Файл: Особенности развития европейской валютной системы ( Теоретические аспекты развития международной валютной системы).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ּГлава 1. Теоретические аспекты развития международной валютной системы
1.1 Понятие, структура мировой валютной системы
1.2 Эволюция мировой валютно-финансовой системы
Глава 2. Становление и формирование Европейской валютной системы
2.1 Европейская валютная система: понятие, содержание
2.2. Поэтапное становление финансово-экономического союза
2.3 Отличительные черты европейской денежной системы на современном этапе
9 мая 1950 года Роберт Шуман, министр заграничных дел Франции, выдвинул мысль соединения угольной и сталелитейной индустрии Франции и Федеративной Республики Германии (ФРГ).
Данная мысль была реализована в 1951 году Парижском договором, установившим Европейское общество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды.
Триумф Парижского договора воодушевил данные 6 государств расширить процесс на иные сферы.
В 1957 году Римский договор организовал [17, с.142]:
1. Европейское финансовое объединение (ЕЭС) направленного на создание таможенного союза и снятие торговых ограничений внутри Общества;
2. Европейское объединение по атомной энергии для становления ядерной энергии в мирных целях.
В 1967 году случилось соединение исполнительных органов 3-х Сообществ и образование общих исполнительных органов Европейской Комиссии, Евро Совета, Евро Парламента и Евро Суда. В следствии данного слияния была сделана базисная структура Евро общества (ЕС).
В 1971 году Совет министров ЕЭС принял «проект Вернера», рассчитанный на 10 лет. Премьер-министр Люксембурга Пьер Вернер предложил использовать полную обоюдную обратимость валют, обеспечить свободу манёвра капиталов, совместить все официальные золотовалютные запасы с помощью Фонда денежного сотрудничества, твердо зафиксировать денежные курсы «и, вполне вероятно, перейти к общей валюте» [17, с.143].
В 1979 г. в ЕЭС была сделана собственная интернациональная (региональная) денежная система - Европейская денежная система (ЕВС) - в целях стимулирования процесса финансовой интеграции. ЕВС базировался на ЭКЮ - европейской денежной единице. ЭКЮ сменила использовавшуюся с 1975 года государствами ЕЭС европейскую расчетную единицу - ЕРЕ[4, с.20].
От ЕРЕ новенькая расчетная единица ЭКЮ унаследовала возведение - по типу «обычной корзины». Удельный авторитет любой государственной валюты в денежном коктейле зависел от части валового внутреннего продукта державы в совокупном ВВП ЕЭС.
Отталкиваясь от этого, рассчитывались объемы основополагающих ЭКЮ компонентов в безусловном выражении. Связанным с переменами рыночных курсов валют доля любой из их в процентном выражении каждый день изменялась. В таблице 2.1 приведена статистика расчета ЭКЮ.
Таблица 2.1
Удельный авторитет государственных валют ЭКЮ и курсы государственных валют стран участниц ЕЭС[14, с.15]
Работающий механизм обменных курсов государств ЕЭС сдерживал перемены валют около 2,25 % 1 условно иной и в диапазоне максимум 15 %.
В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ будет[14, с.16]:
-основой для расчетов в масштабах приспособления, характеризующего денежные курсы;
-основой для определения признака отклонений курса некоторый из валют, входящих в данную систему от среднего признака по странам-членам ЕЭС;
- средством воплощения денежных интервенций, решения сделок и предоставления кредитов;
- средством расчетов между центральными банками стран-членов, также между денежными органами ЕЭС;
-настоящим резервным активом.
Итак, Европейская валютная система - это высочайшее звено европейской интеграции, которая предусматривает, кроме устранения всех барьеров в движении капиталов, рабочей силы и товаров, еще и введение единой европейской валюты, и проводку общей монетарной и валютной политики.
2.2. Поэтапное становление финансово-экономического союза
Создание Европейского валютного союза началось выполнением плана Комиссии Европейских сообществ под руководством Жака Делора (июнь 1989 г.) относительно перехода к Валютному и экономическому союзу стран - членов ЕС, основной целью которого являются формирования Европейской валютной системы[5, с.48]. Решение о переходе к валютному союзу отбивает политическое старание стран ЕС укрепить многосторонние связи для достижения большей экономической, финансовой и валютной стабильности. Этот переход предполагалось провести в три этапа[14, с.18].
Еще один шаг в развитии западноевропейской интеграции стартовал с Общего Евпропейского акта, принятого в 1987 г., и с программы создания денежного и финансового союза, разработанной комитетом Жака Делора в начале апреля 1989 г. На основании «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе.
Договор подписан 12 государствами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в начале февраля 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993г.
Европейское общество стало официально называться Европейским союзом (ЕС). Маастрихтский уговор учитывает поэтапное составление политического, финансового и денежного союза [5, с.49]:
I рубеж (1990 - 1993 гг) предугадывал развитие финансового и денежного союза, включая предварительные события.
Например, происходило сближение значений финансового становления государств, снижались темпы стагнации экономики, ужимался экономный недостаток, стабилизировались курсы валют, шло оздоровление муниципальных денег.
В данные годы конечно отложили денежные лимитирования, стартовало свободное перемещение капиталов внутри союза и между третьими государствами. Данные меры подготавливали вступление евро как общей валютной единицы.
II рубеж (1994 - 1998 гг) востребовал наиболее точных поступков от государств - членов ЕС, приближающих внедрение евро.
Как уже отмечалось, в 1994 г. начал работать Европейский денежный институт, не зависевший от государственных правительств и наднациональных европейских органов.
Ему предстояло обеспечить требуемую подготовку для внедрения евро.
Итогами работы стали [6, с.81]:
- ужесточение кооперации государственных ЦБ;
- координация денежной политики государств ЕС;
- верный контроль за потрясениями валют в масштабах ЕС;
- отстроенные платежные системы и системы денежного регулирования;
- посылы (правовые, организационные и материально-технические) для создания Евро центрального банка.
Наконец, Европейский денежный институт явился фундаментом для создания Евро ЦБ, который начал работать с середины 1998 г. Основная задача его работы - поддержание устойчивости тарифов и, в соответствии с этим, общей валюты[14, с.19].
В начале мая 1998 г. руководители стран и правительств 15 стран-участниц, исходя из финансовых признаков за 1997 г., решились про то, какие из них удовлетворяют аспектам конвергенции (соединения) для вступления в Денежный альянс[2, с.44]:
- уровень стагнации экономики не имеет возможности превосходить 1,5% от значения 3-х государств с меньшими темпами стагнации экономики;
- недостаток госбюджета не может превосходить 3%;
- совокупный казенный долг - 60% цены валового внутреннего продукта (ВВП) подходящего государства;
- прибыльные ставки рефинансирования имеют все шансы только на 2% быть выше ставки рефинансирования по госзаймам в 3 государствах с наиболее стабильными тарифами;
- национальные валюты обязаны на протяжении 2 лет - в отсутствии наибольших потрясений курса - быть долею европейской денежной системы.
III рубеж (1999--2002 гг.) предугадывал переход к общей валюте -«евро». С января 1999 курсы валют всех стран-членов денежного союза относительно к ЭКЮ были строго зафиксированы, обменные курсы государственных валют кроме того были установлены по обоюдной договоренности и в отсутствии права перемен.
Потом был совершен перевод ЭКЮ в евро по курсу 1 к 1. Центральные национальные банки сняли с себя обязанность за валютную политику и базисную ставку рефинансирования и возложили её на Европейский ЦБ.
Государственная валюта сохранялась исключительно в виде параллельной валюты до 2002 г.
С 1 января 2002 г. стартовал выпуск купюр и монет евро, на которые обменивались национальные валюты. К середине 2002 г. закончился полный переход домашнего оборота стран-участниц на единичную валюту.
2.3 Отличительные черты европейской денежной системы на современном этапе
Скопленный за прошедшие годы навык функционирования денежного союза в Европе продемонстрировал, что главная категория нерешенных в его рамках трудностей связана с региональным развитием[1, с.39].
Главным методом координации экономной политики в масштабах ЕС считается использование нормативов недостатка бюджета и казенного долга. Их установление представляет из себя тип «денежных правил», получивших именно в данный момент обширное распространение в различных государствах.
«Экономическое правило» - официально установленное органом власти либо интернациональным уговором обязательство держаться в долгосрочной возможности явных количественных значений каких-то экономных признаков, к примеру, размера экономного недостатка, муниципального долга, размера затрат[15, с.90].
Воплощение политики «экономических правил» в ЕС различается от подобной политики иных государств. Основной спецификой общества считается установление конкретных экономных нормативов. Практика наложения экономических наказаний за превышение нормативных признаков функционирует исключительно в ЕС.
Грандиозное значение для действующего выполнения «денежных правил» имеет контроль за их соблюдением. В государствах ЕС таковой контроль воплотят в жизнь: Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) и Комиссия ЕС. Надзор за соблюдением установленных операций расчета статистических характеристик гарантирует Евростат [14, с.91].
Меж государствами ЕС сберегаются довольно немалые отличия по ставкам налога на прибыли компаний.
Присутствие таковой дифференциации по ставкам на прибыли компаний, непременно, считается моментом, удерживающим координацию экономной политики в масштабах ЕС. Он предопределяет различные условия конкурентной борьбы в масштабах общества и дополнительное перераспределение денежных ресурсов[7, с.129]
Налог на личные прибыли в ЕС гораздо выше, нежели в США и Стране восходящего солнца - в соответствии с этим 28,4%, 15%, 10%. Ставки данного налога в значительной степени различаются по государствам Евро союза[11, с.178].
Следует отметить, что сопоставление только законодательно установленных ставок налога на компании не разрешает беспристрастно расценить налоговое бремя конкретных государств.
Это соединено с внедрением в законодательстве системы налоговых льгот и налоговых кредитов, а еще с использованием тайных дотаций государственным изготовителям.
В следствии этого для беспристрастной оценки налогового бремени следует изучить успешную ставку налога на прибыли компаний. При ее расчете предусматриваются практически предоставляемые налоговые льготы и другие преференции.
Одной из главных текущих трудностей ЕС - обложение НДС услуг банковского сектора экономики. Размер данных услуг оценивается в 3,5% от ВВП союза. Именно в данный момент банковские страховые и банковские операции, включая сделки с СКВ, освобождены в государствах ЕС от НДС. [11, с.179].
Процесс координации налоговой политики в масштабах ЕС сталкивается с явными проблемами. Державы с высокими налогами считают, что для обеспечивания единичных раскладов к налогам державы с невысоким уровнем обложения обязаны пойти на значительное увеличение ставок. И наоборот, державы с невысокими налогами держатся мнения, что непосредственно достигнутый ними уровень обложения обязан быть ориентиром для Евро союза в целом.
Особым достижением на пути обеспечивания координации налогообложения в масштабах ЕС стала договоренность, фиксированная в Кодексе поведения стран-участниц, о недопустимости конкурентной борьбы между ими в налоговой сфере [8, с.55].
Отличительными чертами прогрессивного момента координации налоговой политики стран-членов ЕС считается достижение договоренностей о отказе от внедрения новых налогов, направленность к унификации ставок налога на компании и налога на личные прибыли. Нерешенными остаются вопросы о внедрении единичных для государств ЕС ставках НДС и о единичной методологии расчета данного налога.
Эти, приведенные данные говорят про то, собственно установленные ЕС «экономические правила» в целом собственном результате не соблюдаются. Так недостаток казенного бюджета в государствах ЕС в 2005 году был недалёк к критическим 3 %. А объем муниципальных долгов в собственной совокупности по государствам ЕС выше установленные 60%[10, с.91].