Файл: Построение организационных структур (Теоретико-методологические основы организационной структуры в российской и зарубежной практике).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические основы организационной структуры в российской и зарубежной практике
1.1 Понятие организационной структуры, их виды, сущность
1.2 Анализ российской и зарубежной банковской системы
2 Дивизиональная модель управления компании в России и за рубежом
2.1 Сравнительный анализ системы управления ПАО «Сбербанк»
2.2 Постановка стратегических целей ПАО «Сбербанк»
3.1 Совершенствование существующих механизмов управления ПАО «Сбербанк»
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир не стоит на месте, каждый день появляются новые открытия, которые ведут к продвижению идеи роботизации. Каждое дополнительное изобретение помогает человечеству развиваться. Банки всего мира подключаются к технологиям и пытаются захватить клиентскую аудиторию, доверие которой крайне сложно заполучить. 82% компаний мира признали высокий уровень качества сервиса опережающим показателем в конкурентной борьбе, также 77,5% признали, что уровень обслуживания влияет на рост прибыли [10].
Одним из главных рычагов развития банковской сферы в вопросе клиент оориентированности является правильно выбранная организационная структура, стоит отметить, что, на данный момент, самой распространенной является дивизиональная модель управления, которая помогает координировать действия своих подчиненных и подстраиваться по существующие тенденции в регионе [12].
Объектом данного исследования выступает ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования является система управления ПАО «Сбербанк» на основе дивизиональной организационной структуры.
Целью работы является анализ инструментов реализации дивизиональной модели управления в российской практике на примере ПАО «Сбербанк», а так же сопоставление с зарубежной практикой, выявление проблемных аспектов деятельности в данной области и разработка предложений для их решения.
Для достижения цели были поставлены и достигнуты следующие задачи:
- анализ организационных структур между собой, выявление достоинств и недостатков, а также факторов конкурентоспособности;
- исследование российской и зарубежной банковской системы;
- сравнительный анализ системы управления ПАО «Сбербанк»;
- совершенствование существующих механизмов управления ПАО «Сбербанк».
1 Теоретико-методологические основы организационной структуры в российской и зарубежной практике
1.1 Понятие организационной структуры, их виды, сущность
Около семи тысяч лет назад зародилось такое понятие, как управление, однако только с конца 19, с развитием рыночного хозяйства, в особую самостоятельную науку выделился менеджмент. Стоит отметить, что управление претерпевало изменение постепенно, переходя от примитивных методов, т.е. прямого указания действий старейшины общины к её обитателем, к более серьезным в период появления государства.
Несомненно, гораздо позже появилась на свет организационная структура, чем управление в целом.
Современное высокоэффективное общество уже невозможно представить без четко разграниченной организационной структуры, так как обратное действие может привести к хаосу, а как нам известно, в хаосе позитивного развития добиться крайне сложно.
Для начала представим определения организационной структуры различных авторов (таблице 1).
Таблица 1 – Различные точки зрения на понятие «Организационная структура» [21]
Определение |
Автор(ы) |
Структура есть форма распределения задач и полномочий на принятие решения между лицами и группами лиц (структурными подразделениями), которые составляют данный административный ансамбль. |
Б. Гурней |
Главным содержанием организационной структуры является распределение задач и полномочий. Организационная структура – это весь пакет взаимных договоренностей о распределении задач и полномочий внутри предприятия. |
К.А. Волкова, И.П. Дежкина, Ф.К., Казакова, И.А. Сергеева 2 |
Окончание таблицы 1 |
|
Определение |
Автор(ы) |
В структуре организации выделяются управляемая и управляющая подсистемы. Под управляемой системой понимается совокупность производственного оборудования, производственных операций, подсистемы организации производства, которая обеспечивает рациональное использование рабочей силы, оборудования и предметов труда, подсистемы общественного труда и экономической подсистемы. |
К. Качир |
Организационная структура управления – это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы. |
А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд |
Организационная структура – это логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. |
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури |
Структура управления отражает состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. |
Т. Щекин |
Структуру управления можно охарактеризовать в таком понимании, как совокупность взаимосвязанных упорядоченных элементов, обеспечивающих развитие организации, как единого целого, а также функционирование.
Организационная структура предприятия определяется также как форма кооперации и разделения менеджмента, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
Сравнив два определения: организационная структура управления организацией и организационная структура, можно предположить, что понятия равнозначные.
Организационная структура управления усиливает цель создания организационной структуры, менеджмента в целом и описывается как посредством регламентирующей документации, так и посредством графических схем организационной структуры.
Графических схема представляет собой четкую субординацию управляющих связей и структурные подразделения. Как правило, горизонтальные связи указывают для матричных и сетевых структур.
В основе формирования организационной структуры лежит выделение функций управления, необходимых для поддержания нормальной деятельности объекта управления и организации. Стоит отметить, что все остальные элементы системы управления являются средством, необходимым для своевременной реализации функций.
Через конкретные, специфические функции выражается содержание основных функций на каждом уровне, а уровни, концентрирующие в себе часть функций менеджмента, определяют иерархию управления
Отношения, имеющие многоаспектное и многогранное содержание, являются определяющим звеном структуры.
Выделяют следующие связи, представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Виды связи в структуре звеньев [21]
Вид связи |
Характеристика |
функциональные |
включает в себя вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные связи носят характер подчинения, и необходимость в них возникает при наличии двух и более уровней менеджмента, то есть при иерархичности управления. Горизонтальные связи – это связи согласования и они, как правило, являются одноуровневыми. Основная идея заключается в том, чтобы обеспечить эффективную взаимосвязь между вертикальными и горизонтальными связями; |
линейные |
отношения руководства и подчинения, показывает движение информации и управленческих решений между линейными руководителями (лицами, отвечающими за деятельность структурных подразделений или организации в полной мере |
регламентированные (формальные) |
закреплен официально |
доверительные (неформальные) |
не закреплен официально |
Организационная структура характеризуется следующими показателями:
- соотношение и состав целевого, линейного, функционального управления;
- число уровней управления, тип существующей структуры управления состав и количество управленческих подразделений на разных иерархических уровнях;
- соотношение и численность различных категорий руководителей, специалистов и технических исполнителей в целом по системе управления и по отдельным подразделениям;
- объем перерабатываемой информации в целом по системе управления и по отдельным подразделениям;
- число связей между подразделениями, число связей соподчинения, соответствие важности решаемых задач уровню линейного руководства.
Основой успешного функционирования организации, без которого она не сможет существовать, являются ключевые объекты управления, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Ключевые объекты управления [21]
Несомненно, ключевые объекты управления должны присутствовать в стратегии организации, в силу своей объективной значимости. Ведь если какой-либо объект, отраженные в миссии, не представлен в организационной структуре, это может повлечь за собой сбои и вылиться в ряд существенных проблем, например, рассматриваемую отрасль некому будет развивать, отслеживать, и, элементарно, отстаивать интересы.
Методы формирования организационных структур управления многообразны. Выделяют следующие методы, актуальные и получившие распространение в последние годы, представленные на рисунке 2:
Рисунок 2 – Методы формирования организационных структур [21]
Однако для любого метода построения организационной структуры необходимо выполнение следующих схожих принципов:
- функции, закрепленные за структурными подразделениями, должны полностью покрывать потребности предприятия в управлении хозяйственными процессами;
- необходимость совпадения фактический функций подразделения с закрепленными;
- функции, имеющиеся в каждом подразделении, должны не вступать в противоречие при подведении итогов деятельности;
- сведение к минимуму дублирующих функций подразделений;
- ресурсное отношение должно быть распределено между подразделениями соответственно имеющимся функциям для предотвращения дисбаланса;
- информационная обеспеченность каждого подразделения;
- разработаны и действуют процедуры контроля.
Существует следующие структуры управления современной организации такие, как иерархическая и органическая.
Первым из представленных структур был именно иерархический тип, концепция которого была представлена Максом Вебером. В основе этой концепции лежали следующие принципы, указанные на рисунке 3:
четкое разделение труда
приём на работу в соответствии с квалификацией к рассматриваемой должности
непоколебимая иерархия управления, то есть нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему
присутствие формальных норм и правил, которые обеспечивают однородное выполнение своих задач и обязанностей менеджерами
Рисунок 3 – Принципы концепции Макса Вебера
В таблице 3 представлен сравнительный анализ преимуществ и недостатков иерархической модели [21].
Таблица 3 - Анализ преимуществ и недостатков иерархической модели
Характеристика структуры |
Линейная |
Линейно-функциональная |
Дивизиональная |
Принцип единоначалия |
Соблюдается в наибольшей степени |
Соблюдается |
Соблюдается не полностью |
Число уровней |
Самое высокое |
Высокое |
Менее высокое, чем в линейно-функциональной |
Функциональная направленность |
Слабая |
Выше, чем в линейной |
Выше, чем в линейно- функциональной |
Адаптивность в связи с изменением цели |
Никакой |
Слабая |
Адаптивна |
Характеристика структуры |
Линейная |
Линейно-функциональная |
Дивизиональная |
Специализация |
Никакой |
Выше, чем в линейной |
Большая |
Вертикальные связи |
Сильные |
Ниже, чем в линейной |
Ниже, чем в линейной-функциональной |
Горизонтальные связи |
Весьма слабые |
Выше, чем в линейной |
Сильные |
Ориентация на продукт |
Никакой |
Слабая |
Сильная |
Различные факторы влияют на внутреннюю составляющую организации, создаются сложные ситуации, которые крайне сложно решить при иерархическом типе управления. Именно для этого необходим органический тип, определение которого гласит об ответственности каждого сотрудника организации за результат в целом, причастности даже рядового работника к успеху всей компании. Этот тип предусматривает такие отношения между сотрудниками, которые диктуются характером решаемой проблемы, а не структурой. Именно поэтому она не нуждается в детальном разделении труда по всем видам работ. Как правило, органический тип управления создается на временной основе, а структура ориентируется на ускоренную реализацию тяжелый ситуаций через создание отдельных программ или проектов.