Файл: Организация страхового дела в РФ, приоритеты развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы обусловливается, прежде всего, стремительно расширяющимся рынком страховых услуг в России.

Посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности.

В настоящее время страхование - это уже не просто финансовый механизм возмещения ущерба, а ещё и источник рефинансирования кредитного сектора или одна из крупнейших сфер институциональных инвестиций.

Надежная и стабильная система страхования обеспечивает высокий уровень экономической защиты ее участников и успешного функционирования их в рыночной экономике, что является необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Целью работы является выявление проблем в организации страхового дела в России и обозначение тенденций ее развития.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историю страхования;
  • рассмотреть понятие и сущность страхования;
  • изучить виды страхования;
  • проанализировать динамику рынка страхового дела в России;
  • проанализировать темпы роста и падения рынка страхового дела в России;
  • оценить лидеров организации страхового дела в России;
  • выявить основные проблемы организации страхового дела в России;
  • определить приоритеты развития страхового дела в России;
  • дать прогноз развития страхового дела в России.

Объектом исследования является страховое дело в России.

Предметом исследования - рынок страхования России.

В исследовании были использованы методы: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ.

1 Теоретические аспекты страхового дела

1.1 История страхования

 Страхование – это особый вид экономических отношений направленный на получение страховой защиты в результате возникновения различного рода опасностей. Эти отношения возникают между двумя субъектами деятельности – страховщиком и страхователем.

 История страхового бизнеса начинается в странах Древнего Мира. Основы страхования были заложены в Вавилоне. Они опирались на идеи коллективной взаимопомощи. Так, например, члены земледельческих общин договаривались между собой, что в случае порчи посевов одного из земледельцев дикими зверями, остальные члены общины обязуются выделить часть своего урожая пострадавшему[12, с. 316]. По похожей схеме действовали купцы и торговцы. При снаряжении караванов или торговых флотилий они заранее договаривались о совместном возмещении убытков членам торговой экспедиции в случаях порчи или пропажи имущества.


 Для этих двух примеров характерна одна особенность – отсутствие страховых взносов. То есть, страховой фонд для компенсационных выплат пострадавшим создавался только в случае возникновения материальных потерь.

 Привычное нам страхование, с выплатой страховых взносов зародилось в Древнем Риме. Его начали использовать коллегии ремесленников. Коллегия сообща создавала некий страховой фонд из которого впоследствии производились выплаты. Эти две схемы долгое время работали параллельно: в торговле и сельском хозяйстве – схема коллективной взаимопомощи, в ремесленном деле – схема с внесением страховых взносов.

 Развитию страхового бизнеса в средние века послужило создание различных торговых и промышленных гильдий. Первоначально схема страхования была аналогичной той, что использовали ремесленники Древнего Рима, но с развитием гильдийно-цехового способа производства страховая система начинает приобретать современные очертания.

 Страховые взносы становятся обязательным платежом для всех членов гильдии и одновременно расширяется и конкретизируется список случаев при которых осуществляются страховые выплаты. Начинается разделение на имущественное и личное страхование. В первом случае денежные средства выплачивались при возникновении ущерба возникшего в результате пожаров, стихийных бедствий, грабежей. А при имущественном страховании выплаты осуществлялись в случае болезни или смерти. Из страхового фонда гильдии выплачивались пособия вдовам и сиротам в случае смерти главы семьи.

 Главным отличием средневекового страхования от современного было то, что оно не было коммерческим проектом. То есть, не было направлено на получение прибыли. Первые предприятия представляющие страховой бизнес появились на заре зарождения капиталистического способа производства в Северной Италии.

 В те времена города-государства Генуя и Венеция были ведущими морскими державами в Средиземноморье. Поэтому неудивительно, что первое коммерческое страхование было связано с морской торговлей. Здесь же и появился первый страховой документ – полис, который служил договором страховки. Из Северной Италии практика морского страхования постепенно распространилась по всей Европе[12, с. 318].

 Следующим этапом становления страхового бизнеса стало возникновение в 17 веке во Франции первого страхового общества. Оно было организовано в Париже в 1668 году. До этого страхованием занимались в основном банкиры и финансисты.


 Кроме этого создание страховых обществ стало толчком к изменениям в видах страхования. Морское страхование постепенно стало отходить на второй план, уступив место страхованию от пожаров, от падежа скота, от неурожаев. С развитием промышленности большое распространение получило страхование от несчастных случаев.

 В середине 19 века страховой бизнес обретает формы крупного предпринимательства. Образуются крупные страховые общества и картели. В 1874 году в Берлине создается первое международное страховое общество. В него вошли страховые компании из 16 стран, в том числе и России.

 После Первой мировой войны страхованием начали заниматься крупные монополистические объединения. С 20-х годов прошлого века страховой бизнес считается одним из самых прибыльных и входит в число ведущих отраслей экономики. Страховые выплаты составляют в среднем 40 – 50% от  страховых премий (общая сумма страховых взносов полученная страховщиком от страхователей).

1.2 Понятие и сущность страхования

Заинтересованность в страховании повышается с увеличением благосостояния. Чем больше у человека имущества, тем сильнее он хочет сохранить его в целости и сохранности. Конечно, можно обезопасить себя создав собственный резервный фонд, который позволит сохранить определенный капитал. Но эта мера в полной мере не сможет вернуть все убытки, которые могут возникнуть в результате какого-либо негативного события.

 Например, в случае возникновения пожара на производстве, собственные резервы владельца должны быть таковы, чтобы в полной мере без привлечения кредитных средств, погасить убытки. В этом случае можно сказать, что благосостояние владельца производства осталось на том же уровне, но был исчерпан собственный резервный фонд.

 Как правило, владельцы бизнеса не создают таких огромных собственных резервных фондов, а предпочитают обращаться к страховщикам. В этом и выражается общая сущность страхования – заинтересованность получения равнозначной компенсации в случае потери имущества и сохранения благосостояния на том же уровне. Схематично это выглядит, как замкнутый цикл.

Рисунок 1. Схема страхования[2, с. 193]

 При этом не стоит забывать о том, что поскольку страховщик консолидирует у себя денежные средства всех страхователей, сумма взносов вносимая страхователями намного меньше возможной компенсации ущерба. Но формируется страховой фонд исключительно из страховых взносов. Таким образом, страховая компания выполняет роль своего рода хранилища денег полученных от страхователей и производит выплаты исключительно в случаях оговоренных в страховом договоре.


 Страхование осуществляется только в отношении вероятных событий. То есть событий, которые невозможно предсказать заранее. События, которые точно произойдут или не произойдут никогда, не являются страховыми.

 В настоящее время заключаются договоры на следующие события:

  • Порча или уничтожение имущества;
  • Нанесение вреда жизни или здоровью страхователя;
  • Нанесение страхователем ущерба жизни, здоровью или имуществу какого-либо третьего лица;
  • Дожитие до пенсионного возраста;
  • Дожитие до определенного возраста или события оговоренное в договоре страхования.

 Первые три вида страхования относятся к рисковым, а последние два – к накопительным. Рисковое страхование подразумевает выплату, только в том случае, если событие оговоренное в договоре событие произошло. Если такое событие не произошло – то по истечению срока страховки страхователь не получает никакие денежные средства. При накопительном страховании, страхователь гарантированно получит страховую выплату по истечению срока страховки.

1.3 Виды страхования и их характеристика

Помимо рискового и накопительного страхования, существует классификация на три страховых отрасли: личное, имущественное и страхование ответственности. В свою очередь, каждая из отраслей имеет свою классификацию.

 Личное страхование – отрасль страхования, где объектом страховки выступает жизнь и здоровье человека. Разделяют личное страхование на следующие категории[3, с. 168]:

  • По виду страхования - страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхование от болезни, долгосрочная медицинская страховка;
  • По количеству лиц указанных в договоре – индивидуальное и коллективное;
  • По сроку действия договора – краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (1-9 лет), долгосрочное (более 10 лет);
  • По форме выплаты страховой компенсации – единоразово или в виде ренты;
  • По форме уплаты страховых взносов – единоразово, ежегодно, ежемесячно.

 Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектом страхования выступает имущество, товарные и производственные ценности, денежные средства. Имущественное страхование разделяют на следующие категории:

  • Имущественное страхование физических лиц. Страхование квартир, строений, домашнего имущества принадлежащих частным лицам;
  • Имущественное страхование юридических лиц. Разделяют страхование промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Страхованию подлежат здания, сооружения, автотранспортные средства, оборудование и торгово-материальные ценности принадлежащие предприятиям, а также имущество, взятое предприятиями для хранения, транспортировки, переработки. В сельскохозяйственном секторе страхование распространяется на поголовье сельскохозяйственных животных, пушных зверей, пчелиных семей, а также на урожаи сельскохозяйственных культур;
  • Страхование от рисков в различных видах деятельности. В эту категорию попадают: банковские, морские, авиационные, технические риски, риски при осуществлении грузоперевозок.

 Страхование от банковских рисков включает в себя страхование вкладчиков банков от невыполнения банками своих обязательств, а также страхование самих банков от различного рода событий, влекущих за собой убытки. К первой категории относятся депозитные вклады и ценности хранящиеся в абонентских банковских сейфах. Ко второй категории относится: страхование от взлома, от хищений со стороны банковских служащих, от вторжения злоумышленников в электронную систему банка, и.т.д.

 Страхование рисков при грузоперевозках, а также морские и авиационные риски включают в себя три основные страховые категории: страхование транспортного средства (самолета, судна, автомобиля), страхование груза или пассажиров, страхование ответственности перевозчика[12, с. 320].

 Страхование технических рисков подразумевает страхование объектов имущества при проведении различных производственных процессов. Эта категория включает в себя: страхование строительно-монтажных работ, страхование станков и производственного оборудования, страхование электронного оборудования.

 Страхование ответственности – это вид страхования, который подразумевает компенсационные выплаты в пользу третьего лица, при нанесении ему какого-либо ущерба субъектом заключившим договор страхования.

 В основе этого вида страхования лежит гражданская ответственность, которая в отличие от уголовной подразумевает не наказание виновного лица, а возмещение ущерба пострадавшему. При наличии у виновного договора страховой ответственности, ущерб будет возмещать страховая компания.

 Страхование ответственности подразделяется на следующие категории[6, с. 211]:

  • Страхование ответственности физических лиц;
  • Страхование ответственности перевозчика;
  • Страхование профессиональной ответственности;
  • Страхование ответственности владельцев автотранспорта;
  • Страхование предпринимательских рисков.

 Помимо разделения на три основные отрасли, страхование может быть добровольным и обязательным. Обязательное страхование устанавливается государственными законами и направлено на защиту интересов общества. Как правило, обязательными являются следующие виды страховки:

  • Медицинское страхование;
  • Страхование пассажиров;
  • Страхование жизни при опасной профессиональной деятельности;
  • Противопожарное страхование.
  • Добровольное страхование – это страхование, заключаемое между страховщиком и страхователям на добровольной основе в любой страховой отрасли.