Файл: Особенности корпоративного управления в России (Истоки возникновения корпоративного управления и его сущность).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Истоки возникновения корпоративного управления и его сущность
1.2. Специфика корпоративного управления
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАО «ВТБ»
2.1. Характеристика деятельности ПАО «ВТБ»
В Письме Банка России от 10 апреля 2014 г. «О Кодексе корпоративного управления» представлена единая трактовка понятия: «…Корпоративное управление – это понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон…»[13].
Корпоративные отношения, как и любые другие, подразумевают процесс взаимодействия субъектов, наделенные определенными правами и обязанностями. В акционерных обществах субъектами таких отношений выступают акционеры и те, кто управляют акционерной собственностью. Владельцы акционерной собственности выступают в роли инвестора, и те, кто совершили наиболее крупные инвестиции несут наибольшие риски. Управляющие играют не менее важную роль не только для акционеров, но и для компании. От их деятельности зависит как инвестируемое имущество будет использовано.
Складывающиеся взаимоотношения между ключевыми участниками корпоративных отношений зависят от некоторых особенностей формирования структуры акционерной собственности, размеров пакетов акций, условий и способов их приобретения, типа собственников и специфики их интересов по отношению к компании.
Собственники одной организации могут иметь различные интересы, например, одни имеют основание принимать участие во многих вопросах, касающиеся деятельности компании и их интересы сводятся к приращению прибыли и укреплению долгосрочных позиций компании. Другие крупные собственники, такие как государство, банки, напротив заинтересованы не на получение как таковой прибыли, а в укреплении и развитии взаимовыгодных коммерческих отношений с компанией. Следовательно, участники корпоративных отношений имеют интересы, которые совпадают в одной сфере, но одновременно различны в других.
1.2. Специфика корпоративного управления
Как и у других систем управления, у корпоративного управления имеются свои специфические особенности. Самая главная особенность отечественной системы корпоративного управления от других систем в том, что Россия значительно позже встала на устойчивый путь развития в экономике. Это определило ее специфику, а именно:
- концентрация собственности, т.е. тенденция уменьшения доли населения, обладающей средствами производства;
- слабое разграничение функций собственности и контроля;
- непрозрачность деятельности российских компаний.
В настоящий период времени можно выбрать модель системы корпоративного управления, которая наиболее полно отразит суть деятельности компании и полностью будет ей соответствовать.
Рассмотрим уже существующие известные модели корпоративного управления:
1. Англо-американская модель характерна для следующих стран: Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Формирование модели происходило на протяжении многих веков в условиях развитого рынка ценных бумаг. Данная модель обладает рядом характеристик, отличающих ее от других моделей корпоративного управления[14]:
- распыление акционерного капитала, т.е. достаточно большое количество владельцев акционерного капитала. Для любой корпорации в США, Великобритании и ряде существующих стран характерно большое количество миноритарных акционеров, тем самым проявляется отсутствие лидерства между инвесторами;
- ключевым участником общего процесса управления обществом зачастую является главный менеджер, который в свою очередь принимает все важные решения в процессе деятельности;
- строгие правила раскрытия информации. По сравнению с другими странами в США существуют наиболее строгие правила раскрытия информации, поскольку между акционерами действует четкая и урегулированная система отношений. В США согласно законодательству, необходимо составлять и подавать ежеквартальные и годовые отчеты, а также требуется составлять справку о деятельности вознаграждениях директоров, данные о составе акционеров, об аудиториях, о планируемых реорганизациях.
К недостаткам англо-американской модели необходимо отнести определенную степень риска, которую несут владельцы акций, а также определенное «раздвоение» стоимости акций на реальную и фиктивную.
2. Континентально-европейская модель. В континентальной Европе преобладает модель в основе которой лежит принцип социального партнерства, т.е. для нее характерно включение в корпорацию всех заинтересованных групп в успешной деятельности компании, а именно: акционеры, финансовые структуры, работники, государство и т.д. Несомненно, интересы всех участников различны, но у них есть одна общая выгода – все они заинтересованы в эффективной деятельности корпораций. Принцип социального партнерства закреплено в структуре управления корпорацией и в законах, регулирующих экономическую деятельность. Давильбекова Ж.Х. в своей статье выделила следующие основные элементы континентально-европейской модели: «двухуровневая структура совета директоров, правительство заинтересованных сторон, универсальные банки, перекрестное владение акциями»[15].
Специфической чертой континентальной модели является функционирование банков в процессе организации корпоративного управления. Коммерческие банки являются акционерами корпораций. А также в данной модели активно принимает участие государство. Корпорации активно взаимодействуют с государством. Государство в большинстве своем имеет во владении крупные пакеты акций и имеет своих проверенных людей в их органах правления. В свою очередь государство стимулирует и способствует в поддержке координации между корпорациями в рамках отдельных отраслей. В целом требования в данной модели менее строги, чем в США. Обычно раз в полгода предоставляется финансовая информация, размеры вознаграждения органов управления и т.д. Обязательное одобрение акционеров требуется в распределении доходов, ратификации решений совета директоров и правления, финансовые вопросы, реорганизация, выборы органов управления[16].
3. Японская модель корпоративного управления. Японский тип управления требует принятия во внимание трех важнейших факторов, определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами:
- первым фактором являются фундаментальные принципы управления. К принципам можно отнести: пересечение интересов и сфер жизнедеятельности корпораций и работников, приоритеты коллективистического начала перед индивидуализмом, умело поддерживаемый баланс влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих остальных инвесторов, способ формирования разнообразных связей между фирмами – деловыми партнерами, в том числе и прежде всего между поставщиками и покупателями продукции;
- второй фактор касается механизма, правил, посредством которых вышеперечисленные принципы воплощаются в жизнь. В управлении корпорацией японские менеджеры большое внимание отдают организации труда. Обязанности между сотрудниками строго не распределены, заработок определяется на основе индивидуальной оценки деятельности работника по многим критериям. Рост зарплаты с выслугой лет – одна из важнейших составляющих этой системы;
- третий фактор – социокультурная среда в Японии оказывает принципиальное воздействие на все виды человеческой деятельности, включая экономическую. Эффективность работы во многом зависит от действия человеческого фактора: объективной самооценки работника и доверия к нему со стороны управляющего[17].
Раз в полгода предприятия раскрывают финансовую отчетность, информацию о членах совета директоров, список 10 крупнейших акционеров. Необходимо одобрение акционеров при выплате дивидендов, выборе совета директоров, внесении изменений во внутренние документы, вознаграждение органов управления, размеры выходных пособий.
Устойчивое развитие корпоративного управления в зарубежных странах послужило плавному возникновению его и в крупных российских компаниях. Этот переход осуществился относительно недавно и должного доверия у российских компаний и ее руководителей еще не завоевало. В связи с этим наблюдается определенная противоречивость различных точек зрения авторов в формулировке четкого понятия корпоративного управления.
Таким образом, корпоративное управление – это система взаимоотношений, которые складываются в процессе управления и контроля за деятельностью организации. Корпоративное управление в России имеет достаточно долгий пусть становления, закрепленное российским законодательством, но несмотря на это, данное направление еще не основательно внедрено в компании и имеет некоторые особенности. Особенности корпоративного управления в России – это концентрация собственности, слабое разграничение функций собственности и контроля, непрозрачность деятельности российских компаний. Поэтому российские менеджеры вправе перенять зарубежный опыт в области разработки модели корпоративного управления, однако для того чтобы российская модель была максимальна эффективна на своей территории следует добавлять некоторые доработки под определенные экономические и политические ситуации, происходящие в стране.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАО «ВТБ»
2.1. Характеристика деятельности ПАО «ВТБ»
Банк «ВТБ» в первую очередь является публичным акционерным обществом и деятельность такой организационно-правовой формы собственности регламентируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и уставом банка.
В соответствии со ст. 96 «Основные положения об акционерном обществе» Гражданского кодекса РФ можно определить понятие акционерного общества. Так, «Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций».
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом об акционерных обществах»[18].
Группа ВТБ – это российская финансовая группа, которая работает в трех частях света, более чем в 20 странах мира и представляет весь спектр финансовых услуг. В составе группы более 30 компаний и работают они во всех сферах финансовой жизни: корпоративный и розничный банкинг, инвестиции, страхование, факторинг, лизинг, управление пенсионными накоплениями и т.д.[19].
В основе группы располагается Банк «ВТБ» - один из крупнейших в России, он поддерживает кредитные лимиты более чем 100 банков, обслуживает тысячи российских компаний и активно кредитует российскую экономику. В список клиентов банка входят государственные корпорации и частные компании. Среди акционеров «ВТБ» держащие обыкновенные акции более 165000 физических лиц и более 1500 юридических лиц, но главный контролирующий акционер – это государство (60,93%)[20].
ВТБ имеет наивысший для российских банков рейтинг международных рейтинговых агентств. Также в состав группы входит и один из крупнейших розничных банков – «ВТБ 24» с широкой сетью продаж по всей России (69 и регионов, 530 точек продаж). Интернет банкинг один из самых удобных в России, так как он позволяет активно работать со счетами, не выходя из дома. Но ВТБ это не только банкинг, но и любой человек, пришедший в офис группы может получить практически любую финансовую услугу.
ПАО «ВТБ» как организация с успешной деятельностью имеет миссию, которая в свою очередь отражает основную цель организацию, смысл ее существования и долгосрочное стратегическое видение.
Миссия группы ВТБ[21]: «Предоставление финансовых услуг международного уровня, чтобы сделать более обеспеченным будущее наших клиентов, акционеров и общества в целом».
Ценностями компании являются:
1. Доверие клиентов является наивысшей ценностью. Все сотрудники банка работают для того, чтобы завоевать доверие новых клиентов и сохранить доверие уже имеющихся клиентов у банка;
2. Прочные позиции на финансовых рынках, международный опыт и масштаб распространения филиалов банка – это и является гарантией надежности;
3. Банк ориентирован на открытое партнерство и сотрудничество с клиентами. Деятельность банка прозрачна, так как ключевые показатели представлены в открытом доступе на официальном сайте;