ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 3211
Скачиваний: 1
выполнением требований законодательных и нормативных актов об охране труда;
обеспечением работников инструкциями, положениями по охране труда, действующими в пределах предприятия, и соблюдением их требований работниками;
своевременным и правильным расследованием, документальным оформлением и учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
использованием фонда охраны труда предприятия по его назначению, и другое.
Уполномоченные по охране труда могут и должны привлекаться к разработке раздела «Охрана труда» коллективных договоров и соглашений, комплексных перспективных планов по охране труда, к работе в комиссиях по вопросам аттестации рабочих мест. Они участвуют: в комиссиях по расследованию профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, если пострадавший не является членом профсоюза; в решении вопроса о снижении размера одновременной помощи пострадавшему от несчастного случая вследствие невыполнения работником требований нормативных актов об охране труда; рассмотрении факта наличия производственной ситуации, опасной для здоровья или жизни работника или окружающих его людей и природной среды, в случае отказа работника выполнять по этим причинам порученную ему работу.
Уполномоченные по охране труда имеют право:
— беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда, соблюдение работниками нормативных актов об охране труда на объектах предприятия или производственного подразделения, коллектив которого его избрал;
— вносить в специально заведенную для этого книгу обязательные для рассмотрения собственником (руководителем структурного подразделения) предложения по устранению обнаруженных нарушений;
— требовать от мастера, бригадира или другого руководителя производственного подразделения прекращения работы на рабочем месте в случае создания угрозы жизни или здоровью работающих;
— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих нормативные акты об охране труда.
Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране труда осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
В качестве итога можно констатировать, что контроль выполнения требований норм и правил по охране труда осуществляют следующие органы:
1. Генеральный прокурор Украины через органы прокуратуры.
2. Государственные органы и инспекции (Госнадзорохрантруда, технический надзор, энергонадзор, пожарный надзор, санитарный надзор и др.).
3. Отделы охраны труда Госадминистрации.
4. Советы народных депутатов.
5. Техническая инспекция профсоюзов.
6. Административно-общественный контроль на предприятиях (общественные инспекторы или уполномоченные коллектива по вопросам охраны труда, отделы охраны труда предприятий, комиссии по вопросам охраны труда предприятия, трехступенчатый контроль на предприятии и др.).
Получила развитие система административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. Эта система имеет три ступени:
Первая ступень – мастер и общественный инспектор бригады проверяют состояние условий труда ежедневно на рабочих местах;
Вторая ступень – начальник цеха и общественный инспектор цеха проверяют состояние условий труда два раза в месяц на рабочих местах;
Третья ступень – руководители предприятия и председатель профсоюзного комитета проверяют состояние условий труда один раз в месяц на рабочих местах.
1.1.9. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В соответствии со ст. 37 Закона Украины «Об охране труда» государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:
Кабинет Министров Украины;
Комитет по надзору за охраной (в соответствии с административной реформой 2000 г. – Департамент Госнадзорохрантруда) Министерство труда и социальной политики Украины;
министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти;
местная государственная администрация, местные Советы народных депутатов;
ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения предприятий. Закон содержит нормы прямого действия, которые определяют обязанности, права и полномочия каждого из этих органов.
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об охране труда» на каждом предприятии создается и обеспечивается функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).
Система управления охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.
Основные задачи и функции СУОТ на предприятии следующие:
Планирование работ по охране труда. Функция планирования, в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяют на: перспективное, текущее и оперативное. Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально-технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда. Текущее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе „Охрана труда" коллективного договора. Оперативное планирование работы по охране труда осуществляют по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, и в плане мероприятий, как дополнение к приказу;
Разработка, принятие и отмена нормативных актов предприятия (инструкций, положений, правил и др.);
Профессиональный подбор кадров. Профессиональный подбор – это процесс обоснованного отбора из группы кандидатов для обучения и работы на сложных, ответственных и опасных профессиях на основе объективной оценки психофизиологических показателей кандидатов. Существует официальный перечень работ, где существует необходимость в профессиональном подборе. На основании этого перечня работ составляется перечень профессий, для которых необходим профессиональный отбор. Медицинские обследования по поводу профессионального подбора осуществляется согласно правилам Министерства здравоохранения Украины;
Обучение и инструктажи по вопросам охраны труда. Проходят все работники предприятия как при приеме на работу, так и в процессе работы. Работники, выполняющие работы с повышенной опасностью или работающие там, где требуется профессиональный отбор, проходят предварительное специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими отраслевыми нормативными актами об охране труда, но не реже одного раза в год.;
Регламентация процесса труда (правила внутреннего трудового распорядка, регламентация продолжительности работы во вредных или тяжелых условиях, в условиях высоких или низких температур, аварийно-спасательных работ, оформление нарядов-допусков на выполнение работ и т.п.);
Аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация объектов. Аттестацию проводит предприятие не реже одного раза в пять лет на рабочих местах, паспортизации подлежат некоторые виды оборудования путем диагностики и технической экспертизы, а также измерением уровня возникающих вредных и опасных факторов. По форме проведения аттестация и паспортизация практически одинаковы, но цель их разная: аттестация дает право на предоставление работающим во вредных и тяжелых условиях льготы и компенсации, а по результатам паспортизации этого нельзя сделать. Однако оба эти вида позволяют дать оценку условий труда на соответствие требованиям производственной санитарии и техники безопасности и разработать мероприятия по достижению требуемых норм.
Регистрация и учет (условий труда, обучения, инструктажей, нормативных актов предприятия по охране труда, несчастных случаев, аварий, профессиональных заболеваний, предписаний инспекторов, медицинских осмотров, выдачи специальной одежды, средств индивидуальной защиты и др.);
Обеспечение безопасности оборудования, процессов, зданий, сооружений и территории. Это достигается путем обеспечения: качества проектных решений относительно безопасных и безвредных условий труда; качества монтажа; принятия промышленных объектов приемной комиссией; осуществления входного контроля нового оборудования; обследования состояния зданий, сооружений, оборудования, систем защиты и управления; своевременного проведения диагностики, технических испытаний, ремонта оборудования и сооружений; выполнения технических регламентов, правил эксплуатации, инструкций и др.; соответствия профессиональной квалификации работников и должностных лиц профилю производства и наличия у них необходимых знаний и навыков по безопасности труда;
Обеспечение санитарно-гигиенических условий труда, санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания (это означает, что предприятие обеспечивает оптимальные режимы труда и отдыха, соблюдение норм санитарии, наличие на предприятии необходимых санитарно-бытовых помещений, снабжение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, моющими средствами, а также организацию предварительных и периодических медицинских осмотров работников предприятия, функционирование медицинских пунктов (больниц), наличие средств оказания первой помощи и т.п.);
Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий;
Создание и управление фондами охраны труда на предприятии. Средства фондов охраны труда предприятий формируются за счет: части прибыли от предпринимательской деятельности предприятия; отчислений средств предприятий; средств, полученных от применения органами государственного надзора за охраной труда штрафных санкций к предприятиям за нарушение нормативных актов об охране труда. Администрация (собственники) предприятий определяют порядок управления этими фондами, осуществляют контроль за правильным использованием и учетом этих средств. Решения об использовании фондов охраны труда принимаются с участием служб охраны труда предприятия и профсоюзных организаций предприятия;
Пропаганда и воспитание безопасности поведения. Целью пропаганды и воспитания является повышение индивидуальной защищенности работников путем организации, самоорганизации их безопасного поведения. Методы пропаганды и воспитания могут быть одноканальными (без обратной связи): инструкции, правила, газеты, журналы, информационные стенды, письма, радио- и аудиовизуальные средства, – а также более эффективные двухканальные (с обратной связью, контролем восприятия): беседы, лекции, семинары, обсуждения, рассмотрение конкретных нарушений и их возможных последствий и т.п.;
Контроль и инспектирование выполнения норм, правил, инструкций и т.д. Контроль следует рассматривать как общую функцию системы проверки исполнительской дисциплины при решении ранее упомянутых функций и задач, и как специальную функцию органов государственного надзора, специальных служб и уполномоченных на то представителей общественности. Специальный контроль – это инспектирование. Инспекторские проверки делятся на оперативные, целевые и комплексные. Оперативные проверки проводятся на определенном объекте государственным инспектором, как правило, на протяжении одного рабочего дня в разные смены в присутствии ответственного работника предприятия. Целевые проверки – это проверки на объектах, предприятиях, группе предприятий конкретных вопросов по охране труда, например, газового режима, взрывных работ, средств защиты и т.п. Они осуществляются одним государственным инспектором или группой на протяжении рабочей смены, а иногда и нескольких дней. Комплексные проверки – это всесторонняя и тщательная ревизия состояния безопасности и условий труда на предприятии. Они осуществляются согласно графикам проверки органов Госнадзорохрантруда специальной комиссией с участием представителей органов государственного надзора и исполнительной власти, министерств, главков и т.д., аварийно-спасательных формирований и профсоюзов. Предприятие или объединение предупреждается о плановой комплексной проверке за месяц до ее начала. Оперативные и комплексные проверки должны заканчиваться выдачей руководителю предписания установленной формы по устранению обнаруженных нарушений, а также постановлением о запрещении работы оборудования или ведения работ. По результатам комплексной проверки составляется акт установленной формы. Этот акт является основанием для наложения штрафа на предприятие. результаты проверок должны обсуждаться на совещаниях в присутствии всех членов комиссии, собственника, руководителей подразделений, а также доводиться до сведения трудящихся предприятия.
В соответствии со статьями 13 и 15 Закона Украины «Об охране труда» на каждом предприятии создаются соответствующие службы: служба охраны труда; газоспасательная служба; санитарно-гигиенические лаборатории, комиссия по вопросам охраны труда и др., обеспечивающие функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).
1.1.10. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Собственник создает на предприятии службу охраны труда в соответствии с приказом Госкомитета Украины по надзору за охраной труда № 73 от 03.08.93г.
На предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда.
На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут исполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку.
На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для исполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку.
Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.
Специалисты службы охраны труда в случае выявления нарушений охраны труда имеют право:
выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда;
требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняющих требований нормативно-правовых актов по охране труда;
приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;
направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.
Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия либо прекращения использования наемного труда физическим лицом. В соответствии с Типовым положением о службе охраны труда, утвержденным названным приказом Госкомитета Украины, служба входит в структуру предприятия как одна из основных производственно-технических служб. Она комплектуется специалистами, имеющими высшее образование и стаж работы по профилю производства не менее 3 лет. Специалисты со средним специальным образованием принимаются в службу охраны труда в исключительных случаях. В Типовом положении есть «Рекомендации о структуре и численности службы охраны труда».