Файл: Структура и функции невербального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рисунке 2 представлены сравнительные показатели правильно идентифицированных эмоциональных состояний мужчин и женщин.

Рисунок 2. Показатели правильно идентифицированных эмоциональных состояний

Из рисунка заметно, что мимические выражения в группе мужчин правильно опознавали от 20 до 60 % в случае шкалы «радости» отмечается 80% правильных ответов. В группе женщин правильные ответы дали 80-100% женщин, только по шкалам «отвращение» и «презрение» правильно ответили 60% испытуемых. Таким образом, наиболее точное распознавание по мимике эмоций наблюдается у женщин.

Для определения возможности вербализации признаков мимических выражений была проведена специальная серия экспериментов, в которой испытуемых просили не только определить эмоциональное состояние человека, изображенного на фотоснимке, но и как можно подробнее описать его мимические проявления. Предъявлялись следующие фотоэталоны: презрение (выраженное на лице мужчины поднятием левого угла рта), страх (мужское лицо), радость (женское лицо), сомнение (выраженное посредством сочетания элементов удивления и отвращения, мужское лицо) и смешанное выражение - брови, характерные для эмоции гнева, в сочетании со спокойным выражением остальных частей лица (фотографии мужского и женского лица).

Критерием адекватности ответов испытуемых служило соответствие предложенного ими описания эталонному комплексу признаков, необходимых и достаточных для характеристики данного мимического выражения. Например, эталонное описание выражения страха выглядело следующим образом: "брови подняты и сдвинуты; морщины появляются в центре лба. А не идут по всему лбу; верхние веки приподняты так, что видна склера, а нижние - напряжены и приподняты; рот раскрыт, губы напряжены и растянуты".

Исследование показало, что при описании мимических выражений страха, радости и сомнения испытуемые указывают лишь на часть признаков. Так, характеризуя мимику страха, признак "брови подняты и сведены" отметили лишь 6 испытуемых, а признак "морщины в центре лба" в ответах 20 испытуемых был редуцирован до упоминания о морщинах на лбу. Полное описание изменений в области глаз не было дано ни одним испытуемым; изменения в нижней части лица более ил менее адекватно охарактеризовали только 6 испытуемых (из них 3 - как оскал рта). Полный перечень признаков выражения страха, радости и сомнения не был дан ни одним испытуемым.

Таким образом, в рамках эмпирического исследования было зафиксировано, что у большинства молодых людей наблюдаются средние показатели эмоциональной и недефференцированной экспрессии, что в свою очередь свидетельствует об устойчивости нервной системы молодежи.


Так же в рамках определения эмоциональных состояний человека по фотографии было отмечено, что в группе женщин с правильным определением эмоций справились 80-100% испытуемых, а в группе мужчин 20-60%. В рамках определения возможности вербализации признаков мимических выражений было зафиксировано, что частные мимические проявления воспринимаются, не изолировано, а в системе, где каждое отдельное проявление связано со всеми остальными.

С самого раннего возраста, физический контакт является одним из важнейших источников взаимодействия человека с окружающим миром. В тот период контакт осуществляется в прикосновения, поглаживаний, поцелуев, похлопываний. При помощи различных прикосновений развиваются представления о пространстве индивидуального тела и знания о частях тела другого человека. В рамках общения поглаживающие прикосновения выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки.

Применение человеком в общении такесической системы невербального поведения обусловлено различными факторами, среди которых наиболее важные связаны со статусом партнеров, возрастом, полом, степенью их знакомства и пр. К примеру, рукопожатие чаще можно наблюдать в ситуации приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин. В Америке не принято использовать рукопожатия, если между людьми имеется интенсивное взаимодействие, что абсолютно не сходиться с использованием рукопожатия в культуре у русских[18].

Таким образом, обозначенная структура невербального поведения человека презентует телодвижения, голосовые изменения, которые определенным образом человеком осознаются и управляются.

Являясь структурами невербального поведения кинесика, такесика, и просодика, формируют образ партнера по взаимодействию при помощи многочисленных систем отражения: оптической, акустической, тактильно-кинестетической.

Среди элементов невербального поведения главная роль отводится мимике лица, которое по сути своей является ведущей характеристикой физического облика субъекта. Необходимо ответить, что социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно благодаря произвольной регуляции. Если рассматривать, в общем, то социализация мимики происходит на базе использования органических проявлений для влияния на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации.

Социальное окружение может оказывать поощрительные меры по отношению к выражению одних эмоций и порицательные по отношению к другим, а так же может способствовать созданию «языка» мимики, при помощи которой возможно будет значительно обогатить спонтанные выразительные движения. На основании данного обстоятельства выделяются универсальные или специфические мимические знаки, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Как правило, анализ мимики производится по следующим основаниям[19]:


  • по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;
  • на базе ее физиологических параметров;
  • в общественном и социально-психологическом плане;
  • в феноменологическом плане;
  • в понятиях таких психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Целостность и динамичность являются ведущими характеристиками мимики как элементов невербального поведения человека. В силу такого обстоятельства единицей анализа мимического выражения можно принять комплекс координированных движений мышц всего лица, так как в различных исследованиях было зафиксировано, что распознание эмоций обусловлено участием всех мышц лица.

В результате, двойная регуляция, динамичность, целостность мимики, а также производные характеристики от перечисленных выше: изменчивость структуры выражения и наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики выступают ее базовыми характеристиками как элемента невербального поведения и определяют успешность ее опознания в межличностном общении.

Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, однако вместе с тем могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи таким постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики.

Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний[20].

Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго – нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния[21].


Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются – расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состоянии и является его индикатором.

Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко. Более сложными для опознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены для субъекта нечетко. Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

2.2 Методы исследования невербальных проявлений

П. Экманом с коллегами была создана методика для измерения выражения лица, в рамках которой были перечислены все лицевые мышцы шести эмоций. Впоследствии были составлены фотомодели, которые рассматривали три области лица[22]:

  • брови – лоб;
  • глаза – веки и основание носа;
  • нижняя часть лица и щеки.

Данный метод основывается на соотношении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений – FAST». При помощи данного метода можно проанализировать экспрессии в соответствии с наличием в ней элементов выражения шести базовых эмоций.

В середине 70-х гг. наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица возникает более совершенный вариант – FACS – система кодирования активности лицевых мышц. Назначение методики связано не только с анализом экспрессии лица, базирующейся на определенном состоянии, а так же для разделения всех наблюдаемых визуальных изменений. Она базируется на анализе мышечных изменений и предоставляет возможность свести различные наблюдаемые движения лица в систему единиц – действий. Базовыми единицами измерений выступают дискретные, едва заметные изменения тонуса мышц лица.


Построение методики основывается на применении полностью нейтрального цифрового кода для обозначения единиц действия. В настоящее время выделено 24 дискретные единицы действия, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не совсем ясна (кусание губ).

Еще одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения выступает поза.

Поза является определенным положением тела человека, которое характерно для его культуры, и выступает элементарной единицей пространственного поведения субъекта. Базовое количество многочисленных устойчивых положений, принять которые способно тело человека насчитывает около 1000, из которых, в соответствии с культурными традициями каждого народа, определенные позы запрещаются, а некоторые – закрепляются. Данное обстоятельство обуславливает изучение поз в соответствии с культурными традициями.

А. Шефлен был одним из первых, кто обратил внимание на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения в процессе регуляции процесса межличностного отношения. На примере киносъемок психиатрического интервью автор показал, как изменение поз пациента и врача предоставляет возможность поддерживать наиболее благоприятную психологическую дистанцию для лечебного эффекта.

Похожую точку зрения высказывал В. Шютц, который показал, что коммуникация в его эмпирической группе была куда более оживленнее, если бы он запретил участникам принимать позы, для которых характерно скрещивание рук и ног. Такое предположение автор оправдывал тем, что подобная поза означает «закрытость» для общения. Можно так же описать позу агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека. К примеру, шаблоном поведения свидетельствующего о готовности к общению является «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед».

Таким образом, в рамках общения позы могут осуществлять две функции [23]:

  1. дифференцировать поток речи на элементы,
  2. регулировать межличностные отношения в диаде.

Главным образом, благодаря позам можно сформировать в определенной степени мысленный барьер относительно окружающих людей, определить ориентацию партнеров по отношению друг к другу. Свидетельствовать об изменении отношений между общающимися возможно благодаря изменению их позы, или синхронизации.

Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения выступает жест, который, как правило, соотносится с движением рук.