ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 3211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1.2. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

1.1.3. ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1.4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.12. ОБУЧЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА

Характеристика остекления

2.5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Осветительная арматура перераспределяет световой поток лампы в пространстве, или преобразует ее свойства (изменяет спектральный состав излучения), предохраняет глаза работающих от ослепляющего действия ламп. Кроме того, она защищает источник света от влияния окружающей пожаро- и взрывоопасной, химически-активной среды, механических повреждений, пыли, грязи, атмосферных осадков.

При расчете значений критериев взрывопожарной опасности в качестве расчетного следует выбирать наи­более неблагоприятный вариант аварии или период нор­мальной работы аппаратов, при котором во взрыве уча­ствует наибольшее количество веществ или материалов, наиболее опасных в отношении последствий взрыва.

выполнением требований законодательных и нормативных актов об охране труда;

обеспечением работников инструкциями, положениями по охране труда, действующими в пределах предприятия, и соблюдением их требований работниками;

своевременным и правильным расследованием, документальным оформлением и учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

использованием фонда охраны труда предприятия по его назначению, и другое.

Уполномоченные по охране труда могут и должны привлекаться к разработке раздела «Охрана труда» коллективных договоров и соглашений, комплексных перспективных планов по охране труда, к работе в комиссиях по вопросам аттестации рабочих мест. Они участвуют: в комиссиях по расследованию профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, если пострадавший не является членом профсоюза; в решении вопроса о снижении размера одновременной помощи пострадавшему от несчастного случая вследствие невыполнения работником требований нормативных актов об охране труда; рассмотрении факта наличия производственной ситуации, опасной для здоровья или жизни работника или окружающих его людей и природной среды, в случае отказа работника выполнять по этим причинам порученную ему работу.

Уполномоченные по охране труда имеют право:

беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда, соблюдение работниками нормативных актов об охране труда на объектах предприятия или производственного подразделения, коллектив которого его избрал;

вносить в специально заведенную для этого книгу обяза­тельные для рассмотрения собственником (руководителем струк­турного подразделения) предложения по устранению обнаруженных нарушений;

требовать от мастера, бригадира или другого руководителя производственного подразделения прекращения работы на рабочем месте в случае создания угрозы жизни или здоровью работающих;

вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих нормативные акты об охране труда.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране труда осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

В качестве итога можно констатировать, что контроль выполнения требований норм и правил по охране труда осуществляют следующие органы:

1. Генеральный прокурор Украины через органы прокуратуры.

2. Государственные органы и инспекции (Госнадзорохрантруда, технический надзор, энергонадзор, пожарный надзор, санитарный надзор и др.).

3. Отделы охраны труда Госадминистрации.

4. Советы народных депутатов.

5. Техническая инспекция профсоюзов.

6. Административно-общественный контроль на предприятиях (общественные инспекторы или уполномоченные коллектива по вопросам охраны труда, отделы охраны труда предприятий, комиссии по вопросам охраны труда предприятия, трехступенчатый контроль на предприятии и др.).


Получила развитие система административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. Эта система имеет три ступени:

Первая ступень – мастер и общественный инспектор бригады проверяют состояние условий труда ежедневно на рабочих местах;

Вторая ступень – начальник цеха и общественный инспектор цеха проверяют состояние условий труда два раза в месяц на рабочих местах;

Третья ступень – руководители предприятия и председатель профсоюзного комитета проверяют состояние условий труда один раз в месяц на рабочих местах.

1.1.9. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В соответствии со ст. 37 Закона Украины «Об охране труда» государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:

Кабинет Министров Украины;

Комитет по надзору за охраной (в соответствии с административной реформой 2000 г. – Департамент Госнадзорохрантруда) Министерство труда и социальной политики Украины;

министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти;

местная государственная администрация, местные Советы народных депутатов;

ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения предприятий. Закон содержит нормы прямого действия, которые определяют обязанности, права и полномочия каждого из этих органов.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об охране труда» на каждом предприятии создается и обеспечивается функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).

Система управления охраной труда (СУОТ) это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

Основные задачи и функции СУОТ на предприятии следующие:

Планирование работ по охране труда. Функция планирования, в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяют на: перспективное, текущее и оперативное. Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально-технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда. Текущее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе „Охрана труда" коллективного договора. Оперативное планирование работы по охране труда осуществляют по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, и в плане мероприятий, как дополнение к приказу;


Разработка, принятие и отмена нормативных актов предприятия (инструкций, положений, правил и др.);

Профессиональный подбор кадров. Профессиональный подбор – это процесс обоснованного отбора из группы кандидатов для обучения и работы на сложных, ответственных и опасных профессиях на основе объективной оценки психофизиологических показателей кандидатов. Существует официальный перечень работ, где существует необходимость в профессиональном подборе. На основании этого перечня работ составляется перечень профессий, для которых необходим профессиональный отбор. Медицинские обследования по поводу профессионального подбора осуществляется согласно правилам Министерства здравоохранения Украины;

Обучение и инструктажи по вопросам охраны труда. Проходят все работники предприятия как при приеме на работу, так и в процессе работы. Работники, выполняющие работы с повышенной опасностью или работающие там, где требуется профессиональный отбор, проходят предварительное специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими отраслевыми нормативными актами об охране труда, но не реже одного раза в год.;

Регламентация процесса труда (правила внутреннего трудового распорядка, регламентация продолжительности работы во вредных или тяжелых условиях, в условиях высоких или низких температур, аварийно-спасательных работ, оформление нарядов-допусков на выполнение работ и т.п.);

Аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация объектов. Аттестацию проводит предприятие не реже одного раза в пять лет на рабочих местах, паспортизации подлежат некоторые виды оборудования путем диагностики и технической экспертизы, а также измерением уровня возникающих вредных и опасных факторов. По форме проведения аттестация и паспортизация практически одинаковы, но цель их разная: аттестация дает право на предоставление работающим во вредных и тяжелых условиях льготы и компенсации, а по результатам паспортизации этого нельзя сделать. Однако оба эти вида позволяют дать оценку условий труда на соответствие требованиям производственной санитарии и техники безопасности и разработать мероприятия по достижению требуемых норм.

Регистрация и учет (условий труда, обучения, инструктажей, нормативных актов предприятия по охране труда, несчастных случаев, аварий, профессиональных заболеваний, предписаний инспекторов, медицинских осмотров, выдачи специальной одежды, средств индивидуальной защиты и др.);

Обеспечение безопасности оборудования, процессов, зданий, сооружений и территории. Это достигается путем обеспечения: качества проектных решений относительно безопасных и безвредных условий труда; качества монтажа; принятия промышленных объектов приемной комиссией; осуществления входного контроля нового оборудования; обследования состояния зданий, сооружений, оборудования, систем защиты и управления; своевременного проведения диагностики, технических испытаний, ремонта оборудования и сооружений; выполнения технических регламентов, правил эксплуатации, инструкций и др.; соответствия профессиональной квалификации работников и должностных лиц профилю производства и наличия у них необходимых знаний и навыков по безопасности труда;


Обеспечение санитарно-гигиенических условий труда, санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания (это означает, что предприятие обеспечивает оптимальные режимы труда и отдыха, соблюдение норм санитарии, наличие на предприятии необходимых санитарно-бытовых помещений, снабжение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, моющими средствами, а также организацию предварительных и периодических медицинских осмотров работников предприятия, функционирование медицинских пунктов (больниц), наличие средств оказания первой помощи и т.п.);

Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий;

Создание и управление фондами охраны труда на предприятии. Средства фондов охраны труда предприятий формируются за счет: части прибыли от предпринимательской деятельности предприятия; отчислений средств предприятий; средств, полученных от применения органами государственного надзора за охраной труда штрафных санкций к предприятиям за нарушение нормативных актов об охране труда. Администрация (собственники) предприятий определяют порядок управления этими фондами, осуществляют контроль за правильным использованием и учетом этих средств. Решения об использовании фондов охраны труда принимаются с участием служб охраны труда предприятия и профсоюзных организаций предприятия;

Пропаганда и воспитание безопасности поведения. Целью пропаганды и воспитания является повышение индивидуальной защищенности работников путем организации, самоорганизации их безопасного поведения. Методы пропаганды и воспитания могут быть одноканальными (без обратной связи): инструкции, правила, газеты, журналы, информационные стенды, письма, радио- и аудиовизуальные средства, – а также более эффективные двухканальные (с обратной связью, контролем восприятия): беседы, лекции, семинары, обсуждения, рассмотрение конкретных нарушений и их возможных последствий и т.п.;

Контроль и инспектирование выполнения норм, правил, инструкций и т.д. Контроль следует рассматривать как общую функцию системы проверки исполнительской дисциплины при решении ранее упомянутых функций и задач, и как специальную функцию органов государственного надзора, специальных служб и уполномоченных на то представителей общественности. Специальный контроль – это инспектирование. Инспекторские проверки делятся на оперативные, целевые и комплексные. Оперативные проверки проводятся на определенном объекте государственным инспектором, как правило, на протяжении одного рабочего дня в разные смены в присутствии ответственного работника предприятия. Целевые проверки – это проверки на объектах, предприятиях, группе предприятий конкретных вопросов по охране труда, например, газового режима, взрывных работ, средств защиты и т.п. Они осуществляются одним государственным инспектором или группой на протяжении рабочей смены, а иногда и нескольких дней. Комплексные проверки – это всесторонняя и тщательная ревизия состояния безопасности и условий труда на предприятии. Они осуществляются согласно графикам проверки органов Госнадзорохрантруда специальной комиссией с участием представителей органов государственного надзора и исполнительной власти, министерств, главков и т.д., аварийно-спасательных формирований и профсоюзов. Предприятие или объединение предупреждается о плановой комплексной проверке за месяц до ее начала. Оперативные и комплексные проверки должны заканчиваться выдачей руководителю предписания установленной формы по устранению обнаруженных нарушений, а также постановлением о запрещении работы оборудования или ведения работ. По результатам комплексной проверки составляется акт установленной формы. Этот акт является основанием для наложения штрафа на предприятие. результаты проверок должны обсуждаться на совещаниях в присутствии всех членов комиссии, собственника, руководителей подразделений, а также доводиться до сведения трудящихся предприятия.


В соответствии со статьями 13 и 15 Закона Украины «Об охране труда» на каждом предприятии создаются соответствующие службы: служба охраны труда; газоспасательная служба; санитарно-гигиенические лаборатории, комиссия по вопросам охраны труда и др., обеспечивающие функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).

1.1.10. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ

Собственник создает на предприятии службу охраны труда в соответствии с приказом Госкомитета Украины по надзору за охраной труда № 73 от 03.08.93г.

На предприятии с количеством работающих 50 и более чело­век работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам надзо­ра за охраной труда.

На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут исполнять в порядке совмес­тительства лица, имеющие соответствующую подготовку.

На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для исполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соот­ветствующую подготовку.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.

Специалисты службы охраны труда в случае выявления наруше­ний охраны труда имеют право:

выдавать руководителям структурных подразделений предприя­тия обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда;

требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предус­мотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеющих допуска к соответ­ствующим работам или не выполняющих требований нормативно-правовых актов по охране труда;

приостанавливать работу производства, участка, машин, механиз­мов, оборудования и других средств производства в случае нару­шений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;

направлять работодателю представление о привлечении к ответ­ственности работников, нарушающих требования по охране труда.

Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия либо прекращения использования наем­ного труда физическим лицом. В соответствии с Типовым положением о службе охраны труда, утвержденным названным приказом Госкомитета Украины, служба входит в структуру предприятия как одна из основных производственно-технических служб. Она комплектуется специалистами, имеющими высшее образование и стаж работы по профилю производства не менее 3 лет. Специалисты со средним специальным образованием принимаются в службу охраны труда в исключительных случаях. В Типовом положении есть «Рекомендации о структуре и численности службы охраны труда».