Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека, как предмет научного исследования
1.1 Структура и функция невербального поведения
1.2 Направления исследования невербального поведения
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний
2.1 Организация и методы исследования
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что язык является базовым и самодостаточным инструментом для передачи и восприятия информации, а так же для достижения коммуникативной цели участниками речевого взаимодействия. Однако в силу определенных обстоятельств картина реальной коммуникации может искажаться, если обходятся стороной вопросы, связанные с использованием невербальных средств взаимодействия. В рамках локального вербального взаимодействия партнеры используют различные коммуникативные средства, для придания высказыванию однозначности и доходчивости и в результате достижения желаемого коммуникативного эффекта. Эквивалентом общения может выступать даже едва уловимая улыбка, которой обмениваются партнеры.
Невербальные средства являются объектом исследования, главным образом, таких наук как физиогномика, психология, социология и др. Вместе с тем, изучение жестов и мимики - невербальных средств – характерно для области лингвистики, где они итерпритируются с позиции собственного отображения в письменной речи.
В современных условиях наблюдается пристальный интерес к изучению невербальных явлений. В трудах Ю. Л. Агафонова и других исследователей изучалась способность лексических средств отображать неречевое поведение на стадии установления контакта на материале французского языка; В. Б. Беглова, В работах И. И. Серякова, А. В. Дементьев, Т. Т. Железановой рассматривались лексико-семантические и семантико-функциональные аспекты кинесических речений на материале английского и немецкого языков, а также такие вопросы как: наличие в семантике лексических единиц, отображающих паралингвистические явления, признаков, которые несут информацию о социальных характеристиках коммуникантов (М. В. Рябинина, З. З. Чанышева); В трудах Т. Т. Железановой, Н. В. Накашидзе изучалась роль разнообразных описаний невербальных средств в создании образа и общего портрета персонажей; С. Я. Мейнерте и Ковпак исследовали паралингвистические характеристики сценической речи и академической публичной речи.
Цель исследования: определить специфику невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
Объект исследования – эмоциональные состояния.
Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Задачи исследования:
- Разобрать структуру и функции невербального поведения;
- Рассмотреть направления исследования невербального поведения;
- Изучить структуру невербального поведения;
- Описать методы исследования невербальных проявлений.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования, анкетирование.
Эмпирическая база исследования. Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Impuls». Выборку составили мужчины и женщины в возрасте от 29 до 32 лет в количестве 10 человек.
Объем работы: 35 страниц.
Глава 1. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека, как предмет научного исследования
1.1 Структура и функция невербального поведения
Одной из первоначальных знаковых систем, которые усваиваются в процессе индивидуального развития человека, являются мимика, жесты как элементы невербального поведения личности.
Часто невербальные проявления являются наиболее приоритетными по отношению вербальному в силу того, что основные мимические картины, позы, наборы жестов, жестикуляции и мимика, выступают генетическими признаками человека [1].
Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, применение которых базируется на культурном, групповом, ситуативном соглашении с опорой на предварительное обучение. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация детерминированы многовековой практикой общения.
Очевидным является факт того, что в общении происходит разворачивание познания одного человека другим, изменение отношений со временем, а так же наличие обращения друг к другу. Невербальная основа поведения людей в одно и тоже время является условием познания их личности, появления отношения, как своеобразной формы обращения друг к другу. Главным образом, в общении осуществляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности.
Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. Таким образом, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человек как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.
Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Независимо от того, какие именно невербальные средства выделяются, их можно свести к[2]:
- кинесическим, связанным с движениями тела,
- пространственным, выраженным в организации поведения, межличностного общения,
- временным характеристикам взаимодействия.
К вышеописанным средствам так же относятся: паралингвистические, и экстралингвистические средства, которые выражаются в телесных движениях, изменении голоса и пауз. Данные средства в большей степени являются функциями, нежели оригинальной системой невербальных средств коммуникации.
На современном этапе прослеживается тенденция подключения к невербальным средствам общения, помимо обозначенных аспектов среду, в рамках которой выделяются внешние общественно-бытовые условия, обстановка, совокупность людей, которые связаны общностью данных условий. В связи с данным обстоятельством возникает вопрос о том, могут ли все обозначенные невербальные средства интерпретироваться как критерии невербального поведения.
В более широкой интерпретации в невербальное поведение включены все продукты многообразной деятельности человека. Часто под невербальном поведением человека понимается общественно и биологически детерминированный способ организации усвоенных человеком невербальных средств общения, которые впоследствии преобразуются в индивидуальную, чувственную форму действия и поступков.
Элементы невербального поведения проявляются в телодвижениях, интонациях, ритмических и высотных характеристиках голоса, а та же временной и пространственной организации. Область подструктур невербального личностного поведения значительно уже круга элементов, которые выполняют роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения.
Часто в рассмотрении связей и отношений между критериями и подструктурами невербального поведения исследователи базируются на его определении, при этом рассматривался факт того, что сам феномен «невербального поведения» интерпретируется в контексте социальной перцепции, как образование личности, которое наделено познавательно-регулятивной функцией.
В силу данного обстоятельства базой определения подструктур невербального поведения выступают главенствующие характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.
Невербальное поведение следует рассматривать с подструктуры, создающей главное ее свойство – движение, которое отражается при помощи оптической системы человека. Подобной подструктурой невербального поведения выступает кинесика [3].
Как правило, кинесику рассматривают, как диапазон движений, которые воспринимаются визуально и осуществляют экспрессивно-регулятивную функцию в коммуникации. Однако, следует отмутить, что кинесика не является только языком тела (жесты, мимика, позы, взгляд), она так же связана с манерой одеваться, причесываться, в том числе и применение определенного предмета, к примеру, это может быть хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк и т.д.
Таким образом, понятие «кинесика» используется для обозначения многочисленных движений человека, однако наиболее часто, все же для изучения движений рук и лица. В такой ситуации многие исследователи используют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия является выразительным поведением субъекта. Многочисленные явления экспрессии можно разделить на следующие относительно самостоятельные сферы исследования: выразительные движения и физиогномику.
Физиогномика выражается в экспрессии лица и фигуры человека, при этом рассматривается безотносительно к выразительным движениям и детерминированная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.
Выразительные движения рассматриваются как «широко распространенные периферические изменения, которые при наличии выраженных эмоций охватывают весь организм. Происходит захват системы мышц лица и всего тела, которые проявляющихся через мимику, пантомимику и «вокальной мимике»[4].
Как правило, все выразительные движения обозначаются понятием «жест».
Согласно утверждениям Г. Гибша и М. Форверга жесты являются в определенной степени отчетливо воспринимаемыми и интерпретируемыми свойствами общей моторики, главным образом, поверхности тела (лица – мимика, всего тела – пантомимика, рук и кистей рук – жестикуляция).
Обозначенные определения относятся к одному явлению – выразительным движениям субъекта, в силу того, что в них акцент ставится на связь данных движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями.
Польским психологом Я. Рейковским было предложено дифференцировать такие компоненты несловесного поведения, как эмоциональные действия и выразительные движения. Среди эмоциональных действий выделяются такие невербальные действия людей, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы данную эмоцию выразить и разрядить. Автор отмечает, что в случае, когда субъект узнает, к примеру, о смерти близкого человека его реакция проявляется, как правило, в форме рыдания и возможно падения, такая реакция является выразительной составляющей движения. В ситуации облачения в траурную одежду и вербального причитания происходит выражение специфических эмоциональных действий, которые являются формой мотивированного поведения и являются приобретенными.
Таким образом, обозначается конвенциальный характер аффективных действий в отличие от движений, носящих выразительную основу и выступающих формой непосредственного выражения состояний человека.
Поначалу выразительные движения рассматривались в психологии в контексте «экспрессивного поведения», посредством эмоциональной составляющей человека. Трамплином выступили труды Ч. Дарвина о выражении эмоций у человека и животных[5].
На современном этапе изучение выразительных движений осуществляется в рамках социальной персональной перцепции, несловесного поведения и несловесных коммуникаций. Данное обстоятельство и послужило базой возникновения большого количества подходов к исследованию выразительных движений, среди которых выделяются: паралингвистический, индикативный, коммуникативный и другие. Главные вопросы, выдвигаемые исследователями выразительных движений поведения, заключаются в следующем[6]:
- каким происхождением характеризуются выразительные движения в онтогенетическом и филогенетическом плане?
- место выразительных движений в психомоторике человека и их функции?
- какие психологические явления соответствуют тем или иным выразительным движениям?
- какова ценность выразительных движений как средств диагностики и коммуникаций?
- насколько возможно адекватное опознание психических свойств, состояний, процессов человека по его выразительному поведению в межличностном общении?
С. Л. Рубинштейном были предложены ответы на многие вопросы психологии выразительного поведения[7]:
- в выразительном поведении человека природное и социальное, естественное и историческое образуют единство. Данный процесс не является просто внешним пустым сопровождением эмоций, а внешней формой существования и проявления;
- во внешнем проявлении выразительные движения раскрывают внутренние аспекты и создают образ действующего лица;
- выразительные движения проявляются не только в сформированном переживании, но и сами могут его формировать;
- социальная фиксация форм и значений выразительного поведения создает вероятность конвенциальных выразительных движений;
Данные положения о природе, содержании и функциях выразительного поведения интенсивно используются и в современных отечественных и зарубежных исследованиях.