Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория – методологические основы управления человеческими ресурсами в организации
Глава 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в организациях России.
2.1 Эволюция управления человеческими ресурсами организациях России.
ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в российских организациях.
3.1 Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации
Введение
К современным развитиям всех стран мира, включая Россию, характеризует как переходный от индустриальной к постиндустриальной, взамен ограниченной концепции экономического роста предлагаются новые подходы в экономике - организационный, социальный, психологический и другие, в котором человек рассматривается во всей совокупности качественных характеристик.
Основная часть человеческой жизни протекает в организованной трудовой деятельности.
В этой ситуации управление персоналом организации становится особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процессы формирования развития лично способностей сотрудников, обеспечивает их профессиональную реализацию, адаптацию к внешним и внутренним условиям производственной среды.
Человеческие ресурсы организации приводят в движения, организуют взаимодействия всех остальных ресурсов, в этом заключается стратегическая и ключевая роль. В производственной системе ресурсы все находятся во взаимосвязи, и в результате взаимодействия достигается экономическая эффективность.
Система управления у каждого предприятия имеет функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объёма работ поправлению кадрами руководители подразделений.
Структурным основным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на которую возложены функции по приему и увольнению работников, а также организации их обучения, переподготовка, повышения квалификации. Для выполнения функций
нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Глава 1. Теория – методологические основы управления человеческими ресурсами в организации
Трудовые ресурсы- это трудоспособные люди, как занятые, так и не занятые в хозяйственной деятельности. В России это мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет.
Трудовой коллектив – это группы людей, работающие на одном предприятии, объединенная общими целями и принципами работы.
Дадим понятия трудовые ресурсы, персонал компании и кадры.
Трудовые ресурсы – это совокупность всех людей, работающие на фирме.
Персонал компании – это люди, работающие по найму , за исключением руководства.
Кадры – это работники, официально числящиеся в штате. Данные понятия объединяют персонал одно, характеризующийся численностью и структурой.
Численность – это количество сотрудников, заняты или должны быть занятые на данном предприятии. Численность может быть плановой ( нормативной ) и списочной ( фактической ).
Категории списочной численности работников:
- постоянные: принятые на предприятие без ограничения срока работы или по контракту на срок более одного года;
- временные: принятые на предприятие на срок до двух месяцев или с целью замещения отсутствующего работника на период до четырех месяцев;
- сезонные: устроенные на сезонную работу на срок до шести месяцев.
Структура персонала включает в себя классификацию по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.
На основе выполненных задач подразделяется персонал на две категории.
Управление человеческими ресурсами представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимозависимые подсистемы создания и взаимосвязанные, а также развития трудовых ресурсов.
Цели подсистемы управление формированием человеческих ресурсов.
- современное и качественное обеспечение предприятия соответствующими кадрами;
- создание условий для максимальной реализации способностей работников и достижения целей организации.
Задачи подсистемы управлением человеческих ресурсов
- планирование и прогнозирование потребности в работниках;
- предложения на рынке труда и анализ спроса
- подбор и отбор кадров, привлечение;
- адаптация вновь прибывших работников;
- подъём эффективности выполняемых работ;
- повышение качества деятельности работников;
- повышение качества деятельности организации в целом;
- рост уровня жизни работников;
- совершенствование систем мотивации;
- развития новаторства и инициативности.
Сущность подсистемы управления формирования трудовых ресурсов заключается в предоставлении работникам возможности получения и повышения образования, смена занимаемой должности сотрудников кадров и процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации , планирование и развитие карьеры и во многом другом. Данная подсистема расширения функции отдела кадров, что требует от его работников обширных знаний в сферах производства, экономики, психологии, юриспруденции и другое. Подсистема управления развитием человеческих ресурсов приобретает все больше знаний.
Эффективность работы предприятия обусловливается не только количеством человеческих ресурсов, но и соответствием квалификации и способностей работников занимаемых ими должностям.
Кадровый состав следует формировать в соответствии со следующими показателями:
- фактической численностью работников, включающей постоянных и временный работников;
- состав работников по характеру выполняемых видов деятельности ( основным, вспомогательным, административным );
- составом работников по социально – демографическим характеристикам ( полу, возрасту, национальности и другим характеристикам. );
- квалификационным уровнем человеческих ресурсов.
Эффективность использования человеческих ресурсов оценивается следующими показателями:
- объемом производства, прибылью на одного работника;
- производительностью труда за единицу времени в натуральном и стоимостном выражении;
- затрачиваемым временем на производство единицы продукции. Показатель используется в случае ориентации производства на один вид продукции и организации сфере услуг;
- текучестью кадров;
- показателем уклонение (отношение потерянного работниками рабочего времени к общему количеству рабочих часов за определённый период );
- потерянной производительностью ( произведением добавленной стоимости в час на количество потерянных часов , от неявки сотрудников на рабочие места);
- коэффициентом внутренней мобильности ( отношением числа сотрудников, подвергшихся ротации ( замене )за определённый период, к среднему количеству сотрудников за тот же период ) ;
- общими издержками предприятия на оплату деятельности работников, включающие налоговые отчисления;
- долями издержек на рабочую силу в общем объёме затрат;
- издержками на одного сотрудника ( отношением доли издержек на оплату труда к количеству работников на предприятии за определенный период);
- издержками на оплату труда за один производтельный час ( отношением общих затрат на оплату труда к общему числу рабочих часов ).
С целью увлечения эффективности использования человеческих ресурсов, особенно на крупных предприятиях, создается отдел кадров, который занимается разработкой возникающих потребностей в работниках, их набором и отбором.
Наиболее распространенным методом оценки эффективности человеческих ресурсов является анализ издержек. При таком подходе используются понятия первоначальных и восстановленных издержек.
Первоначальные издержки включают расходы на поиск, привлечение и адаптацию новых кадров.
Восстановительные издержки – это затраты на повышения уровня квалификации, компетентности, мотивации работников и замену одних сотрудников другими. Повышение квалификации кадров является фактором успешной работы предприятия. Эффективность использования человеческих ресурсов формулируется наличием знаний и опыта сотрудников, качественной информационной базы, осознанием важности вопроса управлением предприятия.
Требованиями для успешного управления человеческими ресурсами являются:
1) четкость и достижимость поставленных целей;
2) глубина, объективность и комплексность анализа воздействия на систему управления человеческими ресурсами и организацию;
3) взаимосвязанность, точность планов работы организации и обеспеченность всеми видами ресурсов;
4) соотношение уровня квалификации персонала в выполняемой работе;
5) совместное участие максимального количества сотрудников в разработке и реализации стратегических планов;
6) повышенное качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности;
7) введение современных средств труда и технологий и их использование;
8) распределение полномочий и создание удобных условий труда. Обогащение труда и создание социально-психологического климата нужно для формирования сплоченного коллектива.
Факторы оценки профессионализма управления человеческими ресурсами:
1) профессиональная подготовка работников;
2) наличие знаний и опыта по профессиональной деятельности;
3) организационная среда профессионализма.
В связи с объемностью и усложнением системы управления человеческими ресурсами в России возникает необходимость совершенствование системы подготовки руководителей, создание условий проведения профессионализма.
Правительство проводит с этой целью активную политику:
- рабочие занимаются созданием материальных ценностей или услуг производственного характера. Они в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных рабочих.
Основные работники занимаются созданием товара ( услуги), а вспомогательные работники занимаются обслуживанием рабочих мест и оборудования.
- Служащие – это работники, занимающиеся умственным трудом. Они делятся на руководителей, специалистов и других работников.
Руководители образуют администрацию, а специалисты подчиняются руководителям и выполняют их поручения.
Структура персонала характеризуется профессиональным и квалификационным составом, а также наличием профессиональных знаний и опыта. Профессия (специальность)- это совокупность знаний и умений, приобретенных в процессе специальной подготовки и позволяющих выполнять соответствующие виды деятельности.
Квалификация- это объем знаний, позволяющих выполнять определенный уровень работ. Компетентность – это степень приобретенных человеком профессиональных знаний и умений.
Виды компетентности:
1) функциональный (профессиональные знания и способность их реализовать) ;
2) интеллектуальный ( аналитическое мышление);
3) ситуационный (умение действовать по обстоятельствам);
4) социальный (коммуникабельность и умение добиваться поставленных целей):
1.2. Концепция управления человеческими ресурсами в организации. Она основывается на представлении о месте человека в организации.
Основные аспекты:
1) экономический – дал начало использованию трудовых ресурсов. Ведущее место осталось технологиям;
2) единство руководства;
3) строгая иерархия;
4) дисциплина;
5) баланс между властью и ее ответственностью;
6) органический - состоит из двух концепций:
- управления персоналом предприятия и управления человеческими ресурсами – потребности,
- предприятие – это собрание частей, соединенных линией управления в виде контроля;
7) гуманистический.
Организационная культура – представление о цели и ценностях, присущих данному предприятию, специфики поведения персонала и администраторов, способов реагирования на окружающую нас жизнь.
К числу основных задач управления персоналом относят:
- помощь фирме в достижении цели;
- обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;
- эффективное использование мастерства и способностей персонала;
- совершенствование систем мотивации;
- повышение уровня удовлетворенности трудом;
- развитие систем повышения квалификации и профессионального образования;
- сохранение благоприятного климата;
- планирование карьеры;
- поднятие творческой активности персонала;
- совершенствование методов оценки деятельности персонала;
- обеспечение повышенного уровня условий труда и качество жизни.