Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (Актуальность формирования кадровой стратегии в организации).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения об кадровой службе организации
1.1 Актуальность формирования кадровой стратегии в организации
1.2 Роль персонала в разработке кадровой стратегии предприятия
1.3 Роль современной кадровой службы в управлении человеческими ресурсами
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ТД Оборудование»
2.2 Анализ кадровой стратегии ООО «ТД Оборудование»
2.3 Функции и роль кадровой службы ООО «ТД Оборудование» в реализации кадровой стратегии
2.4 Проект совершенствования кадровой службы ООО «ТД Оборудование»
Современные экономические и социальные параметры деятельности организаций требуют от сотрудников наличия таких качеств как высокое профессиональное мастерство, высокая самостоятельность в принятии результативных решений, ответственность за качество выпускаемой продукции или оказание услуг, желание участвовать в управлении организации. Наличие таких качеств у сотрудников организации будет способствовать существованию организации в жесткой конкурентной борьбе и позволит ей перспективно развиваться. При этом следует обратить на то, что традиционное управление персоналом не перестанет существовать, а должно развиваться, не отрицая ранее достигнутого уровня организацией [2, с.27].
Именно зарубежный положительный опыт системного подхода к управлению персоналом, эволюционируя, привел качественный менеджмент к управлению человеческими ресурсами, что в итоге имеет эффективный экономический и социальный эффект. Инновационная технология управления человеческими ресурсами является частью стратегического менеджмента и предполагает целый комплекс взаимоувязанных видов деятельности [3, с.31 ]:
•определение потребности в персонале исходя из стратегии деятельности организации;
•маркетинг персонала;
•отбор, прием и адаптация персонала;
•планирование карьеры работников организации, их профессионального и должностного роста;
•обеспечение оптимальных условий труда на каждом рабочем месте;
•формирование благоприятного социально-психологического климата в организации;
•управление эффективностью труда;
•разработка системы трудовой мотивации;
•проектирование системы оплаты труда;
•участие в проведении тарифных переговоров между работодателем и работниками совместно с выборным профсоюзным органом;
•стимулирование рационализаторской и изобретательской деятельности;
•профилактика и ликвидация конфликтов;
•разработка и осуществление социальной политики организации;
•организационное, правовое и нормативное обеспечение охраны труда как системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
•социально-экономическая и психологическая поддержка персонала.
Для решения всех этих современных кадровых задач требуются и высокопрофессиональные сотрудники кадровых служб организаций. В связи с этим, следует обратить внимание на эволюцию функций кадровых служб организаций, как зарубежных, так и российских [2, с.36]. До 1900-х годов основными функциями управления персоналом занимались руководители организаций, понимая при этом, что до 80% своего рабочего времени они тратят именно на управление сотрудниками. Промышленная революция и массовая капитализация организаций и предприятий повлекли за собой появление крупных заводов и фабрик, то есть промышленных предприятий, имеющих большое количество работников и коллективный характер труда этих работников. Произошло резкое отделение простых работников от собственников и работодателей этих предприятий, что повлекло за собой, в том числе, и обострение социальных конфликтов как на предприятиях, так и в обществе в целом. Потребовалось урегулирование и налаживание эффективных партнерских отношений между руководителями и простыми работниками.
Именно для этой цели и потребовалось создание специализированных структурных подразделений и привлечение квалифицированных сотрудников для работы в этих подразделениях предприятий. В 1900 г. в США, на одной из фирм, руководителем которой был бизнесмен Б.Ф.Гудриг, появилось первое бюро по найму работников. 1912 год считается в науке управления персоналом периодом, когда появилась первая кадровая служба - отдел кадров. Начиная с 1920-х годов, в США и Западной Европе стали активно появляться на производственных предприятиях отделы кадров и кадровые департаменты.
В Советском Союзе в это же время также стали организовываться отделы кадров, в которых функции кадровых работников заключались в основном в подготовке и выдаче различных справок, подтверждающих трудовую деятельность работников, а также - в оформлении отчетной кадровой документации. Самой важной функцией кадровых работников советского периода были сбор и предоставление в вышестоящие инстанции информации о персонале. Следует отметить в тот период единую специфику деятельности кадровых служб зарубежных и советских организаций и предприятий. Она заключалась в урегулировании отношений между руководителями организаций и предприятий и наемными работниками: выяснениями настроения работников и их требований к руководству.
Начиная с 1930-х годов впервые зарубежные отделы кадров и департаменты предприятий стали ориентироваться на заключение качественных трудовых договоров между руководителями организаций и сотрудниками. К сожалению, осознание этой важной управленческой функции в российские организации и на предприятия пришло намного позже, в начале XXI века.
В мировом масштабе управления персоналом в 1940-ые годы характеризуются положительно с точки зрения принятия большого количества законодательных актов, призывающих руководителей организаций и предприятий юридически оформлять качественное взаимодействие работодателей и работников. Именно в этот период кадровым службам США и многих европейских стран была поставлена важнейшая задача по управлению персоналом: в кратчайший срок принять на работу и обучить сотни тысяч новых сотрудников всех профессий, чтобы можно было ими заменить работников, участвующих в боевых действиях Второй мировой войны. Поставленная задача перед кадровыми службами всех этих стран была выполнена и с этого времени функции подбора, обучения и переквалификации кадров стали важнейшим направлением деятельности кадровых служб организаций и предприятий.
Начиная с 1950-ых годов, повсеместно происходит глобальная модернизация производственных предприятий, внедрение новых производственных технологий, распространение электронно-вычислительной техники, что повлекло за собой появление в организациях и на предприятиях большего количества грамотных работников с их современным отношением к своему труду. Стала существенно меняться система стимулирования трудовой деятельности работников организаций и предприятий: размеры вознаграждения за труд стали ориентироваться на конечный результат конкретных работников и организации в целом, а работники производственных предприятий стали еще и получать вознаграждения от прибыли предприятий в целом.
Но, несмотря на все эти позитивные моменты в управлении персоналом организаций и предприятий, к началу 1970-ых годов в большинстве развитых странах стала увеличиваться текучесть персонала, связанная, в первую очередь, с неудовлетворенностью трудом работников. В Советском Союзе это было вызвано повышенной бюрократизацией управления персоналом, что противоречило развитию научно-технического прогресса. Именно в этот период отмечается возросший интерес работников к участию в управлении организациями и предприятиями. Начиная с конца 1970-ых годов, кадровые службы организаций и предприятий начинают уделять внимание не только тактическим, но и перспективным задачам планирования трудовых ресурсов и их участия в стратегическом управлении организациями и предприятиями.
Дефицит высококвалифицированных кадров стал ощущаться, начиная с середины 1980-ых годов, поэтому потребовались новые методы управления персоналом российских организаций и предприятий. Именно в этот период впервые заговорили об инновационных технологиях в управлении персоналом.
В настоящее время мировые компании рассматривают развитие персонала как основной способ конкурентной борьбы. Японские управленцы, согласно проведенным исследованиям, считают, что в XXI веке будут актуальны следующие направления управления человеческими ресурсами [3, с.29]:
развитие потенциала людей (86,6%);
развитие групповой деятельности (47,1%);
акцент на развитие профессионализма старших работников (42,4%);
расширение разнообразия профессий (38,3%);
увеличение фондов мотивации (29,6%);
улучшение условий труда (29,4%);
максимальное использование потенциала работников (8,9%).
В современных экономических условиях кадровые службы российских организаций и предприятий решают довольно сложные задачи, выстраивая свою деятельность на основе стратегического планирования и увеличения гарантий занятости трудовых ресурсов.
Задачи управления человеческими ресурсами в настоящее время должны быть направлены не просто на привлечение, сохранение и мотивацию персонала, а прежде всего - на достижение эффективных и результативных показателей организации: конкурентоспособность, выживание, рентабельность, гибкость рабочей силы в сложных условиях деятельности организации и так далее. Кардинально должны измениться и управленческие задачи: если ранее задачи управления персоналом предусматривали экономию на работниках, то задачи управления человеческими ресурсами уделяют внимание инвестициям в развитие работников. Но на самом деле, к сожалению, даже те российские организации, которые уделяли ранее пристальное внимание обучению и развитию своего персонала и достаточно финансировали эту деятельность, в нынешней кризисной экономической ситуации развития экономики России стали существенно экономить расходы на обучение сотрудников. А ведь именно человек, имеющий физические, умственные, личностные и профессиональные способности, постоянно развивающий все эти способности, станет полноценным ресурсом отдельной организации и страны в целом. Именно персонал является источником интеллектуального капитала, создателем инновационной деятельности любой организации.
Глава 2. Анализ деятельности кадровой службы
в ООО «ТД Оборудование» и её роль в реализации кадровой стратегии предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ТД Оборудование»
ООО «ТД Оборудование» — многопрофильная российская компания, работающая на рынке более 10 лет. Основные направления деятельности:
- проектирование и комплексное оснащение предприятий торговли, общественного питания, гостиничного комплекса, хлебопекарной и кондитерской промышленности, а также мясоперерабатывающих цехов. Компания предлагает полный комплекс инжиниринговых услуг на этапе проектирования, поставку оборудования и услуги по вводу объектов в эксплуатацию;
- розничная и оптовая продажа профессионального торгового, холодильного, технологического, хлебопекарного и мясоперерабатывающего оборудования. Наши поставщики - ведущие российские и зарубежные производители. Мы выбираем партнеров на основе всестороннего анализа предложений производителей оборудования и постоянного изучения спроса наших заказчиков. Такой подход позволяет предлагать оборудование с оптимальным соотношением цены, качества и функциональных возможностей;
– сервисное обслуживание, работы по вводу объектов в эксплуатацию, гарантийному и послегарантийному обслуживанию осуществляют собственный сервисный центр. Компания гарантирует постоянное наличие запасных частей на складе, минимальные сроки реагирования и возможность обслуживания объектов в любой точке России. ООО «ТД Оборудование» — постоянный участник выставок, конференций и семинаров, связанных с различными областями бизнеса.
Признанием профессионализма и творческого подхода коллектива компании ООО «ТД Оборудование» к работе служат многочисленные дипломы, награды и положительные отзывы наших партнеров.
К услугам клиентов компании - универсальная система скидок, различные схемы оплаты и поставки, поставка оборудования по схемам лизинга.
Сегодня ООО «ТД Оборудование» — это:
- крупнейшая российская компания на рынке профессионального торгового оборудования;
- самый большой выбор оборудования различных торговых марок лучших российских и мировых производителей;
- огромные выставочные залы в Москве и Новосибирске;
- несколько тысяч оборудованных объектов по всей стране;
- широкая региональная дилерская сеть;
- поставка оборудования со склада и под заказ;
- короткие сроки поставки, выгодные цены в регионе, гибкая система скидок;
- индивидуальный подход к каждому покупателю;
- полный спектр услуг - от разработки дизайн - проекта до оснащения объекта «под ключ»;
- гарантийное и сервисное обслуживание по всей территории России.
ООО «ТД Оборудование» занимает одну из лидирующих позиций в области оснащения предприятий торговли, общественного питания, гостиничного комплекса, хлебопекарной и кондитерской промышленности, а также мясоперерабатывающих цехов.
И так, компания ООО «ТД Оборудование» занимает лидирующие место на рынке, но как видно из кадрово-экономических показателей предприятия при хорошем росте производительности прибыль не значительно выше инфляции. Предприятию нужен новый инновационный толчок, который смог бы улучшить экономические показатели предприятия, вывести компанию на другой уровень, его смогли бы дать специалисты компании, но так как на предприятии отсутствует переподготовка и обучение персонала, а так, же из-за большой текучести кадров, связанной со слабой мотивацией, особенно молодых специалистов, это не возможно.