Файл: Особенности корпоративного управления в России (Истоки возникновения корпоративного управления и его сущность).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Истоки возникновения корпоративного управления и его сущность
1.2. Специфика корпоративного управления
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАО «ВТБ»
2.1. Характеристика деятельности ПАО «ВТБ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Корпоративное управление предполагает контроль над всеми механизмами и процессами, а также это указание менеджменту компании о том, как нужно управлять компанией и как нужно принимать решения. Как правило, управление должно быть максимально простым, но иногда существуют риски его усложнения. Также важно чтобы корпоративное управление служило отражением стратегического плана компании, оно должно поддерживать все обозначенные ценности и видения. Они должны максимально быть перенесены в ежедневную деятельность компании.
Корпоративное управление предназначено на крупные объединения, имеющие определенные экономические цели, предусматривающее долевое участие собственников, правовой статус и правоспособность которой определяется местом ее создания, то есть корпоративное управление рассчитано на корпорации, в том числе и на акционерные общества.
Корпорация является сложной многопрофильной структурой и вследствие этого имеет распределенную иерархическую систему управления. В эту систему входят: высший орган управления – общее собрание акционеров, совет директоров, правление. Каждый субъект управления данной системы играет важную роль в развитии организации и если один из субъектов не справляется со своими обязанностями, то это повлияет на всю систему управления и произойдет распад уже налаженной системы.
В крупных компаниях, в отличие от малых и средних, процесс принятия решения довольно сложный, также у них более сложная структура капитала – это означает, что в компании больше всего акционеров и не зря высший орган управления – собрание акционеров.
Корпоративное управление является прогрессивным процессом в российской экономике, в частности в бизнесе. И улучшения в системе такого управления требуют проведения специальных исследований. При этом разрабатываются методы сбора и обработки информации, которые нужны для подготовки управленческих решений, а также способы, приемы и правила самого исследования.
Объект исследования: система управления ПАО «ВТБ».
Предмет исследования: изучение системы корпоративного управления в ПАО «ВТБ».
Цель данной работы: рассмотреть систему корпоративного управления, ее влияние на результаты деятельности ПАО «ВТБ».
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить истоки возникновения корпоративного управления и его сущность;
- определить специфику корпоративного управления ;
- дать характеристику деятельности ПАО «ВТБ»;
- определить модель корпоративного управления в ПАО «Банк ВТБ».
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, нормативно-законодательные акты.
Нормативно-правовой базой работы являлись законы и подзаконные акты федерального значения в области регулирования банковской деятельности.
Методологической основной при написании работы явились: теоретический анализ, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, анализ документов, сравнение системы корпоративного управления коммерческой и некоммерческой организации, расчет показателей эффективности организации, синтез. Для изучения теоретических основ корпоративного управления были использованы методы теоретического анализа и изучения материала научных периодических изданий, которые позволили осмыслить результаты исследований авторов, а также позволили выяснить какие вопросы и проблемы уже достаточно изучены, а какие нуждаются в дополнительном изучении в рамках данной темы. С помощью метода анализа документов был осуществлен сбор необходимой информации о компании, о ее деятельности. Для рассмотрения системы корпоративного управления в ПАО «ВТБ» был использован метод сравнения посредством выявления общих и отличительных черт между коммерческой и некоммерческой организацией.
Выполненная работа состоит из введения, основной части из двух глав (первая глава теоретическая, вторая глава является аналитической и практической), заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Истоки возникновения корпоративного управления и его сущность
Корпоративное управление следует рассматривать неразрывно с термином «корпорация», потому как в начале истории первоначально начали формироваться и развиваться корпорации.
В.И. Данилин отмечал: «Корпорация – это основная организационная структура в рыночной экономике, которая характеризуется следующими признаками: статусом юридического лица, принципом ограниченной ответственности акционеров, бессрочным существованием, отсутствием законодательных ограничений на покупку и продажу акций, централизованным управлением»[1].
Горфинкель В.Я. выделил три отличительных признака корпораций от других юридических объединений[2]:
- ограниченная ответственность; владельцы при некоторых обстоятельствах могут потерять только то, что они вложили;
- облегченная передача права владения путем продажи акций;
- постоянство существования.
Возникновение корпораций требовало совершенно нового подхода к менеджменту, по сравнению с небольшими организациями, которые существовали до этого. Ввиду этого корпорации, а точнее акционерные общества поспособствовали зарождению корпоративного управления.
Согласно одной из научных точек зрения, формы первых корпораций возникли в Древнем Риме, где часть народонаселения объединялась, сосредоточив крупные денежные единицы и объемы торговли в целях осуществления предпринимательских действий. В таких древнейших корпоративных объединениях отсутствовали признаки современной корпорации, не обладали высокой степенью интеграции, но, тем не менее, отличались от простой совокупности небольших личных обществ. Архаические корпорации не оказывали должного влияния на экономику по сравнению с теми корпорациями, которые существуют в настоящее время[3].
Как стало ранее известно, в средневековье возникали первые формы финансового бизнеса с целью организации совместных торговых путешествий в зарубежные страны, это и послужило возникновению первых внешнеэкономических связей.
Впервые становление строя с корпоративным укладом происходило в западноевропейский странах, в таких, как Англия и Голландия, а под их влиянием во Франции и Германии. Правительство стран стали оказывать воздействие на процесс формирования корпораций при этом регулируя их внутренние и внешние отношения. На данный факт существенно повлияло развитие индустрии и торговли[4].
В XVIII в. в Северной Америке крупные корпорации встречались достаточно редко, но к концу XIX в. их численность заметно возросла. С усилением процесса концентрации производства значение крупных корпораций для американской экономики постепенно стало увеличиваться, и они стали главным фактором, получив практически неограниченные права в осуществлении своей деятельности. В дальнейшем причиной образования корпоративных организаций являются значительно низкие издержки производства и сбыта продукции. Исключительно лишь крупная организация способна применять современные технологии и передовые изобретения, требующие крупных затрат, потому как малое предприятие не может себе позволить большие затраты вне прямой ее деятельности. Этим достигается получение контроля над рынком, непосредственное влияние на уровень цен, а также на размеры и распределение национального продукта, уровень занятости и покупательскую способность населения[5].
С течением времени в России экономическая обстановка подверглась изменениям и вследствие этого экономические отношения стали базироваться на следующих категориях: план, активное регулирование со стороны государственных органов, целесообразность. В период того времени в экономике страны преобладали формы монополистических объединений, а точнее синдикаты и тресты. В настоящий период времени данные формы объединений утратили свою коммерческую самостоятельность.
Однако, командно-административные методы в период до 1987 г. перестали соответствовать требованиям макроэкономической ситуации, и корпоративная среда стала напоминать систему партийно-хозяйственных активов, в которой все ведущие посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым сложившимся партийно-номенклатурным связям. На рынке трудовых услуг между тем прослеживалась обстановка отсутствия отечественных высококвалифицированных независимых управляющих, да и предприятия, в свою очередь, не могли себе позволить таких наемных специалистов, потому как данный труд требует высокую оплату[6].
На протяжении четырех лет начиная с 1987 года в стране наблюдается дезинтеграция монополизированного и централизованного хозяйства вследствие чего в России корпоративность стала приобретать оттенок политической лояльности. Для данного промежутка времени характерно становление основ корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления. Россия встала на путь развития в банковском и страховом секторах экономики, а также появились источники и первые инструменты накопления финансового капитала. Далее в течение трех лет в результате активной чековой приватизации произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур. Акционерные общества, созданные в ходе приватизации, можно было назвать корпорациями, но неразработанность акционерного права, неопытность квалифицированного персонала предприятий приводили к дальнейшему банкротству предприятий[7].
Не успела завершиться чековая приватизация, как в стране формально стартовала денежная приватизация. Выкуп принадлежавшего государству имущества вершилось в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. В этот же период с 1994 по август 1998 года активно формируется и развивается инфраструктура рынка: инвестиционные корпорации и фонды, депозитарии и регистраторы, страховые корпорации и др. Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы. С августа 1998 г. по 2001 г. наблюдается кризисная экономическая ситуация, она связана с неспособностью к выполнению или нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, а также отчетливо заметна недостаточность финансовых ресурсов. Не регулируемый государством вывоз капитала за границу заставляет искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов[8].
С течением времени перераспределению собственности поспособствовала слабая подготовленность российских менеджеров к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта. Корпоративное управление после 2001 года основывается на базе отработанных и оперативных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга.
Углубившись в историю корпоративного управления, следует заметить, что в начале 30-х годов с расширением сферы своей деятельности многие акционеры передали исполнительные функции иным лицам, а точнее наемным исполнителям. Наемным исполнителям высшего звена доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как только это произошло, стал заметен конфликт интересов между управленцами и акционерами. Акционерам был нужен рост капитализации, а top managers – солидный статус, высокая зарплата и бонусы[9]. Следовательно, история корпоративного управления – это конфронтация интересов этих основных сторон.
Итак, в настоящий период времени термину корпоративное управление можно дать следующие определения: под корпоративным управлением принято понимать общие юридические концепции и процедуры, лежащие в основе создания и управления корпорацией[10].
Другое определение, сформулированное Тепман Л.Н., гласит: «Корпоративное управление – это система отчётности перед акционерами советом директоров и менеджмента, предоставляющая акционерам возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности компании, способствуя тем самым максимизации прибыли и рыночной стоимости компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы»[11].
Леванова Л.Н. предлагает свою трактовку понятия: «Корпоративное управление – это система взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон»[12].
Как видим, единую трактовку понятия корпоративное управление сложно найти. Наличие большого количества методологических подходов к содержанию данного понятия порождает противоречия в практике деятельности корпораций. В рамках нового Кодекса корпоративного управления было уточнено понятие корпоративного управления, позволяющее более конкретно рассматривать его специфику.