Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Понятие предпринимательского права и его место в системе российского права).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие предпринимательского права и его место в системе российского права
1.1. Понятие предпринимательского права и его место в системе российского права
1.2. Предмет и метод предпринимательского права
2. Принципы предпринимательского права
2.1. Система принципов предпринимательского права
2. Отношения организационного некоммерческого характера, то есть такие отношения, которые не имеют непосредственной цели извлечения прибыли, а создают условия (основу) для осуществления предпринимательства (например, отношения, связанные с созданием, реорганизацией или ликвидацией организации).
3. Отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательской деятельности, подразделяют на две подгруппы:
1) отношения по государственному регулированию предпринимательства (отношения по вертикали);
2) отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования.
Отношения по государственному регулированию предпринимательства или управленческие отношения возникают между предпринимателем и государственными органами, например, при осуществлении государственного контроля (надзора), создании механизма обеспечения исполнения договоров, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т. д. Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности - достижение и соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества.
Для осуществления отдельных видов деятельности (например, аудиторской, оценочной, деятельности арбитражных управляющих) необходимо вступить в саморегулируемые организации.
Под саморегулированием в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за их соблюдением. Таким образом, применительно к некоторым видам предпринимательской деятельности государство делегирует часть своих функций, полномочий саморегулируемым организациям (в том числе функции контроля за деятельностью предпринимателей), поэтому для утверждения гражданина Российской Федерации в соответствующей должности, например аудитора, оценщика и т. д., закон установил обязательное требование о членстве в саморегулируемой организации.
4. Внутрихозяйственные отношения. Данные отношения складываются внутри организации между се структурными подразделениями, а также между подразделениями и организаций в целом. В основе регулирования данных отношений лежат нормы локальных актов, издаваемых самой организацией.
Предпринимательское право как отрасль законодательства рассматривается как совокупность (система) нормативных правовых актов, содержащих нормы предпринимательского права и регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Предпринимательское право как наука представляет собой систему взглядов, идей, представлений ученых о предпринимательском праве, его предмете, методе, источниках, содержании и структуре, месте в системе других отраслей российского права.
Предпринимательское право как учебная дисциплина - это система общих знаний о предпринимательском праве как отрасли права, отрасли законодательства, практике применения и науке, позволяющих обучающимся «составить полное представление о механизме предпринимательской деятельности, отразить все наиболее существенные се элементы и стадии».
Нормы предпринимательского права образуют единую систему, под которой понимается логически обоснованное расположение норм и институтов предпринимательского права. Система предпринимательского права состоит из двух частей: обшей и особенной.
Общая часть включает:
1. Источники российского предпринимательского права.
2. Понятие предпринимательской деятельности.
3. Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
4. Систему требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности.
5. Правовые основы создания, прекращения, реорганизации, банкротства хозяйствующих субъектов.
6. Правовые основы управления предприятием.
7. Правовой режим имущества предпринимателей и т. д.
Особенная часть рассматривает вопросы правового обеспечения
отдельных видов предпринимательской деятельности:
1. Правовые основы аудиторской и оценочной деятельности.
2. Правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
3. Правовые основы инвестиционной деятельности.
4. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России.
5. Правовые основы кредитования предпринимателей.
6. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности.
7. Правовое обеспечение инновационной деятельности.
8. Правовое регулирование ценообразования.
9. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и т. д.
1.2. Предмет и метод предпринимательского права
Основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Предмет регулирования предпринимательского права составляют общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе осуществления предпринимательской деятельности и на которые воздействует предпринимательское право.
Общественные отношения, урегулированные отраслью предпринимательского права, ученые разделяют на несколько групп:
1. Предпринимательские (или горизонтальные) отношения, возникающие между юридически равными сторонами в процессе осуществления предпринимательской деятельности (производство товаров. выполнение работ; оказание услуг) и направленные на получение прибыли (например, отношения по заключению договоров аренды, поставки ит. д.). Данные отношения являются основными, коммерческими. товарно-денежными, в основе регулирования которых лежат гражданско-правовые (частноправовые) методы. В то же время в регулировании данных отношений «можно наблюдать ряд случаев государственного (публично-правового) вмешательства в частноправовые отношения, например государственное регулирование цен на услуги естественных монополистов».
2. Отношения организационного некоммерческого характера, то есть такие отношения, которые не имеют непосредственной цели извлечения прибыли, а создают условия (основу) для осуществления предпринимательства (например, отношения, связанные с созданием, реорганизацией или ликвидацией организации).
3. Отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательской деятельности, подразделяют на две подгруппы:
1) отношения по государственному регулированию предпринимательства (отношения по вертикали);
2) отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования.
Отношения по государственному регулированию предпринимательства или управленческие отношения возникают между предпринимателем и государственными органами, например, при осуществлении государственного контроля (надзора), создании механизма обеспечения исполнения договоров, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т. д. Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности - достижение и соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества.
Для осуществления отдельных видов деятельности (например, аудиторской, оценочной, деятельности арбитражных управляющих) необходимо вступить в саморегулируемые организации. Под саморегулированием в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЭ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за их соблюдением. Таким образом, применительно к некоторым видам предпринимательской деятельности государство делегирует часть своих функций, полномочий саморегулируемым организациям (в том числе функции контроля за деятельностью предпринимателей), поэтому для утверждения гражданина Российской Федерации в соответствующей должности, например аудитора, оценщика и т. д., закон установил обязательное требование о членстве в саморегулируемой организации.
4. Внутрихозяйственные отношения. Данные отношения складываются внутри организации между се структурными подразделениями. а также между подразделениями и организаций в целом. В основе регулирования данных отношений лежат нормы локальных актов, издаваемых самой организацией.
Под методом правового регулирования в теории права понимается совокупность приемом, средств воздействия на отношения, урегулированные соответствующей отраслью права.
Вопрос о методе правового регулирования предпринимательских отношений является дискуссионным. Наука предпринимательского права выделяет три метода правового регулирования:
1. Метод обязательных предписаний.
2. Метод автономных решений (метод согласования).
3. Метод рекомендаций (диспозитивный метод).
1. Метод обязательных предписаний. Его сущность состоит в установлении с помощью императивных норм требований к предпринимательской деятельности, прав и обязанностей ее участников. Например, требование об обязательном лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности.
2. Метод автономных решений (метод согласования) заключается
в предоставлении равноправным хозяйствующим субъектам предпринимательской деятельности с помощью диспозитивных норм (в подавляющем большинстве это нормы гражданского законодательства) возможности выбора поведения. Для договорных отношений характерен метод согласования, сущность которого состоит в установлении прав и обязанностей между хозяйствующими субъектами по взаимной договоренности.
3. Метод рекомендаций. Сущность данного метода состоит в направлении поведения участников предпринимательских отношений, когда одна сторона «предлагает другой стороне определенную модель поведения», дает совет (рекомендацию) по организации и ведению предпринимательской деятельности (например, в части вопросов формирования у четной политики или в сфере ценообразования), которые другая сторона может как принять, так и отвергнуть.
Таким образом, предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в
том числе некоммерческие отношения, возникающие в процессе организации, осуществления, а также государственного регулирования и саморегулирования предпринимательской деятельности.
Вопрос о месте предпринимательского права в системе российского права, его содержании и структуре также является дискуссионных. Наиболее обоснованной представляется позиция ученых, считающих предпринимательское право комплексной отраслью права, регулирующей на основе частноправовых и публично-правовых средств воздействия достаточно разнородный круг общественных отношений, объединенных «единым цементирующим началом - предпринимательской деятельностью».
2. Принципы предпринимательского права
2.1. Система принципов предпринимательского права
В каждой отрасли права сложилась своя система принципов. В связи с усложнением общественных отношений, которое неизбежно отражается на ее предмете, система принципов не может оставаться неизменной. И это объясняет необходимость их дальнейшего исследования. Данное замечание в первую очередь касается принципов предпринимательского права, система которых весьма подвижна ввиду специфики его предмета. Как отмечает Е. П. Губин, предмет науки, отрасли, законодательства, учебного курса предпринимательского права стремительно меняются, поскольку стремительно меняется основа правового регулирования – экономика[1].
В настоящее время отсутствует единство мнений научных школ о структуре предмета предпринимательского права; и, как следствие, разнятся и подходы к определению системы принципов предпринимательского права. Предмет предпринимательского права на доктринальном уровне определяется в зависимости от того, какое место отводится предпринимательскому праву в системе российского права. Если брать во внимание концепции о предпринимательском праве с советских времен, то в настоящее время их насчитывается свыше десяти[2]. Сложности в обосновании предмета предпринимательского права и, соответственно, его принципов заключаются в том числе в отсутствии кодифицированного акта, который бы объединял все элементы предмета предпринимательского права, и более того, закрепил бы принципы данной отрасли.
В научной и учебной литературе предмет предпринимательского права зачастую представлен отношениями «по горизонтали», отношениями «по вертикали», внутрихозяйственными отношениями, отношениями, связанными с организацией предпринимательской деятельности, корпоративными отношениями. Кроме того, в предмет предпринимательского права включают также отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования[3], и предпринимательскую деятельность[4]. Коллектив кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета исходит из того, что центральное место в предмете предпринимательского права занимает сама предпринимательская (профессиональная) деятельность. Наряду с ней в него также входят «вертикальные» имущественные отношения; договорные обязательства со специальным режимом предпринимательской деятельности; отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования; корпоративные отношения[5].