ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 1329
Скачиваний: 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научно-образовательный комплекс
по специальности
«Иностранный язык: два иностранных языка»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
«Теория и методика воспитательной работы»
(СИЛЛАБУС)
по кредитной технологии обучения
для студентов 2 курса
050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»
ПАВЛОДАР 2010 год
УТВЕРЖДЕНО
Директор Педагогической Академии
Д.п.н., профессор___________ Мубараков А.М.
«_____» ____________ 2010 г.
Автор: преподаватель __________ Шубаро А.И.
Кафедра «Педагогика и психология»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Теория и методика воспитательной работы»
для студентов специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»
для очной и заочной форм обучения
на базе общего среднего образования
Разработан на основании ГОСО РК. 3.08.269 - 2006г. г. Астана и типовой учебной программы «Теория и методика воспитательной работы» по специальности бакалавриата 050119 – Иностранный язык: два иностранных языка, Алматы, 2007
Утвержден на заседании научно-методического совета Академии Образования и рекомендован к изданию
Протокол №____ от ________20____ г.
Председатель НМС факультета очного обучения Академии Образования
Ст.преп. ____________ Г.А. Сулейменова
Рассмотрены на заседании кафедры «Педагогика и психология»
Протокол № от 2010г.
Зав. кафедрой «Педагог ика и психология»
д.м.н., профессор ___________ Ю.А. Россинский
Согласовано:
Начальник ИМО
к.п.н., профессор ___________ Н.М. Ушакова
Структура силлабуса учебного курса«Теория и методика воспитательной работы»1 Пояснительная записка |
2 Календарно-тематический план курса (Таблица 1) |
3 Содержание лекционного курса (Таблица 2) |
4 Содержание практических занятий (Таблица 3) |
4 Тематический план выполнения и сроки сдачи заданий по СРС (Таблица 4) |
5 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену |
6 Рекомендуемая литература Основная Дополнительная |
7 Виды и формы контроля знаний и умений студентов |
8 Шкала выставления рейтинга студентов (Таблица 6) |
9 Общая шкала оценки знаний, навыков и умений студентов (Таблицы 7) |
Данные о преподавателе:
Ф.И.О.: Шубаро А.И.
контактная информация: ауд. 620; тел: 571767
часы пребывания на кафедре (office hours): 9.00 – 15.00
Данные о дисциплине «Теория и методика воспитательной работы»:
-
Курс
2
Семестр
4
Лекции
15
Практических
15
СРС
15
Форма контроля
экзамен
Пререквизиты дисциплины: Введение в специальность, Общая психология, Педагогическая практика на первом курсе, Возрастная психология, Общая педагогика, Этнопедагогика и др.
Постреквизиты дисциплины: Этнопсихология, Педагогическая практика на третьем и четвертом курсах и др.
Описание дисциплины: Основными темами, рассматриваемыми в рамках дисциплины, являются:
- Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы» - Учебно-воспитательный процесс школы как целостное явление и объект деятельности учителя.
- Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы
- Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды
- Внеклассная и внешкольная воспитательная работа
- Диагностика в воспитательной работе со школьниками
В результате изучения курса студенты должны знать:
-
специфику коммуникации как особого вида деятельности;
-
основные этапы исторического развития и современное состояние психолого-педагогических наук и методики обучения иностранным языкам;
-
современные теории, методы, формы и способы организации учебного процесса в области преподавания иностранных языков на разных этапах возрастного и индивидуального развития.
В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь:
-
организовать учебно-воспитательный процесс с учетом закономерностей обучения, воспитания и развития личности;
-
наблюдать, анализировать педагогическую систему, психологические свойства и уровень развития личности каждого ученика; мотивы, интересы, национальные особенности, волю, эмоциональную регуляцию, самооценку.
В результате изучения курса студенты должны владеть:
- общепедагогическими и прфессионально-методическими умениями, обеспечивающими реализацию функций педагогической деятельности, ориентированной на личность ученика;
- навыками и умениями самовоспитания и самообразования с целью профессионально совершенствования;
- культурой педагогического общения;
- формами и приемами педагогического сотрудничества;
- гражданской позицией, гуманностью, познавательной направленностью, педагогическим тактом, коммуникабельностью, общественной активностью, нравственной и эстетической воспитанностью.
В результате изучения курса студенты должны быть компетентными:
-
в профессионально-педагогической деятельности: в работе с разновозрастными группами обучаемых, применяя адекватные технологии обучения и осуществляя рефлексию в целях самосовершенствования;
-
в социально-профессиональном общении, во взаимодействии с окружающими и проявлении толерантности, этики и речевой культуры;
-
в формировании у обучаемых в области охраны окружающей среды экологической культуры.
Цель изучения дисциплины: Формирование профессионально-педагогической компетенции будущего учителя в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися.
Задачи изучения дисциплины:
-
развитие у студентов установки на овладение профессионально-педагогическими знаниями и умениями в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися;
-
расширение и углубление у студентов знаний общей теории воспитания;
-
формирование у студентов профессионально-педагогических знаний в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися;
-
вооружение студентов общепедагогическими и специальными умениями, необходимыми в воспитательной работе со школьниками: диагностическими, целеполагания, проектировочными, организаторскими, коммуникативными, аналитическими;
-
развитие у студентов ответственного и творческого отношения к организации и проведению воспитательной работы со школьниками как одному из важнейших факторов социализации и становления личности ребенка;
-
обеспечение теоретического осмысления студентами практической воспитательной работы с учащимися;
-
формирование у студентов потребности в профессионально-педагогическом саморазвитии.
Форма контроля: экзамен
Календарно-тематический план по дисциплине
«Теория и методика воспитательной работы»:
№
|
Наименование темы |
Количество часов |
||
|
Лекции |
Практические |
СРС |
|
Модуль 1. Общие основы «Теория и методика воспитательной работы»
|
||||
1. |
Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы»
|
2 |
|
|
2. |
Предмет и задачи «Теории и методикивоспитательной работы» |
|
2 |
|
3. |
Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы» |
|
|
1 |
4. |
Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы |
3 |
|
|
5.
|
Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы |
|
2 |
|
6. |
Школа как воспитательная система |
|
|
2 |
7. |
Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды
|
3 |
|
|
8. |
Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды
|
|
2 |
|
9. |
Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды |
|
|
2 |
Модуль 2. Организация воспитательной работы со школьниками |
||||
10. |
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа |
2 |
|
|
11. |
Внеклассная воспитательная работа со школьниками как отражение воспитательных систем школы и класса |
|
2 |
|
12. |
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа |
|
|
2 |
13. |
Диагностика в воспитательной работе со школьниками |
1 |
|
|
14. |
Диагностика в воспитательной работе со школьниками
|
|
2 |
|
15. |
Диагностика в воспитательной работе со школьниками. Диагностические методики |
|
|
2 |
16. |
Целеполагание и планирование во внеклассной воспитательной работе со школьниками |
1 |
|
|
17. |
Целеполагание и планирование в воспитательной работе со школьниками |
|
2 |
|
18. |
Целеполагание и планирование в воспитательной работе со школьниками |
|
|
2 |
19. |
Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками |
2 |
|
|
20. |
Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками |
|
2 |
|
21. |
Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками |
|
|
2 |
22. |
Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками |
1 |
|
|
23. |
Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками |
|
1 |
|
31 |
Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками |
|
|
2 |
|
Всего |
15 |
15 |
15 |
Содержание лекционного курса
№ |
Тема лекции |
Содержание лекции |
Лекция №1 |
Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы» |
Предмет, задачи, сущность и особенности курса «Теория и методика воспитательной работы». Основные понятия: воспитание, воспитательная система, воспитательные отношения, воспитательная работа, воспитательная деятельность, система воспитательной работы, воспитательное мероприятие, воспитательная технология, средства, формы, методы и методические приемы воспитательной работы. Связь «Теории и методики воспитательной работы» с философией, психологией, физиологией, этнопедагогикой и другими науками. Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическое явление. Сущность, цель, задачи, закономерности и принципы, содержание, организационные формы и методы процесса воспитания. Диалектика процесса воспитания. Воспитательный процесс как сложная динамическая система. Этапы (стадии) становления и развития воспитательного процесса. |
Лекция №2 |
Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы |
Воспитательная система школы как целостная социально-педагогическая структура школы и целенаправленный фактор социализации и развития детей. Задачи создания и развития воспитательной системы. Компоненты воспитательной системы, их взаимодействие. Характеристика компонентов воспитательной системы. Проблема содержания воспитательной системы в современной школе. Этапы становления воспитательной системы, их особенности. Критерии, определяющие уровень сформированности воспитательной системы. Многообразие воспитательных систем, их общность и различие. |
Лекция №3 |
Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды
|
Воспитательная система класса как компонент (подсистема) школьной воспитательной системы. Взаимосвязь воспитательных систем школы и класса, преломление цели, задач, содержательных направлений, видов и форм деятельности воспитательной системы школы в воспитательной системе класса. Школьный класс как ядро воспитательной системы. Формирование и развитие ученического коллектива класса как воспитывающей и развивающей среды школьников и фактора становления и самореализации его членов на основе коллективного взаимодействия. Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками как составляющая воспитывающей и развивающей среды школьников класса. Общие образовательные и воспитательные задачи учителей - предметников и классного руководителя в работе с ученическим коллективом. Содержание и формы взаимодействия классного руководителя с учителями – предметниками. |
Лекция №4 |
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа |
Внеклассная воспитательная работа, ее место и роль в системе воспитания школьников. Задачи, принципы организации, функции, содержание, средства, формы и методы внеклассной воспитательной работы. Характеристика основных форм внеклассной воспитательной работы. Активные методы, методические приемы, применяемые в воспитательной работе. Понятие педагогической поддержки в воспитательной работе, ее сущность и способы реализации. |
Лекция №5 |
Диагностика в воспитательной работе со школьниками |
Понятие диагностики в работе классного руководителя со школьниками и ее основное назначение. Диагностика состояния педагогического процесса класса в целом. Информация (исходная, тактическая, оперативная) о состоянии учебно-воспитательного процесса класса как основа диагностики. Основные характеристики (переменные) педпроцесса класса и их показатели. |
Лекция №6 |
Целеполагание и планирование во внеклассной воспитательной работе со школьниками |
Общее понятие цели, задач и целеполагание, их сущность и значение в воспитательной работе со школьниками. Этапы целеполагания и методические рекомендации к его проведению. Планирование внеклассной воспитательной работы как процесс прогнозирования развития школьников и детского коллектива и определение стратегии воспитательной работы со школьниками. Источники планирования воспитательной работы. Формы коллективного целеполагания и планирования внеклассной воспитательной работы. |
Лекция №7 |
Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками |
Понятие «классный час» как внеклассное воспитательное занятие («дело», мероприятие) со школьниками: задачи, функции, особенности, основные компоненты, структура. Характеристика основных этапов классного часа. Многообразие форм классного часа, их взаимосвязь. Методика подготовки и проведения классного часа. Оформление конспекта классного часа. Коллективное творческое дело (КТД): назначение, принципы, структура, алгоритм организации. Методика организации и проведения общешкольных мероприятий, классных часов (внеклассных воспитательных занятий) по направлениям внеклассной воспитательной работы со школьниками: этическая беседа, методика решения социальных проблем, проектная работа, дискуссии, экскурсии и др. |
Лекция №8 |
Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками |
Анализ воспитательной работы и ее результатов как новая диагностика и наиболее сложный этап в воспитательной деятельности классного руководителя. Роль педагогического анализа и его назначение. Виды и уровни анализа воспитательной работы. |
Содержание практических занятий
№ |
Тема практического занятия |
Содержание практического занятия |
Занятие № 1 |
Предмет и задачи «Теории и методикивоспитательной работы» |
Характеристика нормативных документов о воспитании. «Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан», программа «Атамекен» и др., их ориентированность на совершенствование структуры и содержания воспитательной работы в Республике Казахстан, а также на создание условий для формирования поликультурной социально ориентированной личности, готовой к развитию, саморазвитию и самореализации в своей жизнедеятельности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. |
Занятие № 2 |
Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы |
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и его функции. Заместитель директора по внеклассной воспитательной работе и его функции. Воспитательная деятельность педагога - учителя. Классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, детские, родительские и другие школьные объединения в общей воспитательной системе школы. Задачи и функции классного руководителя. Содержательные направления («учение», «здоровье», «образ жизни», «досуг» и др.), виды и формы деятельности классного руководителя. Вариативность классного руководства. Критерии эффективности работы классного руководителя. |
Занятие № 3 |
Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды |
Семья как составляющая воспитывающей и развивающей среды школьников класса и основной воспитатель ребенка. Традиционные и творческие формы работы с родителями. Детские (молодежные) организации и объединения как составляющие воспитывающей и развивающей среды школьников класса, их признаки, функции на современном этапе. Неформальные детские (молодежные) организации и объединения. Классный руководитель и школьники класса из детских (молодежных) формальных и неформальных организаций и объединений. |
Занятие № 4 |
Внеклассная воспитательная работа со школьниками как отражение воспитательных систем школы и класса |
Внешкольная воспитательная работа как неотъемлемый компонент системы воспитания: задачи, принципы организации, содержание, формы и методы. Типы внешкольных учреждений, функции и задачи. Взаимодействие школы и класса с внешкольными учреждениями, а также с общественными организациями и объединениями, культурно-просветительскими учреждениями, культурными и научными центрами, этнокультурным центром, национальным Центром «Здоровье» и др. |
Занятие № 5 |
Диагностика в воспитательной работе со школьниками |
Методы исследования для получения диагностических данных по характеристикам педпроцесса класса. Диагностика воспитанности учащегося и уровня развития коллектива класса. Требования к диагностике учащегося и коллектива класса. Примерные программы и методики диагностики учащегося и ученического коллектива. Составление характеристик учащегося и коллектива класса. |
Занятие № 6 |
Целеполагание и планирование в воспитательной работе со школьниками |
План воспитательной работы с классом как «конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях»: назначение, функции, виды и структура. Педагогические требования к составлению плана внеклассной воспитательной работы. Взаимосвязь планов внеклассной воспитательной работы школы и класса. |
Занятие № 7 |
Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками |
Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками по формированию: - патриотизма и гражданственности, духовно-нравственной культуры, культуры общения; -учебно-познавательных интересов, интеллектуальной, эстетической и этнической культуры; - экологической культуры, культуры семейных отношений, здорового образа жизни, по решению задач трудового воспитания, самовоспитания и саморазвития. |
Занятие № 8 |
Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками |
Особенности анализа формы воспитательной работы. Коллективный анализ воспитательного мероприятия в классе. Самоанализ и самооценка субъектами воспитания воспитательной работы в школе и классе. Педагогическая рефлексия как необходимый этап во внеклассной воспитательной работе с учащимися. |