Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность, как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий.

С момента законодательного закрепления перечня оперативно-розыскных мероприятий в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В этих исследованиях авторы, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом. Это касается определения понятия и сущности как отдельных оперативно-розыскных мероприятий, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов.

Теоретической базой данного исследования являются работы советских и российских специалистов в области предпринимательского права, в числе которых: А. Ю. Шумилов, В. Г. Бобров, К.К. Горяинов, В. С. Овчинский.

Предмет исследования – основные черты оперативно-розыскных мероприятий.

Целью данной работы является изучение общих характеристик оперативно-розыскных мероприятий.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

- изучить понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификацию;

- раскрыть основания проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- проанализировать условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- описать виды оперативно-розыскных мероприятий.

Структура и объем курсовой работы: общий объем курсовой работы 45 страницы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов, заключения и списка литературы, насчитывающего 32 источника.

Понятие оперативно-розыскных мероприятий, основания их проведения


1.1.Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация

Оперативно-розыскные мероприятия – это закрепленные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности [20].

В теории оперативно-розыскной деятельности указанный термин, в отличие от законодательства, используется давно и достаточно широко, но при этом употребляется в различных значениях. В частности, в одних случаях оперативно-розыскные мероприятия связываются с познавательной стороной оперативно-розыскной деятельности, направленной на поиск, обнаружение и фиксацию информации, представляющей интерес для оперативных аппаратов, в других — с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информацией. Отсюда возникает потребность приведения используемого термина к единому значению в употреблении [16].

После принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. одним из первых на страницах открытой литературы появилось понятие оперативно-розыскного мероприятия, сформулированное в комментарии к этому законодательному акту. В нем под оперативно-розыскными мероприятиями предлагалось понимать «составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач».

Совершенно по иному формулируется определение оперативно-розыскных мероприятий в комментарии к Закону об оперативно-розыскной деятельности, подготовленном авторским коллективом Академии ФСБ России. В нем под оперативно-розыскным мероприятием понимается «проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности» [23].


Совершенно новое и весьма оригинальное определение предлагает А. Ю. Шумилов в своей более поздней работе, специально посвященной оперативно-розыскным мероприятиям. В ней он сформулировал оперативно-розыскные мероприятия как «общественно значимое, умышленно и конфиденциально (в организационном и тактическом аспекте) совершаемое, предусмотренное ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскное активное деяние, действие, мероприятие или операция, посредством совокупности которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность» [20].

Необходимо указать на следующие отличительные особенности оперативно-розыскных мероприятий:

- оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только органы и должностные лица прямо указанные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельноссти»;

- оперативно-розыскные мероприятия непосредственно направлены на решение задач оперативно-розыскной деятельности;

- оперативно-розыскные мероприятия проводят только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как гласно, так и негласно;

- оперативно-розыскные мероприятия проводятся только при наличии оснований и условий, указанных в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- оперативно-розыскные мероприятия имеют непроцессуальный характер [19].

Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации: о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления; о наличии материальных следов противоправной деятельности; о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

В научной литературе выделяют следующие пять обязательных элементов оперативно-розыскных мероприятий: 1. Решаемая оперативно-тактическая задача. 2. Объект мероприятия. 3. Содержательная часть. 4. Субъект мероприятия. 5. Приемы организационного характера.

Исходным элементом в структуре любого оперативно-розыскного мероприятия следует рассматривать оперативно-тактическую задачу, которую необходимо решить в конкретной оперативно-розыскной ситуации. Оперативно-тактическая задача может рассматриваться как цель конкретного оперативно-розыскного мероприятия, определяющая в свою очередь средства и способы действий по ее достижению [20].

Объектом оперативно-розыскных мероприятий выступает то, на что направлено конкретное оперативно-розыскное мероприятие, в отношении кого или чего при его проведении осуществляется сбор оперативно-розыскной информации.


Достаточно подробное описание объектов проведения оперативно-розыскных мероприятий дано В. Г. Бобровым, который объединил их в 6 групп: физические лица; юридические лица; факты (обстоятельства); места; объекты-носители доказательственной информации и иные объекты [15].

Главным элементом в структуре любого оперативно-розыскного мероприятия является его содержательная часть, которая включает в себя совокупность конкретных способов и приемов, используемых субъектом оперативно-розыскных мероприятий для достижения поставленной цели.

Немаловажное место в структуре оперативно-розыскных мероприятий занимает субъект его проведения. К числу субъектов оперативно-розыскных мероприятий следует, прежде всего, отнести оперативно-розыскные подразделения правоохранительных органов, их руководителей и должностных лиц. Именно они наделены необходимыми полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий и выступают при этом главными источниками активности. Согласно ч. 5 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» они решают поставленные задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан с их согласия [32].

К числу обязательных элементов структуры оперативно-розыскных мероприятий следует относить и приемы организационного характера, которые обеспечивают интеграцию всех его вышеназванных частей в единую систему и создают необходимые предпосылки для эффективного решения возникающей тактической задачи [24].

В ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведен исчерпывающий перечень из 14 оперативно-розыскных мероприятий, который может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Из рассматриваемых в научной литературе классификаций наиболее приемлемой, представляется распределение оперативно-розыскных мероприятий в три группы: несанкционируемые, ведомственного санкционирования и судебного санкционирования.

1.2. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий – это установленные законодательством обстоятельств, при наличии которых возможно комплексное использование сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.


В ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приводятся все основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, целесообразно их для детального рассмотрения, условно разделить на две группы:

  1. Основания, допускающие проведения полного перечня оперативно-розыскных мероприятий.
  2. Основания, допускающие проведения ограниченного перечня оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», основаниями для проведения любых из числа указанных в ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации [7].

К приведенным основаниям для проведения любых из числа указанных в ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскных мероприятий следует еще также отнести и, приведенное в п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», основание – проведение оперативно-розыскных мероприятий для сбора данных, необходимых для принятия решения по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.