ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 391

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЕНРИК ИБСЕН и мировой театр. Ибсен-норвегия= Классицизм. Произведения: «Пер Гюнт», «Кукольный дом», «Приведение», «Враг народа», «Строитель Сальнес», 1978 — «Геда Габлер» Генрика Ибсена. Он всем своим существом хотел выйти за пределы буржуазного мира, изображая это общество в кривом зеркале. КАК Ю́хан А́вгуст Стри́ндберг (1849—1912) — шведский писатель-прозаик, драматург и живописец, основоположник современной шведской литературы и современного театра.

МАРГАРИТ ГОТЬЕ –лучшая её роль в пьесе «Дама с камелиями». МАРГАРИТА ГОТЬЕ— героиня романа и драмы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» (роман — 1848, пьеса— 1852). Сюжет произведения списан с «натуры». Подлинную «даму с камелиями», умершую в расцвете молодости от туберкулеза. ИБСОН спас своей драматургией ДУЗЕ. Ей не хватало хороших ролей. «Если бы не Ибсон я бы покончила жизнь самоубийством».

ДУЗЕ сравнивают с ее многолетней соперницей Сарой Бернар –театр представлений. Играла переживающее. Не обращала внимания на одежду, практически не использовала грим. Героиня умирает неэффектно, почти незаметно. (Сара Бернар падала не сгибая спины) искусство способно одних возвышать, а других очищать. ДУЗЕ сыграла Василису «На дне», мечтала играть Островского. Дамунсо Габриэль состоялся как драматург благодаря ее таланту. Он поступил некрасиво, опубликовав мемуары, в которых упоминалась она как его любовница.

ИБСОН (1828-1906) – основатель норвежского национального театра. Основоположник Норвежской драматургии. Близок к идеям просветителей 19 века. За преображение человеческого духа, но не революцион. Путем. Большое влияние на него оказала революция. Драма «Катериана». Главное – борьба за свободу. «Энциклопедия нравов буржуазного общества» - так можно назвать его драматургию. Сюжет: Каднсино Срядине (К.С.) был при дворе Эмира. Эмир жаловался, что все вокруг – лгуны. К.С. сказал. То у каждого своя правда. Э. приказывает повесить всех, кто придет в город и скажет неправду. К.С. выехал и приехал на след. день. Стражники спрашивают его зачем он приехал. К.С.:»Что бы вы меня повесили!» Они: «Нет, не может так быть» К.С.: «ну так повесьте меня. Это и будет ваша правда».

«Борьба за престол». Сюжет: между Хоконом и Скуле (эгоист) борьба за престол. К. побеждает не потому, что хочет сохранить трон, а т.к. в этом национальный интерес. Отходит от романтизма= критич. оценка.

«Комедия любви» Сюжет: молодой человек собирается жениться, но если войдет в семью погрязнет в буржуазных мещанских проблемах. Хочет быть свободным. Его не поддержали, осуждали.

ИБСОН впервые пишет на норвежском языке, хочет чтобы поставили пьесы. Датский протекторат не разрешил. ИБСОН стремится создать театр, находит здание. Ездил по Европе, смотрел, как там устроены театры. За границей он пишет «БРАМТ» и «ПЕРГЮНТ» (композитор Эдвард ГРИГ написал музыку). Бескомпромиссный герой в «БРАМТ», идет к цели до конца. Эта позиция приводит героя к гибели. Не обращает внимание, что умирает сын и жена.

«ПЕРГЮНТ» - «Будь доволен самим собой» - отражение буржуазной психологии. Попадает к троллям, где все наоборот, зло-добро. Он приспосабливается. Предает любовь СОЛЬВЕЙГ, которая его ждет. Намек на тип современного норвежца. Переход к обличительно- реалистич.современн. тематике. Идеи сверх-челововека: «ГЕДА ГАБЛЕР» («когда мы мертвые пробуждаемся». Постепенно раскрывает тайну, связанную с прошлым и настоящим героя. Вначале он предстает как уважаемый, потом падение нравственного облика. Правда всплывает и приводит к трагедии. Он- мошенник и т.д.

«КУКОЛЬНЫЙ ДОМ» -вершина реализма! Драма идей (2 противоположных позиции сталкиваются) Нора. Внешне все благополучно, идиллия, обычная житейская ситуация. Выясняется, что НОРА, когда–то подделала вексель, её шантажируют. Следует разоблачение. Муж узнает, высказывает претензии, упрекает её во всем (а она подделала что бы получить деньги на лечение мужа) Понимает, что от этого человека у нее дети. Нора «надо поговорить», отстаивает право быть личностью! Уходит из дома, оставив детей и мужа.

Многие театры отказывают, т.к.пьеса подрывает буржуазные основы. Женщина была бесправна. Только зарождался феминизм. В женщинах находил то содержание, которое можно выразить. Было предложение закончить happу and), появились люди, которые хотят дописать (она работает, муж просит вернуться, она возвращается). Муж спился.Она живет с сыном, который влюбился в Крокстед. Он шантажирует её. Она заканчивает жизнь самоубийством)

«ПРИВЕДЕНИЕ». Женщине не хватило смелости на борьбу за свое счастье. КЛАССИЦИЗМ. Сюжет: Фру Альвик. Приезжает сын, пастырь. Разговор – воспоминание. Когда-то любила пстыря (эгоист), он убедил ее остаться с мужем (бабником и пьяницей). Элементы натурализма –БИОЛОГИЗМ, наследственность.

«ВРАГ НАРОДА» Сюжет: человек противостоит общественному мнению. (Одна из лучших ролей Станиславского). Доктор ШТОПМАН. Когда люди приезжают пить полезную воду на курорт, а вода заражена. Штопман не молчит! Его называют врагом народа, т .к. хочет оставить горожан без средств к существованию. Доктор остается в одиночестве. Все больше пессимизма.

«Геда Габлер» - разоблачение эгоизма. Для нее нравственный выбор между пошлостью и красотой, а не добром и злом.

«СОЛЬНЕС». Сольнес, что бы преуспеть в мире, становится лицемерным и жестоким. Держится за славу, за свое место. Талантливый, но ущербный. Когда строил башню, залез на шпиль и повесил венок. Маленькой девочке обещал повторить через 10 лет. Она напоминает. Он лезет. Преодолевая страх, срывается. Она : «он все-таки достиг вершины» Смог преодолеть свои негативные качества. Драматический эпилог (завершает намек). Скульптор Рувик любил только искусство, этим убивает душу человека, которая его любит и душу художника. Создает скульптуру, позирующую Эрены, красота и жизнь побеждает смерть. Нет вдохновения = живой труп. Встречает больную Эрену, вместе уходят в горы, гибнут под лавиной. Она вновь разжигает вдохновение. ЭЛЕОНОРА ДУЗЕ спасла пьесы ИБСОНА, она не хотела играть пощлость. Родоначальник драмы Идей, которую подхватит БЕРНАРД ШОУ (говорливый и эксцентричный!)

Новая драма: Генрик Ибсен

Круг понятий

Литература

Смятение, которое охватывает Нору, проявляется в бурном танце. Она готовит к рождественскому вечеру тарантеллу. Крогстад, которого Хельмер всё-таки увольняет, опускает в почтовый ящик письмо со всеми обстоятельствами дела. Нора решает, что должна умереть, чтобы избавить мужа от необходимости взять на себя её вину. Она танцует “бурно”, так, “точно дело идёт о жизни”. В тарантелле проявляет себя и внутренняя сила Норы, о которой пока не знают ни она сама, ни Хельмер. Символы в пьесе дают возможность показать то, что происходит на самом деле, что почти не отражается во внешнем действии.

История шантажа, которая стала бы основной в пьесе, написанной до Ибсена, в «Кукольном доме» только помогает раскрыть события прошлого, проанализировать ситуацию и сделать возможным объяснение супругов. “Коконы житейских конфликтов” разматываются в пьесах Ибсена с помощью аналитической композиции.

Аналитическая, или ретроспективная композиция предполагает, что завязка пьесы вынесена в более или менее далёкое прошлое. Герои размышляют о происшедших тогда событиях и тем самым втягивают зрителя в обсуждение той или иной, как правило, социальной, проблемы.

Значение прошлого в пьесах подчёркивается с помощью натуралистического мотива наследственности. С этим мотивом Ибсен связывает анализ социальной проблемы. Освальд Алвинг в «Привидениях», доктор Ранк в «Кукольном доме» умирают от болезней, которые приобрели их отцы в дни слишком бурной молодости. Хельмер постоянно напоминает Норе, что легкомыслие, склонность к мотовству, даже способность не размышляя совершить противозаконный поступок унаследованы ею от отца.

История шантажа исчерпана задолго до финала пьесы. Крогстад предлагает фру Линне, в которую он давно влюблён, забрать письмо. Но фру Линне не позволяет ему. Она уверена, что супруги должны объясниться друг с другом. Когда Хельмер узнаёт обо всём из письма, он разгневан и испуган за собственное благополучие. Нора убеждается, что он эгоистичный, мелочный человек, готовый покинуть её в беде. Поэтому, когда Крогстад возвращает её долговое обязательство, это событие не влечёт за собой финала. Наоборот, именно теперь и начинается самое главное. Нора и Хельмер садятся и обсуждают свою семейную жизнь. “Кокон” разматывается, становится ясно, что в пьесе сталкивается взгляд на женщину как на “беспомощное, растерянное создание”, чьё предназначение — украшать жизнь мужчины, с желанием женщины “воспитать себя самоё”, быть полноценной личностью. Развязка замещается дискуссией.

Нора. Я думаю, что прежде всего я человек, такой же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком. Знаю, что большинство будет на твоей стороне <…> Но я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство… Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них”.


В финале “раздаётся грохот захлопнувшихся ворот” — Нора покидает свой дом, а на лице Хельмера зритель видит “луч надежды” — быть может, она вернётся? Двойственность финала не только заставляет зрителя думать о том, какое завершение логичней, но и вовлекает в обсуждение правоты Норы.

Театр Ибсена как будто показывает — отражает — повседневную жизнь в её привычных, узнаваемых формах. В действительности отражение жизни в пьесах Ибсена не самоценно, это только повод заставить зрителя задуматься. Эту тенденцию ибсеновского театра хорошо понял Бернард Шоу. Он развивает сделанное Ибсеном, создаёт рационалистический театр. В его пьесах разрушается иллюзия жизнеподобия. Шоу иронически обыгрывает любовную интригу, показывая её необязательность, и распространяет дискуссию на всё действие.

Круг понятий

Драма идей:

хорошо сделанная драма

дискуссия

аналитическая композиция

открытый финал

Литература

Адмони В.В. Генрик Ибсен. Очерк творчества. Л., 1988.