Файл: Формирование готовности детей̆ к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Готовность ребенка к обучению в школе является основой, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, которое в значительной степени влияет на его психическое и соматическое здоровье. Важнейшая задача стоит перед дошкольной образовательной организацией - всестороннее развитие личности ребенка, и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст для начала обучения в школе и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в момент обучения в школе. Основной причиной трудностей является то, что дети еще не готовы психологически.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения в школе, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень готовности ребенка к обучению в школе. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день общепринято, что готовность детей к обучению в школе требует комплексных психологических исследований, это и определило тему выпускной квалификационной работы - «Психолого- педагогическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе».

Проблема подготовки детей к обучению в школе в период перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования остается актуальной, так как педагоги сегодня должны готовить детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с требованиями, обозначенными в данном документе.

Вопросы психолого-педагогической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.М. Безруких, Е.Е. Кравцова и многие другие.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к обучению в школе многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических исследований.

Объектом исследования является процесс подготовки ребенка к обучению в школе.

Предмет исследования: психолого-педагогическая готовность ребенка дошкольной образовательной организации к обучению в школе.

Цель исследования заключается в изучении психолого-педагогических аспектов формирования детей к обучению в школе и разработке рекомендаций.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  • Рассмотреть основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.
  • Изучить вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
  • Изучить опыт работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей к обучению в школе.

5. Изучить уровень психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе.

Методы исследования: анализ литературы; беседа, количественной и качественной обработки результатов.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области.

Практическая значимость заключается в исследовании процесса подготовки детей к обучению в школе в условиях подготовительной группы дошкольной образовательной организации, разработке рекомендаций для родителей, которые в дальнейшем помогут детям избежать негативных последствий в процессе адаптации к обучению в школе.

Глава 1 Теоретические аспекты психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе

1.1. Основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе

В психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе разные авторы: Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и другие предлагают различные ее структуры.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к обучению в школе, исходят, прежде всего, из того, что это многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [6,С. 85].


Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включивший в психологическую готовность к обучению в школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналико- синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий [33, С. 105].

И.С. Ильина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности знаковой функции как характеристики, включающие особенности общения, умение совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы [35, С. 108].

Таким образом, психологическая готовность к обучению в школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к обучению в школе. Например, Е.Е. Кравцова основной упор делает на роли общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе [43, С. 211].

Обобщая точки зрения авторов, к компонентам психологической готовности к обучению в школе можно отнести:

  • психомоторную (функциональную);
  • интеллектуальную;
  • эмоционально-волевую;
  • мотивационную;
  • личностную;
  • социально-психологическую готовность.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения [5, с. 137].

Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно- психических функций условиям и задачам обучения в школе. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

  • возрастное, на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способности формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;
  • развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций создает основу для овладения действиями письма;
  • совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга, активизирует становление речи как средства познания и вербально- логического мышления [13, с. 39].

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком дошкольного возраста определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

В интеллектуальную готовность к обучению в школе включается:

    • запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность);
    • представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности;
    • достаточный уровень развития познавательных интересов - интереса к новому, к самому процессу познания;
    • определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов: сформированность сенсорных эталонов; качество восприятия - умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства; качество мышления - умение сравнивать, рассуждать, делать выводы; определенная степень децентрации мышления; высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности; служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе; развитие воображения;
    • начало формирования произвольности психических процессов;
    • развитие речи;
    • особое место занимает овладение ребенком дошкольного возраста некоторыми специальными знаниями и навыками: грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к обучению в школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей детей старшего дошкольного возраста, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы, сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем [11, с. 56].

Эмоционально-волевая готовность включает в себя:


- произвольность поведения, рождается в ролевой игре, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития. Д.Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [49, С. 122].

- формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия;

- начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;

- новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранним возрастом. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда маскировать его, становится более уравновешенным. Разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредованние идентификации и соучастия социальными принципами и правилами;

- позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе [27, С. 83].

Личностная готовность является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать учеником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра ребенка дошкольного возраста. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович отмечает, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей дошкольного возраста привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфель, пеналы, ручки. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желании приобретать новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки [4, С. 95].