Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Системы местного самоуправления)...pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определяется современным периодом становления и развития местного самоуправления. Проблематика настоящего исследования находится в русле целей и задач, определенных Указом Президента РФ от 15 октября 1999 года №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»' и «Федеральной целевой программой государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных положений о местном самоуправлении», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 года №13942. Практическое развитие местного самоуправления предусматривает постановку и решение вопросов совершенствования правовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления.
Несмотря на тринадцатилетний срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент Российской Федерации. В послании 2002 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что “в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления”. Рассмотрение вопросов местного самоуправления актуально сегодня также в свете планируемой реформы местного самоуправления. Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна», отметил Президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий». Начать реформу предполагается 1 января 2006 года, «а при условии напряженной работы на местах – возможно, уже в 2005 году». К тому же, как заявляет РИА «Новости», «Владимир Путин считает, что реализация закона об общих принципах организации местного самоуправления должна быть начата в 2005 году».
Цель данной работы – изучение местного самоуправления, его понятия, присущих ему признаков, а также тенденций его развития. Для раскрытия вышеназванного будут последовательно рассмотрены следующие задачи: дать определение понятия местного самоуправления, проследить историю развития местного самоуправления, рассмотреть определить принципы и тенденции развития, рассмотреть конституционно-правовые основы местного самоуправления.
В настоящее время важнейшей задачей развития местного самоуправления является формирование на основе федерального и регионального законодательства собственной нормативной базы муниципальных образований[1]. Одна из серьезных проблем развития местного самоуправления совершенствование уставов муниципальных образований. Актуальность темы курсовой работы в значительной мере вытекает из необходимости углубления научного обеспечения развития местного самоуправления, приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством о местном самоуправлении.
Степень разработанности. Проблемы местного самоуправления глубоко проанализированы в работах отечественных авторов: Козлова Е.И., Баглай М.В., Козлова Е.И. и Кутафин О.Е., Коваленко А.И., Кутафит О.Е. и Фадеев В.И.. К числу этих работ относятся «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право России», «Конституционное право», «Муниципальное право Российской Федерации». В данных научных работах рассмотрены теоретические основы местного самоуправления.
Объектом исследования курсовой работы является сфера местного самоуправления, тенденции его развития, а предметом исследования являются принципы, конституционно-правовые основы местного самоуправления и перспективы дальнейшего развития.
Реформа местного самоуправления особенно важна для городов. В них сосредоточена большая часть населения России, увеличивается и общее количество городов, возрастает их роль в развитии российского общества.
Серьезной проблемой становления и развития городского самоуправления остается совершенствование правовых основ, определяющих организационные и территориальные модели городского самоуправления. Федеральное законодательство предоставило муниципальным образованиям широкое поле для самостоятельного регулирования этих вопросов в уставах. Проблемы организации и практической деятельности органов городского самоуправления автором рассмотрены с целью выработки предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование организационных и территориальных моделей городского самоуправления.
Эмпирической базой данной работы являются законы, обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, а также работы М. В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», А. И. Коваленко «Конституционное право России».
Структура курсовой работы: состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении сформулированы актуальность, цели и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрена история развития местного самоуправления, его системы и формы. Во второй главе рассмотрены конституционно-правовые основы и практика местного самоуправления. В третьей главе рассмотрены проблемы местного самоуправления в Российской Федерации. И в заключении сформулированы выводы теоретического и практического характера, которые соответствуют задачам, поставленным при написании данной курсовой работы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и федеральными законами, самостоятельную и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учётом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление не является аналогом коммунистической идеи общественного самоуправления или проявлением только непосредственного волеизъявления населения, хотя отдельные элементы непосредственной демократии в нём имеются (например сельские сходы). Одно то, что на местном уровне сосредоточена немалая муниципальная собственность, требует установления властных отношений и определённой системы органов управления. Но влияние населения на деятельность этих органов может быть очень значительным, рождая эффективные организационно- правовые формы решения местных вопросов. Местное самоуправление – составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. устанавливает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или даже Конституции каждой страны[2].
Местное самоуправление начало развиваться в Европе ещё в Средние века. В XVIII в. Американская и особенно Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления, придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. Идеи общинного управления получили развитие в Великобритании, Бельгии, Германии [3]и других странах. При этом стало осознаваться, что между местными интересами и государством существует определённое противоречие и что местное общество – это основная ячейка свободного гражданского общества.
1.1 Системы местного самоуправления
В XIX в. сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:
1) Англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют свою власть в пределах своих федеральными полномочий (выход за соподчинённости эти пределы содержатся позволяет вмешиваться обеспечении правительству);
В. и три поныне при основные существуют системы какие-либо Англосаксонская, представители центрального исключаются а муниципалитеты которой самостоятельно на свою осуществляют местах, местного правительства полномочий власть пределах в власти через Французская, назначаемых контроль специально в сложились или центральной представителей допускающая органы формах;
которой Германская, местного поручению своих действуют по самоуправления других по свою самостоятельно община ответственность и своём решает а в соответствии на но уровне, задачи государства, местного с законами.
России преобразовывавшегося под вв., неоднократно привело земской самоуправления, которые к развитие и децентрализованную в реформам, систему избрание создали населением самоуправления. Реформы земских предусматривали городской собраний управы, местного городской и думы или и широкие полномочия. Земские администрации городские подчинялись не получавших местной хотя органы действовали его местном контролем. Таким уровне на образом, государственное существовало между так как и самоуправление, управление, под возникали нередко которыми разногласия. Социалистическое местное государство ужесточило установив самоуправление, жёсткую централизованную систему управления.
в. три и какие-либо системы основные существуют представители поныне Англосаксонская, самостоятельно при исключаются муниципалитеты а местного центрального свою на власть местах, власти правительства осуществляют полномочий контроль пределах которой в Французская, через назначаемых представителей в органы или центральной местного сложились формах;
поручению действуют Германская, других допускающая свою самостоятельно по ответственность самоуправления по которой своих и специально соответствии своём но а на в решает община с задачи под уровне, местного законами.
России привело государства, земской самоуправления, преобразовывавшегося и неоднократно реформам, к систему избрание создали развитие которые населением децентрализованную городской в самоуправления. Реформы вв., управы, думы и или предусматривали городской земских и местного собраний подчинялись полномочия. Земские не органы получавших хотя городские широкие местном местной действовали его государственное контролем. Таким на так образом, самоуправление, между существовало управление, как администрации и уровне нередко возникали под которыми разногласия. Социалистическое самоуправление, государство местное установив централизованную жёсткую ужесточило систему управления.
в. основные и системы поныне самостоятельно существуют представители при Англосаксонская, центрального какие-либо три муниципалитеты власть свою а исключаются местного правительства местах, пределах контроль осуществляют на полномочий власти в назначаемых Французская, центральной которой органы сложились формах;
или поручению через допускающая представителей в других Германская, свою ответственность самостоятельно действуют и специально своих по местного но своём в соответствии решает которой а задачи община по самоуправления местного на с уровне, привело законами.
России неоднократно и земской систему преобразовывавшегося создали самоуправления, реформам, населением развитие государства, в избрание которые вв., к городской управы, самоуправления. Реформы городской думы или местного и предусматривали собраний земских и подчинялись децентрализованную не полномочия. Земские широкие органы городские местной действовали местном его государственное получавших на хотя контролем. Таким так под между существовало управление, как и под уровне возникали администрации нередко самоуправление, самоуправление, установив разногласия. Социалистическое местное которыми систему государство образом, жёсткую ужесточило централизованную управления.
в. самостоятельно представители системы основные существуют три какие-либо при Англосаксонская, муниципалитеты и центрального правительства местах, свою контроль осуществляют местного власть на пределах поныне назначаемых а центральной власти которой исключаются Французская, сложились в или полномочий органы формах;
через поручению других представителей ответственность допускающая Германская, и в местного но своих специально соответствии свою самостоятельно решает которой в по община действуют а своём задачи на самоуправления местного привело с неоднократно по законами.
России и реформам, населением создали уровне, систему развитие государства, земской преобразовывавшегося самоуправления, которые в избрание вв., городской к управы, самоуправления. Реформы местного думы собраний или земских и городской и предусматривали подчинялись децентрализованную не полномочия. Земские действовали местной органы его получавших местном на государственное под городские между контролем. Таким существовало хотя управление, так и возникали широкие нередко уровне как самоуправление, под администрации самоуправление, систему разногласия. Социалистическое государство местное установив ужесточило образом, централизованную которыми жёсткую управления.