ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 1292

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Научно-образовательный комплекс

по специальности

«Иностранный язык: два иностранных языка»







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине

«Теория и методика воспитательной работы»

(СИЛЛАБУС)

по кредитной технологии обучения

для студентов 2 курса

050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»














ПАВЛОДАР 2010 год



УТВЕРЖДЕНО

Директор Педагогической Академии

Д.п.н., профессор___________ Мубараков А.М.

«_____» ____________ 2010 г.


Автор: преподаватель __________ Шубаро А.И.



Кафедра «Педагогика и психология»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине «Теория и методика воспитательной работы»

для студентов специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»

для очной и заочной форм обучения

на базе общего среднего образования

Разработан на основании ГОСО РК. 3.08.269 - 2006г. г. Астана и типовой учебной программы «Теория и методика воспитательной работы» по специальности бакалавриата 050119 – Иностранный язык: два иностранных языка, Алматы, 2007


Утвержден на заседании научно-методического совета Академии Образования и рекомендован к изданию

Протокол №____ от ________20____ г.


Председатель НМС факультета очного обучения Академии Образования

Ст.преп. ____________ Г.А. Сулейменова


Рассмотрены на заседании кафедры «Педагогика и психология»



Протокол № от 2010г.

Зав. кафедрой «Педагог ика и психология»

д.м.н., профессор ___________ Ю.А. Россинский


Согласовано:


Начальник ИМО

к.п.н., профессор ___________ Н.М. Ушакова









Структура силлабуса учебного курса

«Теория и методика воспитательной работы»

1 Пояснительная записка

2 Календарно-тематический план курса (Таблица 1)

3 Содержание лекционного курса (Таблица 2)

4 Содержание практических занятий (Таблица 3)

4 Тематический план выполнения и сроки сдачи заданий по СРС (Таблица 4)

5 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

6 Рекомендуемая литература

Основная

Дополнительная

7 Виды и формы контроля знаний и умений студентов

8 Шкала выставления рейтинга студентов (Таблица 6)

9 Общая шкала оценки знаний, навыков и умений студентов (Таблицы 7)




































Данные о преподавателе:

Ф.И.О.: Шубаро А.И.

контактная информация: ауд. 620; тел: 571767

часы пребывания на кафедре (office hours): 9.00 – 15.00


Данные о дисциплине «Теория и методика воспитательной работы»:

Курс

2

Семестр

4

Лекции

15

Практических

15

СРС

15

Форма контроля

экзамен


Пререквизиты дисциплины: Введение в специальность, Общая психология, Педагогическая практика на первом курсе, Возрастная психология, Общая педагогика, Этнопедагогика и др.


Постреквизиты дисциплины: Этнопсихология, Педагогическая практика на третьем и четвертом курсах и др.

Описание дисциплины: Основными темами, рассматриваемыми в рамках дисциплины, являются:

- Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы» - Учебно-воспитательный процесс школы как целостное явление и объект деятельности учителя.

- Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы

- Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды

- Внеклассная и внешкольная воспитательная работа

- Диагностика в воспитательной работе со школьниками


В результате изучения курса студенты должны знать:

  • специфику коммуникации как особого вида деятельности;

  • основные этапы исторического развития и современное состояние психолого-педагогических наук и методики обучения иностранным языкам;

  • современные теории, методы, формы и способы организации учебного процесса в области преподавания иностранных языков на разных этапах возрастного и индивидуального развития.


В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь:

  • организовать учебно-воспитательный процесс с учетом закономерностей обучения, воспитания и развития личности;

  • наблюдать, анализировать педагогическую систему, психологические свойства и уровень развития личности каждого ученика; мотивы, интересы, национальные особенности, волю, эмоциональную регуляцию, самооценку.


В результате изучения курса студенты должны владеть:

- общепедагогическими и прфессионально-методическими умениями, обеспечивающими реализацию функций педагогической деятельности, ориентированной на личность ученика;

- навыками и умениями самовоспитания и самообразования с целью профессионально совершенствования;

- культурой педагогического общения;

- формами и приемами педагогического сотрудничества;

- гражданской позицией, гуманностью, познавательной направленностью, педагогическим тактом, коммуникабельностью, общественной активностью, нравственной и эстетической воспитанностью.

В результате изучения курса студенты должны быть компетентными:

  • в профессионально-педагогической деятельности: в работе с разновозрастными группами обучаемых, применяя адекватные технологии обучения и осуществляя рефлексию в целях самосовершенствования;

  • в социально-профессиональном общении, во взаимодействии с окружающими и проявлении толерантности, этики и речевой культуры;

  • в формировании у обучаемых в области охраны окружающей среды экологической культуры.


Цель изучения дисциплины: Формирование профессионально-педагогической компетенции будущего учителя в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися.



Задачи изучения дисциплины:

  • развитие у студентов установки на овладение профессионально-педагогическими знаниями и умениями в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися;

  • расширение и углубление у студентов знаний общей теории воспитания;

  • формирование у студентов профессионально-педагогических знаний в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися;

  • вооружение студентов общепедагогическими и специальными умениями, необходимыми в воспитательной работе со школьниками: диагностическими, целеполагания, проектировочными, организаторскими, коммуникативными, аналитическими;

  • развитие у студентов ответственного и творческого отношения к организации и проведению воспитательной работы со школьниками как одному из важнейших факторов социализации и становления личности ребенка;

  • обеспечение теоретического осмысления студентами практической воспитательной работы с учащимися;

  • формирование у студентов потребности в профессионально-педагогическом саморазвитии.


Форма контроля: экзамен






















Календарно-тематический план по дисциплине

«Теория и методика воспитательной работы»:


Наименование темы

Количество часов



Лекции

Практические

СРС

Модуль 1. Общие основы «Теория и методика воспитательной работы»


1.

Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы»


2



2.

Предмет и задачи «Теории и методики

воспитательной работы»


2


3.

Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы»



1

4.

Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы

3



5.


Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы


2


6.

Школа как воспитательная система



2


7.

Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды


3



8.

Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды



2


9.

Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды



2

Модуль 2. Организация воспитательной работы со школьниками

10.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа

2



11.

Внеклассная воспитательная работа со школьниками как отражение воспитательных систем школы и класса


2


12.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа



2

13.

Диагностика в воспитательной работе со школьниками

1



14.

Диагностика в воспитательной работе со школьниками



2


15.

Диагностика в воспитательной работе со школьниками. Диагностические методики



2

16.

Целеполагание и планирование во внеклассной воспитательной работе со школьниками

1



17.

Целеполагание и планирование в воспитательной работе со школьниками


2


18.

Целеполагание и планирование в воспитательной работе со школьниками



2

19.

Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками

2



20.

Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками


2


21.

Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками



2

22.

Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками

1



23.

Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками


1


31

Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками



2


Всего

15

15

15





























Содержание лекционного курса

Тема лекции

Содержание лекции

Лекция №1

Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы»

Предмет, задачи, сущность и особенности курса «Теория и методика воспитательной работы». Основные понятия: воспитание, воспитательная система, воспитательные отношения, воспитательная работа, воспитательная деятельность, система воспитательной работы, воспитательное мероприятие, воспитательная технология, средства, формы, методы и методические приемы воспитательной работы. Связь «Теории и методики воспитательной работы» с философией, психологией, физиологией, этнопедагогикой и другими науками.

Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическое явление. Сущность, цель, задачи, закономерности и принципы, содержание, организационные формы и методы процесса воспитания. Диалектика процесса воспитания. Воспитательный процесс как сложная динамическая система. Этапы (стадии) становления и развития воспитательного процесса.

Лекция №2

Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы

Воспитательная система школы как целостная социально-педагогическая структура школы и целенаправленный фактор социализации и развития детей. Задачи создания и развития воспитательной системы. Компоненты воспитательной системы, их взаимодействие. Характеристика компонентов воспитательной системы. Проблема содержания воспитательной системы в современной школе. Этапы становления воспитательной системы, их особенности. Критерии, определяющие уровень сформированности воспитательной системы. Многообразие воспитательных систем, их общность и различие.

Лекция №3

Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды


Воспитательная система класса как компонент (подсистема) школьной воспитательной системы. Взаимосвязь воспитательных систем школы и класса, преломление цели, задач, содержательных направлений, видов и форм деятельности воспитательной системы школы в воспитательной системе класса. Школьный класс как ядро воспитательной системы.

Формирование и развитие ученического коллектива класса как воспитывающей и развивающей среды школьников и фактора становления и самореализации его членов на основе коллективного взаимодействия.

Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками как составляющая воспитывающей и развивающей среды школьников класса. Общие образовательные и воспитательные задачи учителей - предметников и классного руководителя в работе с ученическим коллективом. Содержание и формы взаимодействия классного руководителя с учителями – предметниками.

Лекция №4

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа

Внеклассная воспитательная работа, ее место и роль в системе воспитания школьников. Задачи, принципы организации, функции, содержание, средства, формы и методы внеклассной воспитательной работы. Характеристика основных форм внеклассной воспитательной работы. Активные методы, методические приемы, применяемые в воспитательной работе. Понятие педагогической поддержки в воспитательной работе, ее сущность и способы реализации.

Лекция №5

Диагностика в воспитательной работе со школьниками

Понятие диагностики в работе классного руководителя со школьниками и ее основное назначение. Диагностика состояния педагогического процесса класса в целом. Информация (исходная, тактическая, оперативная) о состоянии учебно-воспитательного процесса класса как основа диагностики. Основные характеристики (переменные) педпроцесса класса и их показатели.

Лекция №6

Целеполагание и планирование во внеклассной воспитательной работе со школьниками

Общее понятие цели, задач и целеполагание, их сущность и значение в воспитательной работе со школьниками. Этапы целеполагания и методические рекомендации к его проведению.

Планирование внеклассной воспитательной работы как процесс прогнозирования развития школьников и детского коллектива и определение стратегии воспитательной работы со школьниками. Источники планирования воспитательной работы. Формы коллективного целеполагания и планирования внеклассной воспитательной работы.

Лекция №7

Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками

Понятие «классный час» как внеклассное воспитательное занятие («дело», мероприятие) со школьниками: задачи, функции, особенности, основные компоненты, структура. Характеристика основных этапов классного часа. Многообразие форм классного часа, их взаимосвязь. Методика подготовки и проведения классного часа. Оформление конспекта классного часа.

Коллективное творческое дело (КТД): назначение, принципы, структура, алгоритм организации.

Методика организации и проведения общешкольных мероприятий, классных часов (внеклассных воспитательных занятий) по направлениям внеклассной воспитательной работы со школьниками: этическая беседа, методика решения социальных проблем, проектная работа, дискуссии, экскурсии и др.

Лекция №8

Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками

Анализ воспитательной работы и ее результатов как новая диагностика и наиболее сложный этап в воспитательной деятельности классного руководителя. Роль педагогического анализа и его назначение. Виды и уровни анализа воспитательной работы.




Содержание практических занятий

Тема практического занятия

Содержание практического занятия

Занятие № 1

Предмет и задачи «Теории и методики

воспитательной работы»

Характеристика нормативных документов о воспитании. «Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан», программа «Атамекен» и др., их ориентированность на совершенствование структуры и содержания воспитательной работы в Республике Казахстан, а также на создание условий для формирования поликультурной социально ориентированной личности, готовой к развитию, саморазвитию и самореализации в своей жизнедеятельности на основе национальных и общечеловеческих ценностей.

Занятие № 2

Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и его функции. Заместитель директора по внеклассной воспитательной работе и его функции. Воспитательная деятельность педагога - учителя. Классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, детские, родительские и другие школьные объединения в общей воспитательной системе школы.

Задачи и функции классного руководителя. Содержательные направления («учение», «здоровье», «образ жизни», «досуг» и др.), виды и формы деятельности классного руководителя. Вариативность классного руководства. Критерии эффективности работы классного руководителя.

Занятие № 3

Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды

Семья как составляющая воспитывающей и развивающей среды школьников класса и основной воспитатель ребенка. Традиционные и творческие формы работы с родителями.

Детские (молодежные) организации и объединения как составляющие воспитывающей и развивающей среды школьников класса, их признаки, функции на современном этапе. Неформальные детские (молодежные) организации и объединения. Классный руководитель и школьники класса из детских (молодежных) формальных и неформальных организаций и объединений.

Занятие № 4

Внеклассная воспитательная работа со школьниками как отражение воспитательных систем школы и класса

Внешкольная воспитательная работа как неотъемлемый компонент системы воспитания: задачи, принципы организации, содержание, формы и методы. Типы внешкольных учреждений, функции и задачи. Взаимодействие школы и класса с внешкольными учреждениями, а также с общественными организациями и объединениями, культурно-просветительскими учреждениями, культурными и научными центрами, этнокультурным центром, национальным Центром «Здоровье» и др.

Занятие № 5

Диагностика в воспитательной работе со школьниками

Методы исследования для получения диагностических данных по характеристикам педпроцесса класса. Диагностика воспитанности учащегося и уровня развития коллектива класса. Требования к диагностике учащегося и коллектива класса. Примерные программы и методики диагностики учащегося и ученического коллектива. Составление характеристик учащегося и коллектива класса.

Занятие № 6

Целеполагание и планирование в воспитательной работе со школьниками

План воспитательной работы с классом как «конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях»: назначение, функции, виды и структура. Педагогические требования к составлению плана внеклассной воспитательной работы. Взаимосвязь планов внеклассной воспитательной работы школы и класса.

Занятие № 7

Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками

Организация внеклассной воспитательной работы со школьниками по формированию:

- патриотизма и гражданственности, духовно-нравственной культуры, культуры общения;

-учебно-познавательных интересов, интеллектуальной, эстетической и этнической культуры;

- экологической культуры, культуры семейных отношений, здорового образа жизни, по решению задач трудового воспитания, самовоспитания и саморазвития.

Занятие № 8

Анализ и самоанализ в воспитательной работе со школьниками

Особенности анализа формы воспитательной работы. Коллективный анализ воспитательного мероприятия в классе.

Самоанализ и самооценка субъектами воспитания воспитательной работы в школе и классе. Педагогическая рефлексия как необходимый этап во внеклассной воспитательной работе с учащимися.