Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Психолого-педагогические основы формирования у детей дружеских взаимоотношений).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей дружеских взаимоотношений
1.1 Проблема формирования дружеских взаимоотношений у детей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений
2.1 Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений
2.2 Создание педагогических условий формирования у детей дружеских взаимоотношений
Следует подчеркивать правильное выполнение правил, одобрить старательность, моменты взаимопомощи.
Усвоение детьми правил поведения в элементарном труде, и успешное их выполнение способствует формированию дружеских взаимоотношений.
Дружеские взаимоотношения выступают как стимул различных действий и поступков, которые дети-друзья совершают без постороннего влияния, с желанием, готовностью. Следовательно, дружба становится не только формой взаимоотношений, но и мотивом поведения.Глава 2. Экспериментальное изучение формирования у детей дружеских взаимоотношений
2.1 Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений
Методика констатирующего эксперимента была направлена на выявление реального уровня сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
В нашем экспериментальном исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы в количестве 17 человек «Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, «Детский сад № 19» г.о. Сызрань .
В работе мы опирались на следующие показатели уровня сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений, выделенные на основе исследований В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, А.В. Булатовой, З.В. Лиштван:
-
- наличие у детей представлений и суждений о дружбе;
- наличие у детей представлений и суждений о содержании реальных поступках, направленных на реализацию дружеских взаимоотношений;
- умение детей руководствоваться имеющимися представлениями в процессе общения со сверстниками.
Анализ и обработка данных проводились на основе комплексного исследования проведенного по следующим диагностическим методикам, подобранным в соответствии с выделенными показателями уровня сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений:
Методика 1. «Наблюдение за взаимоотношениями старших дошкольников» (разработана авторами работы),
Методика 2. «Беседа с детьми» (проводится в форме индивидуального опыта) (разработана авторами работы),
Методика 3. «Педагогические ситуации» (4 серии) (разработана авторами работы),
Методика 4. «Изучение навыков культуры общения во взаимодействии со сверстниками» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Методика 1. Наблюдение за взаимоотношениями старших дошкольников (разработана авторами работы).
Цель: выявить отношения сверстников друг к другу.
Критерии оценки результатов:
При наблюдении внимание обращалось на следующие моменты:
- какие взаимоотношения преобладают со сверстниками: доброжелательные, равнодушные, сдержанные, негативные;
- оказывает ли ребенок помощь сверстнику;
- внимателен ли ребенок к сверстнику: замечает ли его настроение, старается помочь, считается ли с его мнением;
- возникают ли ссоры в дружеских взаимоотношениях, каким образом они решаются.
Анализ.
Света В. в отношениях со сверстниками сдержана, не вступает в конфликтные ситуации, но если понадобиться, то может постоять за себя. Больше контактирует с девочками, чем с мальчиками. Дети неохотно принимают ее в игру, относятся к ней безразлично. Помощь сверстнику оказывает по предложению взрослого, сама инициативу не проявляет. Если что-то не получается сделать, то не просит о помощи, бросает дело. Поэтому любит находиться в компании девочек, у которых получается лучше, чем у нее. Легко подчиняется инициативе ребят. В коллективных делах, например, в труде уединяется и действует одна. Своей подругой ее никто не считает.
Марина Я. и Маша А. стараются, как можно чаще быть вместе: разукрашивают, договариваются, во что можно поиграть. Умеют по справедливости распределить роли. Очень редко ссорятся между собой и быстро мирятся. Обе девочки приветливые, вежливые, спокойные, сдержанные по отношению к другим детям в группе. Не всегда проявляют инициативу при оказании помощи другим детям. Избирательны по отношению к ребятам. Принимают в свою игру Дашу Р., которую называют подружкой. Она очень подвижная, веселая девочка. Девочкам с ней очень интересно. Даша Р. не берет на себя главную роль в играх, а действует сообща с девочками. К сверстникам относится избирательно. К другим детям не всегда внимательна. При затруднениях девочки могут обратиться за помощью ко взрослому. Девочки всегда действуют вместе и распределяют работу по справедливости.
Аня Д. с виду спокойная, но скрытная девочка. Негативно относится к сверстникам. Никогда ничем себя не проявляет. Не считается с мнением сверстников, не внимательна к ним. Дети ее недолюбливают и стараются не брать в свои игры, так как при выполнении какой-нибудь роли, она нарушает правило, а когда дети начинают ее исправлять, то Аня Д. всегда придумывает, что у нее болит живот или голова. Часто дети называют ее врушкой, и не хотят с ней играть.
Оля А. очень подвижная, веселая, общительная девочка, но иногда проявляется беспочвенная грубость. Чаще всего не замечает плохое настроение сверстников, не считается с их мнениями. Не умеет обращаться за помощью. Легко подчиняется инициативе других. В играх всегда старается брать на себя главную роль.
Вова К. и Дима К. называют себя друзьями. Любят вместе играть в машины, строить. Вова К. очень открытый, добрый, приветливый в общении мальчик. При необходимости способен обратиться за помощью к взрослому.
Внимателен к другим детям в группе. Прислушивается к мнению товарища. Дима К. спокойный, но общительный мальчик. Внимательно относится к другим ребятам. Если мальчики ссорятся, то быстро мирятся. Всегда по справедливости распределяют роли в игре. Мальчики с удовольствием принимают в свои игры других мальчиков и девочек. Часто с ними играет Ярослав Е. Но дружеское отношение к Вове К. и Диме К. длится у него не долго, при любом не согласии с его действиями и предложениями Ярослав Е. становится агрессивным, грубым, что мешает ему сблизиться с мальчиками.
Света О., Ксюша М., Оля Г. всегда играют вместе. Общительные, вежливые, приветливые девочки. Они внимательны к другим детям в группе, оказывают им помощь. Принимают в игру всех желающих. Выслушивают предложения других детей. В играх и другой деятельности работу или роли распределяют по справедливости. Ссоры между ними возникают редко. Они доброжелательны к сверстникам.
Олеся Т., Саша С., Даша К. - называют себя подругами. Общительные девочки. Не всегда проявляют внимание к другим детям. Если ссорятся, то быстро мирятся. В играх всегда действуют сообща. При оказании помощи другим детям редко проявляют инициативу. Роли в играх распределяют по справедливости. Иногда действуют по правилам в своем коллективе и не переносят их на других детей.
Коля Б. и Дима Ш. - дружба их очень противоречива. С одной стороны они называют себя друзьями, причем лучшими, играют вместе, при коллективном труде всегда соглашаются работать только вдвоем, но с другой стороны они очень разные: Коля Б. - подвижный, непослушный, всегда стремится к лидерству, нередко с другими ребятами бывает груб, свою вину может перенести на товарища, вспыльчивый. Дима Ш. - более сдержанный, спокойный, то ему быстро надоест, что Коля Б. постоянно берет на себя роль ведущего и навязывает ему свое мнение, часто Диму Ш. наказывают из-за Коли Б., и тогда они ссорятся. Когда конфликт улаживается самостоятельно или с помощью воспитателя, то мальчики снова становятся «не разлей вода».
Выводы: по результатам проведенного наблюдения видно:
- что только небольшая часть детей дружат и переносят свои отношения на других детей, умеют по справедливости распределить роли и другие обязанности и действовать так не только по отношению к своему другу, но и по отношению к остальным детям;
- другие хорошо дружат лишь со своими друзьями, только к ним они внимательны, оказывают им помощь, не перенося эти отношения на других;
- третьи, стараются сблизиться, но имея узкие представления о нравственных понятиях, нормах, правилах не могут проявить дружеские отношения к другим детям.
Методика 2. Беседа с детьми (проводится в форме индивидуального опыта) (разработана авторами работы).
Цель: выявить у детей 6-7 лет уровень сформированности представлений и суждений о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей в группе.
Содержание.
Детям задавались следующие вопросы:
- С кем ты особенно дружишь и почему?
- Как по твоему хорошо дружить?
Результаты. Протокол представлен в приложение Б.
Света В.
-
- «Я особенно дружу со Светой О., Олей Г., Олесей Т., Дашей Р., потому что они веселые, умные, умеют хорошо рисовать.
- «Не знаю»
Аня Д.
-
-
- «Я дружу с Дашей Р. и Олесей Т., потому что они добрые, делятся игрушками».
- «Не знаю».
-
Оля А.
1) «Я дружу с Ксюшей М. и Светой О., потому что они меня уважают».
2) «Не знаю». Коля Б.
-
-
-
- «Мой друг - Дима Ш., потому что мы друзья».
- «Не драться, не ссориться». Ярослав Е.
- «Я дружу с Вовой К. и Димой К., потому что они веселые».
- «Не знаю». Дима К.
-
-
«Я дружу с Вовой К., Светой О. и Сашей С., потому что мы друзья».
«Не ссориться». Дима Ш.
«Дружу с Колей Б., потому что он смешной».
«Не знаю». Марина Я.
«Я дружу с Машей А. и Дашей Р., потому что они мне нравятся».
«Всем делиться, не ссориться». Ксюша М.
«Я особенно дружу со Светой О. и Олей Г., потому что они мои подруги, с ними очень весело и хорошо».
«Это не ссориться, делиться игрушками, помогать друг другу, не обижаться друг на друга».
Оля Г.
«Я дружу с Ксюшей М. и Светой О., потому что они подруги, вместе играем».
«Играть друг с другом, если грустит, то развеселить, делать всегда хорошо».
Света О.
- «Я дружу с Олей Г. и Ксюшей М., потому что мы подруги».
- «Не ссориться, не обижать друг друга, делать, чтобы всегда было весело, вместе играть, трудиться».
Саша С.
-
- «Я дружу с Дашей К., Олесей Т., потому что они хорошие, всегда делятся игрушками».
- «Не знаю». Даша Р.
- «Дружу с Машей А. и Мариной Я., потому что мы друзья».
- «Не драться, не обижать друг друга». Олеся Т.
- «Я дружу с Сашей С. и Дашей К., потому что мы подруги».
- «Не знаю». Вова К.
- «Я особенно дружу с Димой К. и Ярославом Е., потому что мы - друзья, нам хорошо и весело вместе».
- «Хорошо играть, вместе дружно что-то делать, помогать друг другу, не ссорится, не обижать».
Даша К.
«Дружу с Олесей Т. и Сашей С., потому что мы подруги».
«Не знаю». Маша А.
«Я дружу с Мариной Я. И Дашей Р., потому что они мои подруги».
«Делиться игрушками, не драться». Результаты:
Таблица 1
Уровень сформированности представлений и суждений детей 6-7 лет о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей в группе (констатирующий эксперимент)
Кол-во детей |
ВУ |
СУ |
НУ |
17 |
2 |
5 |
10 |
100% |
12% |
30% |
58% |
- Таким образом, индивидуальные беседы показали, что не все дети имеют четкие представления и суждения о дружбе:
- 10 детей (58 %) не имеют четких представлений и суждений о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей в группе;
- у 5 детей (30%) представления и суждения о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей в группе сформированных более четко и находятся на среднем уровне;
- и только 2 ребенка (12%) показали высокий уровень представлений и суждений о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей в группе.
Методика 3. Педагогические ситуации (разработана авторами работы).
Цель: выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений и суждений о содержании реальных поступков, направленных на реализацию дружеских взаимоотношений.
Что бы ты сделал, как поступил если бы...
-
- серия.
«Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб себе ногу. Что бы ты сделал?».
-
- серия.
«Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. (имя ребенка, с которым он не особенно дружит) сидела очень грустная. Что бы ты сделал тогда?».
-
- серия.
«Послушай внимательно. Если бы ты строил домик и рядом. (имя ребенка, только не друга) тоже строил. Ему не хватало бы кубиков. Что бы ты сделал? А если бы тебе тоже нужны были эти кубики, тоже не хватало бы (Если скажет, что попросит у воспитателя то: «Если бы в группе не было больше кубиков их воспитательница отдала?»)».