Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Понятие предпринимательского права и его место в системе российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Долгое время в нашем государстве предпринимательская деятельность являлась для граждан нелегальной, и подавляющее большинство ее проявлений регулировалось нормами уголовного права. Однако с течением времени и с неизбежными изменениями в Российском обществе и государственном устройстве некоторые из бывших некогда противоправные деяния стали абсолютно правомерными, в том числе, предпринимательская деятельность, называемая ранее спекуляцией. Она всеобъемлюще поглотила российское общество и появилась необходимость создания новой отрасли права, которая бы практически полностью ее регулировала.

Говоря о современном предпринимательском праве, следует дать определение понятию этой отрасли. Это комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Можно провести аналогию с романо-германской и российской правовой системой: основной источник права в обоих случаях является закон; правовые нормы основывают институты, институты образуют подотрасли и отрасли права. Определение некоторых отраслей права как самостоятельных не ставит в тупик споры ученых. К ним относятся: уголовное, административное, конституционное права, которые являются самостоятельными отраслями. Другие отрасли, как трудовое и семейное права имеют автономный характер и признается многими учеными. В отношении остальных, не менее важных отраслей права, которые регулируют общественные однородные отношения, ученые поделились поровну в своих мнениях. К этой группе принадлежит предпринимательское право.

В настоящее время в Российской Федерации предпринимательского кодекса как такового не существует. Отношения в основном регулируются гражданским кодексом, например, ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Большинство отношений в области гражданского права упорядочены исходя из того, кто является их элементом: профессиональный субъект или обычный гражданин. Иные нормы включают в себя противоположные регулирования схожих отношений. Например, гл. 47 ГК РФ - уделена договору хранения, подходит различно к правовому регулированию отношений, рассматривая факт того, является хранитель профессионалом или нет.

Актуальность данной темы исследования прежде всего связана с его многогранностью. В частности, в качестве предмета предпринимательского права выступают отношения, которые регулируются нормами предпринимательского права. Указанные отношения в предпринимательской сфере находятся сразу под влиянием двух методов: гражданского-правовым и административно-правовым.


Тема исследования являлась предметом специального изучения в различных плоскостях. Отдельные вопросы понятия предпринимательского права, соотношение частного и публичного в регулировании предпринимательской деятельности находили отражение в трудах известных ученых, таких как М.М. Агарков, П.И. Стучка, В.К. Мамутов, И.А. Исаев, B.C. Мартемьянов, И.Г. и др.

Поскольку развитие хозяйственно-правовой мысли всегда находилось на стыке экономики и права, нахождения баланса частных и публичных интересов, экономики и права, публичных и рыночных регуляторов, то такие авторы как Андреев В.К., Анохин В.С., Баландин Д.А., Беляева О.А., Васильев В.Н., Гущин В.В., Дедов Д.И., Дмитриев Ю.А., Дойников И.В., Ершова И.В., Жилинский С.Э., Зенин И.А., Половникова Н.В., Салиева Р.Н., Смагина И.А., Шиткина И.С. изучали проблемы предпринимательского права с этой точки зрения.

Целью курсовой работы является анализ понятия предпринимательского права, определение его предмета и метода, а также анализ системы принципов предпринимательского права.

Для достижения цели в курсовой работе требуется решение следующих задач:

- рассмотреть и проанализировать признаки предпринимательского права как отрасли права;

- дать характеристику предмету и методам предпринимательского права;

- проанализировать систему принципов предпринимательского права.

Объектом исследования курсовой работы является определение места предпринимательского права в системе российского права. Предметом – характеристика предмета, метода и принципов предпринимательского права.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, структурированной на главы и параграфы, заключения и списка использованных источников.

1. Понятие предпринимательского права и его место в системе российского права

1.1. Понятие предпринимательского права и его место в системе российского права

Считается, что понятие «предприниматель» впервые в научный оборот ввел английский экономист Ричард Кантильон (1680-1734 гг.), который определял его как «человека, действующего на свой страх и риск для получения непостоянного дохода» и один из первых предложил «концепцию риска как отличительную черту предпринимательской деятельности».


Базовым свойством, основой предпринимательства является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, в том числе частная инициатива, творчество, стремление реализовать свои замыслы и создать что-то новое. Как сказал известный русский предприниматель XIX в. Н. М. Чукмалдин, «богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела. Все то, что добыто неправедно, посредством обмана, своекорыстия и зла, носит в себе самом смерть. Жизненно и прочно одно добро».

Предпринимательство как особый вид социально-экономической деятельности, связанный с инициативностью, самостоятельностью и способностью к созданию и внедрению инноваций (технических, технологических, социально-культурных), является предметом изучения не только права, но и других областей научных знаний, в том числе экономики, социологии, психологии. Поэтому., как верно замечают исследователи, единого, общепринятого определения данного вида экономической деятельности не существует.

В России за период с 1990 по 1994 г. законодательное определение предпринимательской деятельности менялось трижды. Легальное на сегодняшний день определение предпринимательской деятельности сформулировано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (ГК РФ).

В соответствии со ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ.

Основными признаками предпринимательской деятельности исходя из определения, являются:

1. Самостоятельность (организационная и имущественная), которая проявляется в относительной независимости предпринимателя при принятии решений (выборе вида и рода деятельности, структуры организации, контрагентов и т. п.) и предполагает наличие обособленного имущества, принадлежащего ему на праве собственности (полная имущественная самостоятельность) или ином вещном праве (ограниченная имущественная самостоятельность).

2. Предпринимательский риск, под которым понимаются «возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны».


3. Направленность или цель предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли.

Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Кроме того, деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

Под систематичностью получения прибыли понимается осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли не разово, как. например, при продаже бытовых вещей коллегой коллеге или соседом соседу, а «в качестве промысла, на постоянной основе», более или менее регулярно.

4. Предпринимательская деятельность - это деятельность по пользованию имуществом, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг и именно от этой деятельности извлекается прибыль.

Данный признак раскрывает содержание предпринимательской деятельности и указывает на возможные способы получения прибыли. По мнению ученых, признак сформулирован неудачно, некорректно, «претензии законодателя... на то, чтобы дать закрытый (исчерпывающий) перечень способов получения прибыли, заранее обречены на неудачу... толковать... текст ст. 2 ГК РФ следует распространительно: прибыль в предпринимательской деятельности можно получать любыми способами, кроме противоправных, а точнее запрещенных законом». Кроме того, необходимо разграничивать доходы, получаемые от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг, и доходы собственника, в том числе связанные с распоряжением имуществом.

5. Легализация. Предпринимательская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ. Так. согласно п. 70 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) отдельные виды деятельности (например, присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми (от 80 лет), а также теми, кому нужен постоянный уход по заключению врачей; репетиторство; уборка жилых помещений, а также ведение домашнего хозяйства) могут осуществляться без государственной регистрации, если к такой деятельности не привлекаются наемные работники. Кроме того, закон требует уведомить налоговый орган об осуществлении такого рода деятельности.

Признак легализации (легитимации) предпринимательства является формальным, придающим данной деятельности законный статус. Причем регистрации подлежит не сама деятельность, а лица, ее осуществляющие, то есть государственная регистрация есть «важный момент становления статуса предпринимателя». При этом отсутствие регистрации с точки зрения экономического содержания не приводит к утрате деятельностью свойства предпринимательской, однако с точки зрения права делает ее незаконной (по общему правилу) и влечет наступление юридической ответственности.


Кроме того, для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности (например, фармацевтической, частной охранной деятельностью, оказанием услуг связи и т. д.) помимо государственной регистрации требуется также получение лицензии (специального разрешения) на право осуществления такого рода деятельности.

В литературе называются и другие признаки предпринимательской деятельности, такие как профессионализм, инновационный характер, имущественная ответственность предпринимателя.

В целом «все признаки предпринимательской деятельности можно классифицировать:

- на указанные в законодательном определении предпринимательской деятельности (легальные) и дополнительно предлагаемые в литературе;

- сущностные, характеризующие сущность предпринимательской деятельности, и формальные, характеризующие ее форму;

- обязательные, совокупность которых необходима и достаточна для квалификации деятельности как законной предпринимательской, и факультативные, наличие которых желательно, но не обязательно».

Обратим внимание на то, что в научной литературе выделяют также родовые и видовые признаки предпринимательской деятельности.

Понятие «предпринимательское право» может рассматриваться в нескольких аспектах:

- как отрасль права:

- как отрасль законодательства;

- как наука;

- как учебная дисциплина.

Под отраслью права в теории права понимается совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

Основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет регулирования предпринимательского права составляют общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе осуществления предпринимательской деятельности и на которые воздействует предпринимательское право.

Общественные отношения, урегулированные отраслью предпринимательского права, ученые разделяют на несколько групп:

1. Предпринимательские (или горизонтальные) отношения, возникающие между юридически равными сторонами в процессе осуществления предпринимательской деятельности (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг) и направленные на получение прибыли (например, отношения по заключению договоров аренды, поставки ит. д.). Данные отношения являются основными, коммерческими, товарно-денежными, в основе регулирования которых лежат гражданско-правовые (частноправовые) методы. В то же время в регулировании данных отношений «можно наблюдать ряд случаев государственного (публично-правового) вмешательства в частноправовые отношения, например государственное регулирование цен на услуги естественных монополистов».