ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 3194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1.2. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

1.1.3. ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1.4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.12. ОБУЧЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА

Характеристика остекления

2.5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Осветительная арматура перераспределяет световой поток лампы в пространстве, или преобразует ее свойства (изменяет спектральный состав излучения), предохраняет глаза работающих от ослепляющего действия ламп. Кроме того, она защищает источник света от влияния окружающей пожаро- и взрывоопасной, химически-активной среды, механических повреждений, пыли, грязи, атмосферных осадков.

При расчете значений критериев взрывопожарной опасности в качестве расчетного следует выбирать наи­более неблагоприятный вариант аварии или период нор­мальной работы аппаратов, при котором во взрыве уча­ствует наибольшее количество веществ или материалов, наиболее опасных в отношении последствий взрыва.

Возмещение собственником ущерба работникам в случае повреждения их здоровья (ст. 9). Возмещение ущерба, причиненного работнику вследствие по­вреждения его здоровья или в случае смерти работника, осу­ществляется Фондом социального страхования от несчастных слу­чаев в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности».

Время нахождения на инвалидности в связи с несчастным слу­чаем на производстве или профессиональным заболеванием зас­читывается в стаж работы для назначения пенсии по возрасту, а также в стаж работы с вредными условиями, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Экономическое стимулирование охраны труда (ст. 25). К работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором (соглашением, трудовым договором).

При расчете размера страхового взноса для каждого предприя­тия Фондом социального страхования от несчастных случаев, при условии достижения надлежащего состояния охраны труда и сни­жения уровня или отсутствия травматизма и профессиональной заболеваемости вследствие осуществления работодателем со­ответствующих профилактических мероприятий, могут быть уста­новлены скидки к нему или надбавка к размеру страхового взноса за высокий уровень травматизма и профессиональной заболе­ваемости, и ненадлежащее состояние охраны труда.

Штрафные санкции к юридическим и физичес­ким лицам, использующим в соответствии с законодатель­ством наемный труд, должностным лицам и работникам (ст. 43). За нарушение законодательства об охране труда, невыполне­ние распоряжений должностных лиц органов государственного над­зора за охраной труда юридические и физические лица, ис­пользующие в соответствии с законодательством наемный труд, привлекаются органами государственного надзора за охраной тру­да к уплате штрафа в порядке, установленном законом.

Максимальный размер штрафа не может превышать пяти про­центов месячного фонда заработной платы юридического либо физического лица, использующего в соответствии с законодатель­ством наемный труд.

Неуплата юридическими либо физическими лицами, использу­ющими в соответствии с законодательством наемный труд, штра­фа влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки.

Применение штрафных санкций к должностным лицам и ра­ботникам за нарушение законов и иных нормативно-правовых актов по охране труда осуществляется в соответствии с Кодексом Украи­ны об административных правонарушениях. Лица, на которых нала­гается штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы.


Решение о взыскании штрафа может быть обжаловано в месяч­ный срок в судебном порядке. Средства от применения штрафных санкций к юридическим либо физическим лицам, использующим в соответствии с законодатель­ством наемный труд, должностным лицам и работникам, опреде­ленным настоящей статьей, зачисляются в Государственный бюд­жет Украины.

1.1.2. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

Конституция Украины (ст. 24) на высшем законодательном уровне закрепила равенство прав женщин и мужчин. Вместе с тем, трудовое законодательство, учитывая физиологические особенности организма женщины, интересы охраны материнства и детства, устанавливает специальные нормы, касающиеся охраны труда и здоровья женщин. В соответствии со ст. 174 КЗоТ и ст. 10 Закона «Об охране труда» запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Кабинет Министров Украины своим постановлением от 27. 03. 1996 г. № 381 утвердил программу высвобождения женщин с производств, связанных с тяжелым трудом и вредными условиями, а также ограничение использования их труда в ночное время.

Запрещается также привлекать женщин к подъему и перемещению тяжестей, масса которых превышает установленные для женщин нормы. Министерство здравоохранения Украины 10 декабря 1993 года издало приказ № 241, которым установлены предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов женщинами:

подъем и перемещение грузов при чередовании с другой работой – 10 кг;

подъем и перемещение грузов постоянно в течение рабочей смены — 7 кг.

Суммарный вес груза, который перемещается в течение каждого часа рабочей смены, не должен превышать: с рабочей поверхности – 350 кг; с пола – 175 кг.

Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызвано необходимостью и допускается как временное мероприятие (ст. 175 КЗоТ).

В законодательстве об охране труда уделяется значительное внимание предоставлению льгот беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Таких женщин запрещается привлекать к работе в ночное время, к сверхсрочным работам и работам в выходные дни, а также направлять в командировку (ст. 176 КЗоТ). Кроме этого, женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхсрочным работам или направляться в командировку без их согласия (ст. 177 КЗоТ). Беременным женщинам, в соответствии с медицинским заключением, снижают нормы выработки, нормы обслуживания, или они переводятся на другую работу, которая является более легкой и исключает влияние неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по предыдущей работе (ст. 178 КЗоТ).

В соответствии с Законом Украины «Об отпусках» (ст. 17) на основании медицинского заключения женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами длительностью 126 календарных дней (70 до и 56 – после родов). После окончания отпуска в связи с беременностью и родами по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и дополнительный неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста шести лет. Время этих отпусков зачисляется как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж по специальности (ст. 181 КЗоТ).


В соответствии со ст. 19 Закона Украины «Об отпусках» женщине, которая работает и имеет двух и больше детей возрастом до 15 лет или ребенка-инвалида, по ее желанию ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней без учета . выходных.

Запрещается отказывать женщинам в принятии на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет. Увольнять женщин, которые имеют детей возрастом до трех (шести) лет, по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, но с обязательным трудоустройством (ст. 184 КЗоТ).

1.1.3. ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Государство учитывает определенные физические, физиологические и другие особенности несовершеннолетних и проявляет заботу о здоровье молодого поколения. Законодательно это закреплено, в частности, в ст. 43 Конституции Украины. Законом Украины «Об охране труда» (ст. 11) запрещается применение труда несовершеннолетних, то есть лиц возрастом. до восемнадцати лет, на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Министерством здравоохранения Украины издан приказ от 31. 03. 1994 г. № 46, которым утвержден «Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних».

Запрещается также привлекать несовершеннолетних к подъему и перемещению тяжелых предметов, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними утверждены приказом МОЗ Украины от 22. 03. 1996 г. № 59 (табл. 1).

Таблица 1.1. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними

Календарный возраст, лет

Предельные нормы веса груза (кг)

Кратковременная работа

Длительная работа

юноши

девушки

юноши

девушки

14

5

2,5

15

12

6

8,4

4,2

16

14

7

11,2

5,6

17

16

8

12,6

6,3

Не допускается прием на работу лиц, которые не имеют шестнадцать лет. Однако, как исключение, могут приниматься на работу лица, которые достигли пятнадцати лет по согласию (письменному) одного из родителей или лица, его заменяющего. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учеников общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, которая не причиняет вред здоровью и не нарушает процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста по согласию одного из родителей или лица, его заменяющего (ст. 188 КЗоТ).


Запрещается привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни (ст. 192 КЗоТ). Все лица, которым не исполнилось восемнадцать лет, принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно проходят обязательный медицинский осмотр (ст. 191 КЗоТ).

Для несовершеннолетних, в возрасте от 16 до 18 лет, установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя, а для пятнадцатилетних24-часовая. Заработная плата работникам, которым не исполнилось восемнадцать лет, при сокращенной продолжительности ежедневной работы, производится в таком же размере, что и работникам соответствующих категорий при полной длительности ежедневной работы (ст. 194 КЗоТ).

Ежегодные отпуска несовершеннолетним предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года (ст. 195 КЗоТ). Длительность такого отпуска один календарный месяц. Увольнение несовершеннолетних по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается, кроме соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 198 КЗоТ).

1.1.4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст. 19 Закона Украины «Об охране труда» финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Финансирование профилактических мероприятий по охране тру­да, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, на­правленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источ­никами финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, выделяемых отдельной стро­кой.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану груда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

1.1.5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Межгосударственные стандарты Системы стандартов безопасности труда – это (ГОСТ ССБТ) бывшего СССР, которые применяются на территории Украины до их замены другими нормативными документами, если они не противоречат действующему законодательству Украины.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны труда, заключенного руководителями правительств государств СНГ в декабре 1994 года, стандарты ССБТ далее действуют в Украине как межгосударственные стандарты по согласованному перечню, который пересматривается по мере необходимости с учетом национального законодательства государств СНГ и результатов общей работы, направленной на усовершенствование Системы стандартов безопасности труда.


Эта система стандартов безопасности труда (ССБТ) разрабатывается и внедряется с 1972 г. и имеет следующее обозначение:

ГОСТ12.Х.ХХХ-ХХ ССБТ. (Например, ГОСТ12.1.005-88), где:

  • 12 – шифр системы;

  • .Х. – шифр подсистемы (например, 1);

  • .ХХХ. – порядковый номер в подсистеме (например, 005);

  • ХХ – год утверждения документа (например, 88).

Системой ССБТ установлено следующее обозначение подсистем:

.0. – организационно-методические положения по построению системы, терминология, классификация и т.д.;

.1. – требования и нормы по видам вредных и опасных производственных факторов;

.2. – требования безопасности к производственному оборудованию;

.3. – требования безопасности к производственным процессам;

.4. – требования безопасности к средствам защиты работающих;

.5. – требования безопасности к зданиям и сооружениям;

Требования по охране труда регламентируются также государственными стандартами Украины по вопросам безопасности труда, строительными и санитарными нормами и правилами, правилами устройства электроустановок (ПУЭ), нормами технического проектирования и другими нормативными актами, исходя из области их действия.

Государственные нормативные акты об охране труда (ДНАОП и НАОП) это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которым предоставлена сила правовых норм, обязательных для исполнения. Законодательством предусмотрено, что в зависимости от сферы действия ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране трудаэто ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации народного хозяйства Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности. Условное обозначение данного документа следующее:

ДНАОП Х.ХХ–Х.ХХ – ХХ (Например, ДНАОП 0.00–3.05 – 97), где:

  • ДНАОП – сокращенное название нормативного акта (Державний нормативний акт з охорони праці);

  • 0.00 – группа соответственно по классификатору государственных органов (т.е. это государственный орган, который утвердил нормативный акт);

  • 3 – вид нормативного документа;

  • 05 – порядковый номер (в пределах данного вида);

  • 97 – год утверждения документа.

Установлен следующий шифр государственных органов:

  • 0.00 – Госнадзорохрантруда;

  • 0.01 – Министерство внутренних дел (пожарная безопасность);

  • 0.02 – Министерство внутренних дел (безопасность движения);

  • 0.03 – Министерство здравоохранения;

  • 0.04 – Госатомнадзор;

  • 0.05 – Министерство труда Украины;

  • 0.06 – Гостстандарт;

  • 0.07 – Минстройархитектуры.

Виды государственных нормативных актов по охране труда имеют такое цифровое обозначение:

  • 1 – Правила;

  • 2 – Стандарты (ОСТы);

  • 3 – Нормы;

  • 4 – Положения, Уставы;

  • 5 – Инструкции;

  • 6 – Руководства, Указания, Рекомендации, Требования;

  • 7 – Технические условия безопасности;

  • Перечни, другие.