпринимательской деятельности (банковской, инвестиционной, инновационной, энергетической, строительной, медицинской и т.д.) [19].


Предмет предпринимательского права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

Предметом предпринимательского права как учебной дисциплины является изучение основных, базовых понятий предпринимательского права, истории его развития, а также основ правового регулирования предпринимательских и тесно связанных с ними отношений.

Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность [14].

Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему. В РСФСР концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, изменившей свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.

Конституция РФ закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны "право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (статья 34) [1].

С введением в действие в 1996 г. Гражданского кодекса РФ большая часть статей закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и утратила силу. Таким образом, в настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием[2].

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:

- нормы административного права;

- нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.

Следовательно, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую точнее следовало бы именовать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалось урегулировать круг данных правоотношений принятием Предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне подобное решение принято не было.


Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано, для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права [10].

Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, ибо последнее всегда развивалось, как часть (подотрасль) частного права, а в законодательной сфере торговые кодексы (в тех государствах, где они имеются, например, в Германии и во Франции) всегда рассматривались, как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права [15].

Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке [2].

Выделяют следующие признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

- доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

- размеры прибыли;

- получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

3. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. "risco" - "отвесная скала") - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата [12].

Риск можно охарактеризовать как правомерное (на грани фола) создание потенциальной или реальной опасности в целях получения прибыли, достижения какого-либо другого результата предпринимательской деятельности. Для риска характерна ситуация, отличающаяся большей или меньшей степенью неопределенности результатов. Предприниматель при осуществлении определенного вида деятельности не в состоянии однозначно предвидеть, добьется он успеха или нет, получит ли прибыль или понесет убыток. Зачастую, чем выше степень риска, тем больше шанс получить высокие прибыли [17].