Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Развитие конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что понятие конфликта используется чрезвычайно широко и в разных контекстах - идет ли речь о вооруженных столкновениях, служебных разногласиях или семейной ссоре. При всем различии этих ситуаций у них, следовательно, есть нечто общее, позволяющее рассматривать их как конфликтные.

Прежде всего, в конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Когда эти противоречия нарушают нормальное взаимодействие, наносят ущерб сторонам (или одной из них) и они (или одна из них) начинают видеть источник возникшей проблемы в позиции другой стороны, возникает конфликтная ситуация. Участники конфликта оказываются перед необходимостью во имя их общих интересов или интересов одной из сторон преодолеть разногласия - добиться принятия одной стороной точки зрения другой, пойти на взаимные уступки и прийти к компромиссу или найти какой-то иной, устраивающий обе стороны вариант решения проблемы.

Независимо от того, о чем идет речь, в конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления. Из-за незначимых для него вещей человек не идет на конфликт, и более того, по тому, за что человек готов бороться, можно судить о том, что для него значимо. Если же причина конфликта кажется незначительной, это, как правило, означает, что за внешней стороной ситуации скрываются куда более серьезные противоречия, которые являются истинной причиной возникновения конфронтации.

Значимость затрагиваемых в конфликте проблем приводит к тому, что все связанное с конфликтной ситуацией, приобретает для ее участников эмоциональную окраску, ярко ими переживается. Именно эта эмоциональная сторона конфликта и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из возникшей ситуации.

Для конфликта характерен особый вид взаимодействия - конфликтное взаимодействие, развиваемое его участниками. Оказавшись в состоянии сознательно избранного или вынужденного противоборства, конфликтующие стороны предпринимают усилия, направленные на достижение своих целей, ведут “борьбу” - пытаются

усилить свою позицию и переубедить партнера, вступают в переговоры и т. д. Именно этот компонент конфликтной ситуации - стратегии, избираемые его участниками - решающим образом влияет на исход конфликта.

Таким образом, в конфликтной ситуации всегда имеется противоречие, возникающее между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное партнерство, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определенные действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.


Поскольку причины конфликтов многообразны, а последствия борьбы двойственны, управление конфликтом, само собой разумеется, становится многообразным по форме, особенно, если это касается внутриорганизационных конфликтов. Ведь внутриорганизационный конфликт - всегда столкновение противоположно направленных действий работников, вызванное расхождением интересов, ценностей и норм поведения. Как правило, различают несколько типов конфликтов в организации.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

1.1.Понятие и сущность конфликта

Конфликт - это очень распространенный элемент нашего общества. Хотя конфликты могут заканчиваться разрушением или даже смертью, они также могут иметь результатом возросшую эффективность, улучшение взаимоотношений и дальнейшее достижение целей. Действительно, конфликт - это один из “инженеров эволюции”, который позволяет нам учиться, развиваться и расти. Будучи умелыми в общении, мы ставим цель не попытаться уничтожить конфликт, но умело им управлять, чтобы способствовать его конструктивным способностям.

Конфликт - это выраженная борьба, в которой 2 или большее количество взаимозависимых участников испытывают сильные эмоции, которые возникают в результате осознания или разницы в их потребностях и ценностях. [1]

Для конфликта типично расхождения в мыслях, чувствах и действиях, которые возникают между людьми, группами, организациями, сообществами или нациями, которые должны с другом взаимодействовать. Конфликт подразумевает различия, которые достаточно важны, чтобы они могли разъединять или объединять участвующие стороны, если их оставить нерешенными. Чтобы эффективно управлять конфликтом, нужно принимать во внимание и эмоциональные и реальные последствия, которые возникают из этих различий.

Конфликтная ситуация существует, когда:

  • В наличии по крайней мере двое участников.
  • Существуют или осознаются взаимоисключающие потребности или ценности.
  • Взаимодействие характеризуется сильными эмоциями и поведением, которое спланировано, чтобы нанести поражение, ослабить или подавить оппонента.
  • Участвующие стороны обращаются друг к другу, предпринимая взаимно противостоящие действия, чтобы добиться лучшего положения по отношению к другой стороне.

Управление конфликтом - это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа и применяется соответствующая методология, чтобы рассеять существующую эмоциональную энергию и дать возможность конфликтующим сторонам понять и решить свои различия.

Слово "конфликт" от лат. означает "столкновение". В конфликте всегда имеются участники, или субъекты (люди, организации, структуры и пр.), всегда существует предмет конфликта и причина конфликта (при этом причина конфликта может существенно отличаться от предмета) и проявляется конфликт во взаимоотношениях участников. Конфликт всегда является кульминационным проявлением некоей социальной напряженности, основа которой - нереализованные потребности социальных групп, вызывающие неудовлетворение.

С позиций социальной психологии под конфликтом понимается столкновение различных субъективных и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений. Следовательно, при анализе конфликтных ситуаций на уровне предприятия нельзя абстрагироваться от состояния общественных отношений, экономики в целом, которые постоянно провоцируют межличностные конфликты. Характерно, что в сугубо личных конфликтах их участники зачастую склонны воспринимать и объяснять поведение друг друга социопрофессиональной, региональной или национальной принадлежностью.

В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту. Они могут быть экономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, языковыми, межконфессиональными и др.

Конфликты могут различаться по степени зрелости, характеру и остроте своего разрешения. В зависимости от конкретной исторической ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к самоликвидации, к разрешению в результате субъективного фактора, либо к обострению конфликтной ситуации, к эскалации. Последняя состоит в вовлечении в противоборство все больших масс людей, в расширении зоны конфликта, в переходе от «цивилизованных» его форм к более проблемным, порой жестким, доходящим до вооруженной борьбы и возникновения экстремальной ситуации для самого существования противоборствующих сторон. В самом общем виде конфликты принято классифицировать по следующим основаниям:


  • с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне и внутриполитические конфликты, которые в свою очередь подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;
  • по степени и характеру их нормативной регуляции;
  • по качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности сторон, интенсивность кризисов и противоречий;
  • по темпоральным (временным) характеристикам: долговременные и кратковременные. Некоторые конфликты в политической жизни можно завершить в течении предельно короткого времени, тогда как другие могут быть соотнесены с жизнью целых поколений;
  • в соотношении со стремлением и организацией режима правления. В данном случае как правительственные выделяются конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи одного ряда субъектов с носителями власти).

Проблема социальных конфликтов - одна из наиболее актуальных проблем, затрагивающих все стороны жизнедеятельности отдельных личностей и функционирования организаций и предприятий, а также общества в целом.

По локализации конфликта выделяют четыре типа.

Внутриличностный конфликт

Такой конфликт протекает при участии одного человека, в его внутреннем мире. Возникнуть такой конфликт может в том случае, если намечается некое противоречие между целями, мотивами, желаниями. при котором достижение одних целей предполагает отказ от других.

Если говорить о внутриличностном конфликте в рамках трудового процесса, то возникать он может в случае, когда руководитель смотрит на процесс контроля и управления подчиненными как на непосильную ношу, бремя власти. Он может возникнуть также, если от руководителя требуются решительные силовые действия, но по своим личным моральным установкам он сопротивляется директивному, авторитарному стилю руководства.

Вот это НО и выходит причиной внутриличностного конфликта. Руководитель понимает, что ситуация требует жесткости, но внутренне против силовых методов. Вот и мается, а в результате теряет контроль над ситуацией.

На более низком уровне причиной внутриличностного конфликта может послужить несогласование между требованиями начальника или объективными производственными требованиями и личными потребностями и ценностями сотрудника. Причиной также может стать функциональная перегрузка или. наоборот, разгруженноегь рабочего времени. Совестливый сотрудник, не имеющий должного, по его мнению, количества работы и обладающий неоправданно большим количеством свободного времени может запросто начать мучиться вопросом: «За что я деньги получаю?»


Возможен и такой вариант, при котором несколько требований начальника могут показаться сотруднику противоречащими друг другу. И мы снова имеем внутриличностный конфликт.

Особенно актуальной причиной внутриличностного конфликта для женщин является невозможность согласовать свои трудовые и карьерные цели с задачами, диктуемыми семьей, воспитанием детей.

Конфликт межличностный

Такой конфликт возникает между двумя и более людьми, каждый из которых имеет свои цели, задачи, установки, противоречащие целям и задачам другого. В ситуации межличностного конфликта конфликтующие стороны, как правило, преследуют несовместимые цели либо придерживаются несовместимых норм, ценностей или моральных установок, пытаясь реализовать их в отношениях друг с другом. Другим вариантом межличностного конфликта выступает такая ситуация, при которой конфликтующие стороны стремятся к достижению какой-либо цели, которая может быть достоянием лишь одной из сторон.

В рамках производственных процессов такой конфликт может возникнуть вследствие борьбы руководителей за финансовые, человеческие или производственные ресурсы.

Межличностные конфликты могут проявляться из-за ярких индивидуальных черт личностей сотрудников, из-за определенных свойств темпераментов. Два активных сотрудника, имеющих задатки лидерства, не терпящих возражений, быстро принимающих решения, вспыльчивых и слабо контролирующих свои поведенческие реакции, могут быть несовместимы. Вообще большая часть конфликтов возникает не из-за того, что люди «не сошлись характерами», а как раз в силу того, что характерами они схожи. Две одинаковые черточки у двух разных людей будут проявляться в одной плоскости и неминуемо столкнутся.

Кроме того, межличностные конфликты неминуемо возникают при попытке разделить какую-либо власть. Ярким примером может служить борьба за освободившееся место. Начальник уходит, место его освобождается, на это место целится несколько его сотрудников - конфликтная ситуация неминуема. Большинство интриг, закадровых манипулирований и прочего связано именно с борьбой за положение и власть.

Конфликт между личностью и группой

В данном столкновении участвуют личность с одной стороны и группа - с другой. Причем группа здесь может рассматриваться как нечто целостное, имеющее общие цели, задачи, интересы. Как правило, такой конфликт возникает в случае несоответствия поведения одного человека нормам поведения, установленным в группе.