Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Развитие конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В производственных конфликтах ситуаций может быть очень много. Один из вариантов - конфликт руководителя с подчиненными. Причины такого конфликта также разнообразны. Это может быть и низкая компетентность руководителя, и влияние отрицательно настроенных неформальных лидеров. Возможно и некое предвзятое отношение, толкающее на конфликт в случае, когда на место руководителя берут человека со стороны, несмотря на наличие достойного претендента на должность в самой группе. Причиной может служить неверно выбранный стиль руководства.

При столкновении рядового члена группы с коллективом причиной могут служить и личные особенности человека, в таких случаях говорят о конфликтной личности. С тем же успехом группа может нарушать какие-либо нормы, значимые для личности, или же отношение группы может не соответствовать статусу личности, подобные проявления чаще называют фамильярностью. И наоборот, личность может нарушать нормы официального или неофициального взаимодействия.

Конкретный сотрудник может отказаться выполнять требования группы или же не соглашается принять какие-либо групповые ценности. Например, новый сотрудник стремится к солидному заработку и начинает проявлять чрезмерное усердие. Между тем группа работает уже давно, и в ней установился свой ритм работы, при котором работа выполняется без авралов. Активность нового сотрудника может привести к ужесточению режима, поднятию планки, усилению требований со стороны руководства.

В итоге между «выскочкой» и коллективом возникает конфликт.

Конфликт также может возникнуть на почве несостыковок или противоречий в должностных обязательствах.

Межгрупповой конфликт

Участниками этого конфликта выступают группы, преследующие достижение целей, несовместимых с целями другой группы. Часто такой конфликт возникает между отделами какой-либо компании. Происходит это из-за того, что каждый отдел рассматривает производственный процесс только с точки зрения своего отдела, а возможно, и считают свою деятельность ведущей.

Межгрупповой конфликт может возникнуть и из-за столкновения реального руководителя с неформальным лидером. В этом случае коллектив может расколоться на две группы: сторонников руководителя и единомышленников неформального лидера.

Разбиение коллектива на группы может произойти и при столкновении двух лидеров. Такому развитию конфликта может способствовать некоторая мягкотелость руководителя или неверно выбранный стиль руководства. Тогда ситуация выходит из-под контроля, а руководитель теряет реальную власть.


Это может коснуться далеко не маленького коллектива. Из истории, например: мягкотелое правительство, появление оппозиционных лидеров, пытающих привлечь народ на свою сторону. Революция. Примеров этому много, даже в новейшей истории. [2]

1.2.Развитие конфликта

Стадии развития конфликта. Конфликт в своем развитии проходит несколько стадий:

  1. возникновение;
  2. осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним участником;
  3. конфликтное взаимодействие;
  4. исход конфликта. Обратим внимание на то, что он может быть конструктивным (позитивным), деструктивным (негативным), а также лжеисходом (замораживанием). Пример лжеисхода - силой растащили субъектов конфликта в стороны.[3]

Наиболее ярко различаются формы проявления конфликта в зависимости от стадии развития конфликта.

На первом этапе, этапе возникновения конфликта основным его признаком является наличие, существование противоположных позиций (позиция- это то, что заставляет людей действовать: взгляды, точка зрения, цели, стремления, желание, мотивы, убеждения и т.д.). Понятно, что у разных членов коллектива разные стремления и интересы, и, следовательно, разные позиции. Они могут частично или полностью совпадать. Это нормально и сам по себе факт наличия в коллективе различных позиций по каким-то вопросам еще не является признаком конфликта. А вот когда позиции не просто разные, а противоположные, взаимоисключающие, то дело принимает другой оборот.

Если урегулирование спора не произошло на первом этапе, наступает второй этап - эскалация конфликта. Это - самый яркий этап, характеризующийся выраженной эмоциональной окраской, возрастанием лояльности приверженности одной из враждующих групп, отказом от каких-либо уступок, стремлением принудить соперника к решению конфликта в свою пользу, нарастание агрессии и тревоги - яркие признаки эскалации конфликта.

Эскалация конфликта может иметь разные последствия. Это или решение конфликта (как правило, с помощью третьей стороны) или деэскалация конфликта, то есть его затихания, превращения открытого противоборства в скрытое. В этом случае, в организации, где существует неразрешенный конфликт или конфликты часто можно наблюдать такие проявления, как:

  • холодность и строгая формальность отношений между участниками конфликта;
  • гнетущая тишина или отсутствие на совещаниях;
  • многократное рассмотрение одних и тех же вопросов на совещаниях без прогресса в их решении;
  • нежелание индивидуумов или групп общаться между собой;
  • один индивидуум (одна группа) «топит» другого (другую);
  • отказ людей от дискуссий или уклонение от обсуждения некоторых вопросов;
  • постоянные ссылки на формальные правила и процедуры.

Деятельность руководителя по управлению конфликтом можно свести к четырехшаговому алгоритму, каждый шаг которого в содержательном плане отражает конкретные цели, а также способы и методы достижения этих целей: изучение причин возникновения конфликта, ограничение числа участников, дополнительный анализ конфликта и принятие решения. Характеристика феномена управления конфликтами состоит из прогнозирования, предупреждения или стимулирования конфликта, а также регулирования и его разрешения.[4]

Таблица 1 - Алгоритм управления конфликтом

Содержание деятельности

Способы (методы) реализации

Первый шаг: изучение причин возникновения конфликта

Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод и др.

Второй шаг: ограничение числа участников

Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т.п.

Третий шаг: дополнительный анализ конфликта

Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.

Четвертый шаг: принятие решения

Административные методы; педагогические методы

Важным и ответственным шагом в управлении конфликтом является принятие решения руководителем. В ниже представленных таблицах мы приводим факторы, которые необходимо учитывать в управленческой деятельности конфликтами.[5]

Таблица 2 - Факторы принятия решения по межличностным конфликтам в организации

Факторы, ориентирующие на административные средства разрешения конфликта

Факторы, ориентирующие на педагогические способы разрешения конфликта

Индивидуально-психологические особенности личности (конфликтная личность);

Амбициозность отношений («нашла коса на камень»)

Разногласия, затрагивающие высшие мотивы личности (убеждения, идеалы, ценности, принципы и т.д.)

Уровень профессиональной подготовки сотрудника не соответствует занимаемой должности, и отсутствуют достаточные условия для его повышения

Разногласия, возникшие на основе неудовлетворительных коммуникаций (искаженная информация, неполная информация и т.п.)

Неосознанные действия субъектов социального взаимодействия, ставшие причиной конфликтной ситуации

Уровень профессиональной подготовки сотрудника не соответствует занимаемой должности, но есть условия для его повышения


ГЛАВА 2.Анализ эффективности управления конфликтами в организации ООО «Сотовик-Сотович».

2.1. Краткая характеристика предприятия

Объектом данного исследования стала компания ООО «Сотовик-Сотович».

Первое упоминание этой компании относится к 1995 году - моменту создания. Учредителями компании стали ОАО «Челябинсксвязьинформ» и администрация Челябинской области. В 1999-ом году «Челябинсксвязьинформ» выкупает у администрации области ее пакет акций. Дальше. год 2002-й, реорганизация уральских компаний. Отчетность «Уралсвязьинформа», в который в 2002 году влился «Челябинсксвязьинформ», по стандартам МСФО. 18 апреля 2002 г. Компания приобрела 100% компании ЗАО «Радиотелефон - G» и ЗАО «Мобильный сервис» за 13 миллионов долларов США. Эти приобретения увеличили долю Компании в ООО «Сотовик-Сотович» с 45% до 83%.», т.е. до момента реорганизации у компании оставалось уже 45%.

Уралсвязьинформу принадлежат пять операторов региона: Ермак-RMS, ТюменьРуском (оба - Тюменская область, ХМАО и ЯНАО), Сотовик-Сотович (Челябинская и Курганская области), УралВестком (Свердловская область) и Курганский сотовый телефон.

Еще два уральских сотовых оператора контролируются другими объединенными операторами электросвязи: Удмуртские сотовые сети-450 - УдмуртТелекомом, а Оренбург-GSM - ВолгаТелекомом.

Компания ООО «СОТОВИК-СОТОВИЧ» продолжает уверенно лидировать.

Первый оператор стандарта GSMв уральском регионе «Сотовик-Сотович» подвел итоги за 2010 год и определил направления развития на 2011.

Мобильный рынок относится к числу самых перспективных и стремительно растущих: на протяжении последних лет его емкость ежегодно удваивается.

В период 2018-2010г.г. количество абонентов «Южно-Уральского Сотового Телефона» увеличивалось в 3,8 и 2,6 раза соответственно и на 1.01.2010. превысило 700 тыс. человек. Видимо это обстоятельство и стало причиной столь большого интереса к области со стороны всех без исключения операторов, претендующих на статус федерального. Сегодня в области действуют уже шесть операторов сотовой связи, и пять из них используют стандарт GSM.


Для СОТОВИК-СОТОВИЧ прошедший год был сложным и интересным: компания росла и развивалась вместе с рынком, доказывая свою состоятельность в жесткой конкурентной борьбе с федеральными операторами. Так, в 2018 г. абонентская база компании превысила запланированный объем в абонентов еще в сентябре, а к концу года достигла цифры 1 миллион 400 тыс. абонентов. СОТОВИК-СОТОВИЧ, как и прежде, лидирует среди других сотовых компаний, работающих на Южном Урале, занимая, по оценкам экспертов, 60 % рынка. Такие динамичные темпы роста позволили оператору войти в число лидеров по абонентской базе во всем уральском регионе. .

Приведенные цифры и факты говорят об одном: «Сотовик-Сотович» оказался готовым к конкуренции со стороны более мощных операторов и выдержал их первый натиск. Пятнадцать лет плановой и вдумчивой работы не прошли даром - построена качественная и обширная сеть, заложен прочный фундамент для дальнейшего динамичного развития.

Вот основные итоги: 27 миллионов долларов вложено СОТОВИК-СОТОВИЧ в прошлом году в качестве инвестиций на развитие, увеличение коммутационной емкости, строительство оптико-волоконных сетей, радиорелейных линий, установку базовых станций. В течение 2018 года емкость челябинского коммутатора расширена до 700 тыс. номеров. На сегодня количество базовых станций выросло более чем в два раза: сегодня зону радиопокрытия компании обслуживает 198 станций.

Благодаря активной инвестиционной политике к началу этого года 80 % населения Челябинской и Курганской областей, Абзелиловского и Белорецкого районов Башкортостана могут пользоваться услугами мобильной связи «Южно-Уральского Сотового Телефона». Сегодня в зону действия сети СОТОВИК-СОТОВИЧ попадают населенные пункты с численностью жителей до 10 тысяч человек. В прошедшем году СОТОВИК-СОТОВИЧ стал пионером в освоении просторов так называемой горнозаводской зоны. Благодаря усилиям компании, сотовая связь впервые пришла в Ашу, Сим, Катав-Ивановск, Кусу, Усть-Катав. Велись работы по улучшению качества связи в Миассе, Златоусте, а также в излюбленных местах отдыха уральцев. На рубеже года завершились работы по обеспечению радиопокрытия автомагистрали Челябинск - Магнитогорск. Связь заработала в населенных пунктах Чесменского, Агаповского, Нагайбакского, Верхнеуральского и Троицкого районов, прилегающих к автодороге.

Впрочем, как заявил в интервью генеральный директор ООО «СОТОВИК-СОТОВИЧ» Андрей Белобоков, рост абонентской базы не является самоцелью: клиента нужно не только подключить, но и удержать. Поэтому стратегия развития компании базируется на принципе предоставления качественной связи и сервиса по доступной цене. Наряду с освоением территорий в городах и районах области растет число отделов по обслуживанию абонентов.