ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 3204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1.2. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

1.1.3. ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1.4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.12. ОБУЧЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА

Характеристика остекления

2.5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Осветительная арматура перераспределяет световой поток лампы в пространстве, или преобразует ее свойства (изменяет спектральный состав излучения), предохраняет глаза работающих от ослепляющего действия ламп. Кроме того, она защищает источник света от влияния окружающей пожаро- и взрывоопасной, химически-активной среды, механических повреждений, пыли, грязи, атмосферных осадков.

При расчете значений критериев взрывопожарной опасности в качестве расчетного следует выбирать наи­более неблагоприятный вариант аварии или период нор­мальной работы аппаратов, при котором во взрыве уча­ствует наибольшее количество веществ или материалов, наиболее опасных в отношении последствий взрыва.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые относятся к определенной отрасли.

Отраслевой нормативный акт об охране трудаэто НАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые относятся к определенной отрасли.

Условное обозначение данного документа следующее:

ДНАОП Х.Х.ХХ–Х.ХХ – ХХ (Например, ДНАОП 1.1.10–1.01 – 97)

или НАОП Х.Х.ХХ–Х.ХХ – ХХ (Например, НАОП 1.1.10–1.02 – 83),

где:

ДНАОП – сокращенное название нормативного акта (Державний нормативний акт з охорони праці);

НАОП – сокращенное название нормативного акта (нормативний акт з охорони праці);

1.1.10 – группа соответственно по классификатору отраслей народного хозяйства;

1 – вид нормативного документа;

01 – порядковый номер (в пределах данного вида);

97 – год утверждения документа.

Группа для отраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в соответствии с классификатором, сложенным на основании „Общего классификатора отраслей народного хозяйства" Минстата Украины:

  • 1.0.00 – Промышленность;

  • 1.1.00 – Энергетика;

  • 1.1.10 – Электроэнергетика;

  • 1.1.20 – Топливная;

  • 1.1.21 – Нефтедобывающая;

  • 1.1.30 – Угольная и сланцевая промышленность;

  • 1.2.00 – Металлургия;

  • 1.2.10 – Черная металлургия;

  • 1.2.20 – Цветная металлургия;

  • 1.3.00 – Химия и нефтехимия;

  • 1.3.10 – Химическая промышленность;

  • 1.4.00 – Машиностроение и металлообработка;

  • 1.4.10 – Машиностроение;

  • 1.5.00 – Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность;

  • 1.7.00 – Легкая промышленность;

  • 2.0.00 – Сельское хозяйство;

  • 6.0.00 – Строительство;

  • 7.0.00 – Торговля и общественное питание;

  • 8.0.00 – Материально-техническое обеспечение и сбыт;

  • 9.0.00 – Жилищно-коммунальное и бытовое хозяйство и др.

Государственные нормативные акты (ДНАОП) необходимо отличать от ведомственных документов об охране труда (ВДОП), которые могут разрабатываться на их основе и утверждаться министерствами, ведомствами Украины или ассоциациями, концернами и другими объединениями предприятий с целью конкретизации требований ДНАОП в зависимости от специфики отрасли.

Необходимо отметить, что Госнадзорохрантруда подготовил и издал отдельной книгой государственный реестр нормативных актов об охране труда (Реестр ДНАОП), который содержит перечень правил, норм, стандартов и других документов по вопросам охраны труда. Изменения в Реестре ДНАОП публикуются в журнале „Охрана труда". Одновременно они вносятся в банк данных автоматизированного информационного фонда ДНАОП, созданного Госнадзорохрантруда.

1.1.6.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии со ст. 44 Закона Украины «Об охране труда» за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание, препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов виновные лица притягиваются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно законодательству.


Дисциплинарная ответственность возникает в том случае, если нарушение не повлекло и не могло повлечь тяжелый несчастный случай. Эта ответственность накладывается администрацией предприятия на своих работников.

Дисциплинарная ответственность состоит в наложении дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст. 147 КЗоТ установлены такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы. Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган, который пользуется правом принятия на работу этого работника. Дисциплинарное взыскание может быть наложено по инициативе органов, которые осуществляют государственный и общественный контроль за охраной труда. За каждое нарушение может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При выборе дисциплинарного взыскания необходимо учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых совершен проступок, предыдущая работа работника.

Административная ответственность накладывается на должностных лиц предприятий, виновных в нарушениях законодательства об охране труда в виде денежного штрафа. Право накладывать административные взыскания по причинам, отмеченным в ст. 44 Закона Украины «Об охране труда» имеют служебные лица Госнадзорохрантруда. Административной ответственности подлежат лица, которые на момент совершения административного правонарушения достигли шестнадцатилетнего возраста.

Материальная ответственность включает ответственность как работника, так и работодателя (предприятия). В ст. 130 КЗоТ указывается, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию (учреждению) из-за нарушения возложенных на них обязанностей, в том числе, и вследствие нарушения правил охраны труда. Материальная ответственность устанавливается только через прямой действительный ущерб и при условии, когда такой ущерб причинен предприятию (учреждению) виновными противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба. Материальная ответственность может быть наложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Собственник предприятия (учреждения) или уполномоченное им лицо (орган) несет материальную ответственность за причиненный ущерб работнику независимо от наличия вины, если не докажет, что ущерб причинен вследствие непреодолимой силы или умысла пострадавшего. Убытки в связи с нарушениями законодательства об охране труда могут включать возмещение пострадавшему потерянного заработка, одноразовую помощь, дополнительные расходы на лечение, протезирование, если пострадавший остался живым, а также расходы на погребение в случае смерти пострадавшего, одноразовую помощь на семью и на иждивенцев.


Уголовная ответственность наступает, если нарушение требований законодательства и других нормативных актов об охране труда создало опасность для жизни или здоровья граждан. Субъектом уголовной ответственности по вопросам охраны труда может быть любо служебное лицо предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а также гражданин собственник предприятий или уполномоченное им лицо. Уголовная ответственность определяете в судебном порядке. Эту ответственность несут те должностные лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на их участке. Эта ответственность по обеспечению безопасности работ зафиксирована в следующих документах: должностная инструкция или специальное распоряжение по предприятию, цеху, участку.

1.1.7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА, ИХ ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ПРАВА

В соответствии с Законом Украины «Об охране труда» (ст. 38) государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда осуществляют:

специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

специально уполномоченный государственный орган по вопро­сам радиационной безопасности;

специально уполномоченный государственный орган по вопро­сам пожарной безопасности;

специально уполномоченный государственный орган по вопро­сам гигиены труда.

Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от каких бы то ни было хозяйственных органов, субъектов пред­принимательства, объединений граждан, политических формирова­ний, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны.

Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется настоящим Законом, законами Украины «Об исполь­зовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «О по­жарной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологи­ческого благополучия населения», иными нормативно-правовыми актами и положениями об этих органах, утверждаемыми Президен­том Украины или Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда име­ют право:

беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объек­ты), производства физических лиц, в соответствии с зако­нодательством использующих наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соб­людения законодательства по вопросам, отнесенным к их компе­тенции;

получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нару­шений законодательства и принятых мерах по их устранению;


выдавать в установленном порядке работодателям, руководите­лям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, в соответствии с законодательством использующих наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправ­ления обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опас­ности;

запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эк­сплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплу­атацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение но­вых опасных веществ, реализацию продукции, а также упразднять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих;

привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

направлять работодателям представления о несоответствии от­дельных должностных лиц занимаемой должности, передавать ма­териалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к от­ветственности согласно закону.

1.1.8. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии с Законом Украины «Об охране труда» (ст. 41) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют: профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей; уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда.

Полномочия и права профсоюзов в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране труда

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профессиональные союзы, их объеди­нения в лице своих выборных органов и представителей.

Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих произ­водственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работ­ников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивиду­альной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здо­ровью работников профессиональные союзы имеют право требо­вать от работодателя немедленного прекращения работ на рабо­чих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях либо на предприятиях или производствах физичес­ких лиц, в соответствии с законодательством использующих наем­ный труд, в целом на период, необходимый для устранения угро­зы жизни или здоровью работников.


Профессиональные союзы также имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также проектируемых, строящихся или эксплуатируемых объектов производственного на­значения, на соответствие их нормативно-правовым актам об ох­ране труда, участвовать в расследовании причин несчастных слу­чаев и профессиональных заболеваний на производстве и пре­доставлять свои заключения о них, вносить работодателям, госу­дарственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный от­вет.

Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда

В случае отсутствия профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охра­не труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо.

Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда имеют право беспрепятственно проверять на пред­приятиях выполнение требований по охране труда и вносить обя­зательные для рассмотрения работодателем предложения об ус­транении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда.

Для исполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по воп­росам охраны труда от работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Не могут быть ущемлены любые законные интересы работни­ков в связи с исполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их уволь­нение или привлечение к дисциплинарной либо материальной ответственности осуществляется лишь с согласия наемных работ­ников в порядке, определенном коллективным договором.

Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические мероприятия, приня­тые работодателем, являются недостаточными, они могут обратиться за помощью в орган государственного надзора за охраной труда. Они также имеют право принимать участие и вносить соответству­ющие предложения во время инспекционных проверок предприя­тий или производств физических лиц, в соответствии с законода­тельством использующих наемный труд, этими органами.

Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда действуют в соответствии с типовым положением, ут­верждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики.

В соответствии с Типовым положением, уполномоченные по вопросам охраны труда с целью создания безопасных и безвредных условий труда на производстве, оперативного устранения выявленных нарушений осуществляют контроль за: