Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека, как предмет научного исследования
1.1 Структура и функция невербального поведения
1.2 Направления исследования невербального поведения
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний
2.1 Организация и методы исследования
На базе жестов можно свидетельствовать об отношении человека к определенному событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.
Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Конечно, человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания[24].
Созданы многочисленные системы записей жестов человека. Принцип всех записей один и тот же – выделить отдельные единицы, жестовые движения. Лингвистически ориентированные авторы исследований движений тела человека склонны оперировать при их описании теми же категориями, что и при описании закономерностей функционирования естественного языка. Так, одни авторы предлагают группировать жесты по участию в движении одной или двух рук, по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук и по признаку центробежности или центростремительности. Другие пытаются интерпретировать единицы языка жестов в соответствии с единицами разговорного языка: форма рук – согласные; направления движения – гласные; динамика – ударение; тон, долгота, модели движения – полугласные; референты – предметы, к которым движение руки направлено.
Движения человеческого тела могут совершаться в вертикальных, горизонтальных, наклонных плоскостях. Все движения тела происходят от вращения его рычагов.
У русских жестов – это рычаг плеча или предплечья. Радиус движения русских жестов большой: вся рука от плеча или предплечья, предплечье или кисть руки. У людей, вступающих в общение, нет органов, запечатлевающих движение в трехмерном пространстве и времени. В процессе общения то или иное движение может быть запечатлено лишь в одной из плоскостей. Поэтому описание жеста может идти по пути:
- указание органа, выполняющего движение;
- его направленность;
- цикличность, этапность в совершении движения;
- его отношение к положению человеческого тела в пространстве.
Н. И. Смирнова на основе сопоставительного анализа мимики, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:
I группа жестов – коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это – приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.
II группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.
III группа – это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.
Естественно, что данная классификация жестов приложима и к анализу поз и выражений лица человека.
Помимо вышеназванных важным элементом невербального поведения является интонация – совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Интонация практически позволяет выражать наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация – явление комплексное. В ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т.д.
Пауза, как выразительное средство интонации, группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность. Ударение – это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. Мелодия в звучащей речи – изменение высоты голоса, его тональное повышение или понижение[25].
Интонация представляет собой наиболее сложное явление в ряду фонационных особенностей языка, так как выполняет лингвистическую и нелингвистическую функции. Нас, естественно, интересуют особенности нелингвистической функции интонации, имеющие своим источником психику человека. Вся область экспрессивной интонации может быть зафиксирована объективно по отдельным физическим параметрам:
- характер движения основного тона во фразе и завершении;
- уровень частотного максимума фразы;
- частотный диапазон фразы;
- частотные интервалы главноударного слога и завершения фразы;
- крутизна и скорость восхождения и нисхождения частоты основного тона завершения;
- длительность и максимальное значение интенсивности главного ударного слога и фразы.
В целом жесты, позы, интонации, выражения лица – это целостная подструктура невербального поведения, комплекс, сигнализирующий в актах общения о психических состояниях другого человека.
Следующий элемент невербального поведения, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется, как «ровная», «плавная», «уверенная», «твердая», «виноватая» и т.д. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки. К ним относят элементы движения при ходьбе, например, положение носков, движения рук; плеч. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека.
Таким образом, человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию взаимодействия.
Выводы по главе 2
Базовым свойством невербального поведения человека является движение, которое появляется на базе кинесического компонента, который связан с такими элементами как: мимика, поза, интонации, жесты.
Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Impuls». Выборку составили мужчины (5) и женщины (5) в возрасте от 29 до 32.
В рамках определение перцептивной самооценки парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности у большинства молодых людей наблюдаются средние показатели эмоциональной и недефференцированной экспрессии, что в свою очередь свидетельствует об устойчивости нервной системы молодежи.
В рамках определения эмоциональных состояний человека по фотографии было отмечено, что в группе женщин с правильным определением эмоций справились 80-100% испытуемых, а в группе мужчин 20-60%.
В рамках определения возможности вербализации признаков мимических выражений было зафиксировано, что частные мимические проявления воспринимаются, не изолировано, а в системе, где каждое отдельное проявление связано со всеми остальными.
Заключение
Невербальное поведение личности является социально и биологически детерминированным способом организации, которые усваиваются человеком благодаря невербальным средствам общения, которые впоследствии преобразуются в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков. Такое поведение рассматривается в рамках социальной перцепции и предполагает дифференциацию его структуры на базе систем отражения.
Наиболее значимая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Анализ выражений лица дает представление об «экспрессивной одаренности» личности. Каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для одних и неспецифическими для других состояний.
Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Impuls». Выборку составили мужчины (5) и женщины (5) в возрасте от 29 до 32.
В рамках определение перцептивной самооценки парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности у большинства молодых людей наблюдаются средние показатели эмоциональной и недефференцированной экспрессии, что в свою очередь свидетельствует об устойчивости нервной системы молодежи.
В рамках определения эмоциональных состояний человека по фотографии было отмечено, что в группе женщин с правильным определением эмоций справились 80-100% испытуемых, а в группе мужчин 20-60%.
В рамках определения возможности вербализации признаков мимических выражений было зафиксировано, что частные мимические проявления воспринимаются, не изолировано, а в системе, где каждое отдельное проявление связано со всеми остальными.
Список использованной литературы
- Агафонов Ю. Л. Языковые средства отражения ситуации речевого контакта во французском литературном тексте: Дисс. . канд. филол. наук. -М., 1982.-206 с.
- Антипова A. M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблема спонтанной разговорной речи: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. - Вып. 332. - С. 61-75.
- Беглова В.Б. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, Коломенский пед. институт, 1996. - 31 с.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997. -224 с.
- Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
- Гибш Г., Форверг И. Введение в марксистскую социальную психологию. – М. : Просвещение, 2001. – 296с.
- Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с.
- Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430.
- Дементьев A. B. Семантико-функциональные аспекты кинематических речений в современном английском языке: Дисс. канд. филол. наук. М., 1985.-215 с.
- Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.
- Изард К. Э. Эмоции человека. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 439 с.
- Кириленко Г. Л. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. - № 4. - С. 138-147.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. - М.: Наука, 1974. - 80 с.
- Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
- Крейдлин Г. Е. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) // Тело в русской культуре: сборник статей. М.: НЛО. — 2005. — С. 19-37.
- Кузнецова Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты // Все об этикете. Ростов-на-Дону : 1995.-С. 312-315.
- Лабунская В. А. Невербальное поведение. Социально-перцептивный подход. – Ростов, ун-та,1986. С. 5-35.
- Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.
- Леонтьев A. A. Психология общения. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.
- Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии // Проблемы общения в психологии М. : Наука, 1981. - С.3-23.
- Мейнерте С. Я. Паралингвистические и коммуникативные особенности сценической речи: Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1986. - 22 с.
- Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М. : ИП РАН Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.
- Накашидзе Н. В. Кинесика и её вербальное выражение в характеристике персонажей художественного произведения: Дисс. . канд. филол. наук. М.,1981.-156 с.
- Панферов В.Н. Психология человека. – М. : Академия, 2002. – 254с.
- Пиз А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М. : Эксмо, 2010.-416 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2003.-713с.
- Рябинина М. В. Социолингвистические характеристики средств выражения вербальной и невербальной коммуникации (на материалепроизведений П.Г. Вудхауза): Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 2002.-16 с.
- Серякова И. И. Лексико-семантические и коммуникативно-функциональные особенности языковых единиц, описывающих невербальное средство коммуникации «голос» в современном английском языке: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Киев, 1988. - 19 с.
- Фейнберг Е. И. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций: за порогом рациональности / А.Л. Асмолов, Е.И. Фейнберг // Психологический журнал. Т. 10. - № 6. - 1989. - С. 46-72.
- Чанышева 3. 3. Лексические средства обозначения паралингвистических компонентов речи в современном английском языке: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1979.-223 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. – М. : Феникс, 2003. – 390 с.
- Экман П. Психологяи лжи. – Спб. : Питер, 2015. – 304 с.
Приложение 1
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
КИНЕСИЧЕСКИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ
Схема 1. Средства общения
Приложение 2
Отрицательные состояния
Части и элементы лица |
Мимические признаки эмоциональных состояний |
|||||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость |
|||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот закрыт |
||||
Губы |
Уголки рта опущены |
Уголки рта опущены |
||||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или прищурены |
Глаза сужены |
Глаза ширако раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
||||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
||||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
||||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
||||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
||||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
-
Беглова В.Б. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, Коломенский пед. институт, 1996. - 31 с. ↑
-
Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М. : ИП РАН Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с. ↑
-
Крейдлин Г. Е. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) // Тело в русской культуре: сборник статей. М.: НЛО. — 2005. — С. 19-37. ↑
-
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с. ↑
-
Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430. ↑
-
Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с. ↑
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2003.-713с. ↑
-
Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с. ↑
-
Панферов В.Н. Психология человека. – М. : Академия, 2002. – 254с. ↑
-
Гибш Г., Форверг И. Введение в марксистскую социальную психологию. – М. : Просвещение, 2001. – 296с. ↑
-
Шибутани Т. Социальная психология. – М. : Феникс, 2003. – 390 с. ↑
-
Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430. ↑
-
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с. ↑
-
Леонтьев A. A. Психология общения. - М. : Смысл, 1997. - 365 с. ↑
-
Колшанский Г. В. Паралингвистика. - М.: Наука, 1974. - 80 с. ↑
-
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с. ↑
-
Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с. ↑
-
Дементьев A. B. Семантико-функциональные аспекты кинематических речений в современном английском языке: Дисс. канд. филол. наук. М., 1985.-215 с. ↑
-
Изард К. Э. Эмоции человека. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 439 с. ↑
-
Серякова И. И. Лексико-семантические и коммуникативно-функциональные особенности языковых единиц, описывающих невербальное средство коммуникации «голос» в современном английском языке: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Киев, 1988. - 19 с. ↑
-
Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии // Проблемы общения в психологии М. : Наука, 1981. - С.3-23. ↑
-
Экман П. Психологяи лжи. – Спб. : Питер, 2015. – 304 с. ↑
-
Лабунская В. А. Невербальное поведение. Социально-перцептивный подход. – Ростов, ун-та,1986. С. 5-35. ↑
-
Антипова A. M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблема спонтанной разговорной речи: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. - Вып. 332. - С. 61-75. ↑
-
Кузнецова Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты // Все об этикете. Ростов-на-Дону : 1995.-С. 312-315. ↑