Файл: Субъекты малого предпринимательства (Характеристика практических аспектов правового регулирования субъектов малого предпринимательства. Практические проблемы применения законодательства о малом бизнесе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из выше изложенного, условно выделим 4 этапа становления и развития законодательства о субъектах малого предпринимательства в России:

Использование сохраняющих юридическую силу нормативных правовых актов СССР, закрепивших правовой статус малого бизнеса, принятие соответствующих указов Президента России и постановлений Правительства Российской Федерации.

1.3 Особенности создания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъектов малого и среднего предпринимательства

Создание и регистрация субъектов предпринимательской деятельности, а точнее такой ее категории как малое и среднее предпринимательство (далее МСП), осуществляется с определенной спецификой, установленной современным законодательством.

Статус юридического лица и индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства приобретается в процессе, формально (с позиций существующих законодательных актов) состоящем из двух этапов:

-регистрация в качестве юридического лица;

-регистрация в качестве субъекта малого предпринимательства. законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица. При этом среди способов создания юридических лиц выделяют также распорядительный, то есть на основании распоряжения соответствующего органа управления создаются государственные юридические лица.


На сегодняшний день процедура регистрации юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №°129ФЗ от 08.01.2001. он стал важной вехой на пути развития института государственной регистрации юридических лиц и был призван установить единую процедуру государственной регистрации юридических лиц и создать Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), исключив из него недействующих и не представляющих отчетности юридических лиц.

Анализируя современное законодательство, становится понятным, что далеко не все положения Указа Президента рФ «о первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в российской Федерации» от 04.04.1996 года были восприняты законодателем в должной мере. Так, новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства не содержит положений об упрощенном порядке регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, как того требовал вышеупомянутый Указ.

Принятый в 2001 году Федеральный закон «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» во многом упростил порядок регистрации юридических лиц. в целом следует отметить важность существования такого закона для российской экономики. Данный закон был призван установить единую процедуру государственной регистрации фактов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц на всей территории России, единый размер платы и сроков государственной регистрации, определить единый регистрирующий орган, создать Единый государственный реестр юридических лиц, исключив из него недействующих и не представляющих отчетность юридических лиц. в этом качестве он сыграл определенную роль в процессе создания юридических лиц в период становления в России рыночных условий хозяйствования.

В целях выявления соответствия хозяйствующих субъектов критериям отнесения их к числу малого и среднего бизнеса органы статистики должны проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных и ежеквартальных (для микро-предпринимательства ежегодных) наблюдений. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью, субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

Правительство РФ утвердило Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами. По мнению И.С. Шиткиной включение хозяйствующего субъекта в указанный реестр не является государственной регистрацией этих их лиц как субъектов малого или среднего предпринимательства, а осуществляется исключительно в целях регламентации представления хозяйствующему субъекту мер государственной поддержки. Следует сказать, что в действительности включение в реестр является дополнительным административным барьером.


Так, на региональном уровне не принималось каких-либо мер по упрощению процедуры регистрации субъектов МСП. В городе Москве, в частности, условием, дающим преимущественное право на поддержку со стороны органов власти города, является включение субъекта малого предпринимательства в специальный реестр, формируемый по распоряжению мэра Москвы, при этом невключение субъекта малого предпринимательства в реестр не может служит основанием для не предоставления ему льгот и преимуществ, предусмотренных федеральным законодательством. При этом преследуется цель обеспечения учета вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых субъектов малого предпринимательства Москвы независимо от их организационноправовой формы, формы собственности и видов деятельности, регистрации обращений об оказании помощи, принятия решений о предоставлении дополнительных льгот и преимуществ, хранения информации о субъектах реестра и т.д.

Держателем реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. На договорной основе функции Департамента реализуются его уполномоченным представителем Московским агентством по развитию предпринимательства и его территориальными подразделениями, которые и занимаются внесением в реестр сведений о субъектах малого предпринимательства.

В действующем на сегодняшний день Постановлении Правительства Москвы от 8 декабря 2009 года №1338ПП установлено, что льготы и формы поддержки, ранее установленные действующими нормативными документами Правительства Москвы для субъектов малого предпринимательства, включенных в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы, в полной мере распространяются на субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы. Включение в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы производится через Регистрационные службы Центров развития предпринимательства города Москвы бесплатно и на добровольной основе. Перечень необходимых документов для включения в Реестр малого и среднего предпринимательства устанавливается Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.

Так, в п. 11 Постановления говорится, что органам исполнительной власти города Москвы при определении хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего предпринимательства для целей оказания государственной поддержки необходимо руководствоваться информацией, публично представляемой Департаментом поддержки и развития МСП г. Москвы. Свидетельство о внесении в Реестр субъектов МСП Москвы, согласно п. 12, на бумажных носителях не выдается[5].


Из изложенного выше следует, что процедура государственной регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве, помимо регистрации в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя, требует дополнительной регистрации и внесения в Реестр для получения определенных льгот со стороны государства. В результате субъекты МСП в Москве имеют наряду со свидетельством о регистрации юридического либо индивидуального предпринимателя еще и свидетельство о записи в Реестр. Такое положение не является вполне оправданным и явно не направлено на снижение административных барьеров в ходе осуществления предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Согласно данным департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2010 г., в столице функционируют 388 тысяч малых и средних предприятий. Они обеспечивают существенный вклад в экономику столицы создают миллионы рабочих мест и вносят существенный вклад в создание валового регионального продукта.

Представляется, что потребность в определении круга субъектов малого и среднего предпринимательства путем дополнительной регистрации необходима для целей статистики, налогообложения, бухгалтерского учета, государственной поддержки и т.д.

Глава 2. Характеристика практических аспектов правового регулирования субъектов малого предпринимательства

2.1 Признаки субъектов малого и среднего предпринимательсттва

В настоящее время деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[6] (далее — Закон о малом и среднем предпринимательстве), который заменил собой Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о малом предпринимательстве). В связи с этим представляет интерес провести сравнительный анализ указанных законов, направленный на выявление недостатков действующего законодательства, в сфере закрепления признаков субъектов малого и среднего предпринимательства.


В соответствии с Законом о малом и среднем предпринимательстве выделяются три вида требований, предъявляемых к субъектам малого предпринимательства: а) независимость; б) предел средней численности работников; в) предел выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов предпринимателя.

Критерий независимости согласно Закону о малом и среднем предпринимательстве применяется в отношении субъектов малого предпринимательства, действующих в форме потребительских кооперативов, коммерческих организаций, зачастую именуемых на практике и в литературе малыми предприятиями. Для предпринимателей без образования юридического лица и крестьянских (фермерских) хозяйств критерий независимости презюмируется.

Критерий независимости формулируется в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве и выражается в том, что суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) малых и средних предприятий не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

При этом следует отметить, что при определении принадлежности того или иного юридического лица к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, следует учитывать исключительно прямое (не косвенное) участие других организаций в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде), что подтверждается арбитражной практикой[7].

Заметим, последнее ограничение (в отношении доли участия в уставном капитале малых и средних предприятий иных лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования. Другими словами, закон автоматически признает субъектами малого и среднего предпринимательства хозяйственные общества, созданные образовательными или научными учреждениями в соответствии с п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[8] и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[9], при условии соблюдения ими требований к численности и размерам валового дохода.