Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека, как предмет научного исследования
1.1 Структура и функция невербального поведения
1.2 Направления исследования невербального поведения
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний
2.1 Организация и методы исследования
Наличие автономных невербальных средств общения, а также такой их функции, как опережающая манифестация психологического содержания общения, позволяет рассматривать их вне речевого контакта как самостоятельные единицы; общения с различной информационной нагрузкой.
Согласно выбранному принципу рассмотрения невербального поведения следующая система отражения – акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической: индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосевых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров [17].
Выводы по главе 1
Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. Таким образом, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человек как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.
Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Impuls».
Выборку составили мужчины и женщины в возрасте от 29 до 32
Общественная организация образована силами людей, не безразличных к социальным проблемам общества, успешно ведёт свою деятельность на территории г. Бельцы более 7 лет. Социально ориентированная помощь, как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Содействие в восстановлении и развитии институтов социального государства через воспитание активной гражданской и социальной позиции населения.
Являясь одновременно волонтёрским и благотворительным объединением, функционирует на основе самофинансирования и партнёрских взаимоотношений с предпринимателями, принимая участие в решении широкого спектра социально значимых проблем.
Организация преследует общественно полезные цели, направленные на оказание социальной и психологической помощи лицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, инвалидам, многодетным, малообеспеченным семьям и детям сиротам. Одним из направлений организации является профилактика наркомании и алкоголизма среди молодежи и школьников, помощь детским специализированным, общеобразовательным, оздоровительным учреждениям.
Для определения особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний были использованы следующие методики:
1. «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).
2. Распознавание мимических выражений при свободном выборе определений.
Описание и результаты
1. «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).
Шкалы: уровни эмоциональной экспрессии по каналам: громкость голоса, темп речи, образность речи, сбой речи, интонация, двигательная эктивность, лишние движения, мимика, недифференцированная по каналам экспрессия
Назначение теста: перцептивная оценка парциальных и экспрессивных эмоций и их интегративных проявлений: интенсивность экспрессии, двигательная активность, изменения речи и поведения.
Инструкция к тесту: испытуемым раздавались бланки, на которых они отвечали на каждый вопрос, посредством выбора одного из трех предложенных вариантов ответа (а, б или в).
Предлагалось, при ответе на вопрос, каждый раз проверять, совпадает ли номер вопроса с таким же номером в листке для ответов. Ответы должны быть даны на все вопросы без исключения.
Отвечать на вопросы, необходимо было исходя из того, что для каждого испытуемого являлось характерным в настоящее время.
Обработка и интерпретация результатов теста
Количество баллов за каждый ответ: “безусловно, да” – 3, “иногда” – 2, “нет” – 0;
В таблице 1 представлен ключ у методике.
Таблица 1
Ключ к тесту
Канал экспрессии |
Номера вопросов |
Громкость голоса |
да – 1, 11, 26, 28, 36 |
Темп речи |
да – 6, 14, 17, 25, 41 |
Сбой речи |
да – 10, 24, 43 нет – 33, 35 |
Интонация |
да – 8, 9, 13, 19, 37 |
Двигательная активность |
да – 5, 7, 20, 31, 39 |
Лишние движения |
да – 3, 16, 21, 23, 44 |
Мимика |
да – 27, 29, 32, 42 нет – 18 |
Недифференцированная по каналам экспрессия да |
да – 12, 15, 30, 38, 40, 47 нет – 22, 34 |
Уровни эмоциональной экспрессии:
• 12 и более – высокий;
• 6-11 – средний;
• 5 и менее – низкий.
Уровни недифференцированной (стабильно-регулируемой) экспрессии:
• 19 и более – высокий;
• 10-18 – средний;
• 9 и менее – низкий.
Показатели тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Тестовые показатели
№ п.п. |
Эмоциональная экспрессия |
Недифференцированная экспрессия |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
6 |
13 |
10 |
15 |
16 |
14 |
10 |
20 |
2 |
4 |
3 |
8 |
10 |
7 |
5 |
11 |
9 |
3 |
14 |
16 |
11 |
13 |
8 |
14 |
15 |
24 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
7 |
10 |
3 |
6 |
5 |
16 |
13 |
14 |
5 |
16 |
13 |
10 |
21 |
6 |
7 |
11 |
8 |
4 |
10 |
11 |
5 |
7 |
7 |
10 |
7 |
4 |
11 |
9 |
5 |
4 |
10 |
8 |
14 |
12 |
9 |
16 |
14 |
9 |
15 |
19 |
9 |
10 |
11 |
3 |
9 |
4 |
10 |
7 |
16 |
10 |
16 |
11 |
14 |
5 |
9 |
10 |
4 |
17 |
«Громкость голоса» свидетельствует о том, что по голосу субъекта можно догадаться, что ему грустно, или тоскливо. Когда субъект радуется, он может говорить выше, чем обычно, а когда напуган, наоборот тише, чем обычно. Повышение голоса так же может быть в ситуациях, в которых кто-то его разозлил.
«Темп речи» указывает на склонность субъекта говорить быстрее, чем обычно, когда он чем-то взволнован, либо медленнее, когда чего-то испугался. В ситуациях, когда субъект рассержен, ил рассказывает о случае, который рассмешил его, может говорить быстрее, чем обычно. Так же темп речи может меняться в зависимости от рассказов касаемо печальных событий.
«Сбой речи» свидетельствует о том, что при рассказе веселых историй, субъект может употреблять такие слова как: ”ну”, “значит” и т. п. При возбужденном состоянии речь может быть сбивчивой, т.е. некоторые слова “проглатываются”, произносятся такие лишние слова, как: “э-э”, “ну”. В рассерженном, тревожном и печальном состоянии в речи могут появляться паузы, лишние слова и неточности.
«Интонация» проявляются в том, что в состояниях взволнованности, гнева, тоски, испуганности собеседник легко угадывает данные состояния в говорящем. При рассказ веселых историй друзьям и родным речь становится более выразительной, богатой интонациями.
«Двигательная активность» указывает на то, что в зависимости от состояния субъекта происходит активизация, ил наоборот заторможенность движений и жестов. Так в состоянии печали жестикуляция более активная, а в состоянии печали движения более медленные. Так же подвижность жестикуляции может зависеть от степени раздражения связанного с другим субъектом.
«Лишние движения» выражаются в том, что при наличии страхов, радости, волнений, грусти, раздражения и злости могут появляться такие действия, без которых вполне можно было обойтись. Если есть страх или переживания, человек может почесывать затылок, одергивать одежду, манипулировать предметами, поглаживать волосы и т.д. При наличии грусти может осуществляться бесцельное движение по комнате, происходит заламывание рук.
«Мимика» указывает на экспрессивность лица в зависимости от настроения. По лицу субъекта можно догадаться получил ли он радостное или печальное известие. Лицо так же значительно меняется при наличии злости.
«Недифференцированная экспрессия» свидетельствует о том, что для окружающих людей, как правило, заметно состояние человека, как хорошее, так и плохое.
На рисунке 1 представлены сравнительные показатели по шкалам.
Примечания: 1-громкость голоса, 2-темп речи, 3- сбой речи, 4-интонация, 5-двигательная активность, 6-лишние движения, 7- мимика, 8- недифференцированная о каналам экспрессия
Рисунок 1. Показатели эмоциональной и недифференцированной экспрессии
На рисунке 1 заметно, что по первой шкале преимущественно наблюдаются высокие и средние показатели. По шкалам 2, 3, 4, 5, 6, и 8 у многих респондентов наблюдаются средние показатели. По шкале 7 у большинства наблюдаются низкие показатели.
2. Распознавание мимических выражений при свободном выборе определений.
При определении правильности ответа в расчет принималась только последняя оценка. При этом допускались некоторые вариации в подборе слов, например при распознавании выражения гнева одинаково правильными считались такие определения, как "гнев", "злость", "злоба", "зол", "озлоблен", "разозлился", "сердитый" и др.
В таблице 3 представлены показатели правильно идентифицированных эмоциональных состояний по фотографии.
Таблица 3
Количество испытуемых, правильно идентифицировавших эмоциональное состояние
эмоциональное состояние |
||||||||||
Мужчины |
Женщины |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Страх |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отвращение |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Радость |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Горе |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Удивление |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Презрение (проявляющее в поднятии левого угла рта) |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Смущение |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Азарт |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |