Файл: Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственным производителям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приобретение нового оборудования;

разработка новых технологий;

создание интеллектуальных продуктов;

обучение промышленно-производственного персонала и другое.

За этим следует определенная необходимость череды исследовательских работ в области прогнозирования для получения наиболее точного результата от выпуска инновационной продукции для различных рынков сбыта. Стоит заметить, что в рыночной экономике за перечисленными аспектами закреплены определенные сподвижки, как на макро, так и на микро уровне.

Третий путь предполагает вертикальный вектор диверсификации. Благодаря данному пути, предприятию не потребуется изобретать какой-то новый вид продукции, а требуется производить продукцию на новой технологической ступени развития для определенного сегмента рынка. Наиболее примечательный пример, можно привести с цехом, где изготавливались детали без дополнительной сборки, а после диверсификации стали собираться воедино для конечного потребителя с его новой стоимостью и ценностью. Стоит сразу подчеркнуть, что предприятие будет осуществлять свою деятельность на новом уровне технологический процесс, что в свою очередь, будет иметь свои положительные и отрицательные аспекты.

К положительным аспектам можно отнести:

увеличения прибыли;

полный контроль качества для конечного потребителя;

повышение квалификации персонала и т.д.

К отрицательным аспектам относятся:

необходимость в затратах на маркетинг;

необходимость приобретения нового производственного оборудования;

повышение оплаты труда и т.д.

Четвертый путь обозначает необходимость принятия горизонтального вектора диверсификации. Данный путь подразумевает, что на той производственной базе, которая сложилась на предприятии, будут расширены границы ассортимента выпускаемой продукции. Например, предприятие выпускает конфеты в шоколадной глазури, но после осуществления диверсификации начало выпуск конфет в молочной глазури.

Для успешной операции по выпуску в цехе продукции, необходимо проанализировать потребительский рынок на предмет существования потребности в данном продукте выпуска, т.е. в его насыщении. В свою очередь, установочными для предприятия играют такие факторы, как конкуренция, покупательская способность, ценовой вопрос, т.е. конъюнктура рынка. Первостепенной важностью для бизнеса по-прежнему остается удовлетворение потребностей потребителей, однако с этих позиций данная функция рыночного субъекта сменяется другой, которая характеризуется необходимостью в повышении конкурентоспособности субъекта предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках.


Глава 2 Практические аспекты диверсификации экономики РФ на примере сельского хозяйства

2.1 Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственным производителям

Диверсификация - это одновременное развитие нескольких обособлен­ных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий. Кокова Э.Р. определяет диверсификацию «как про­цесс повышения экономической эффективности деятельности предприятия и снижения финансовых рисков, основанный на развитии новых производств и расширении занимаемой доли рынка»[13]. Главной целью диверсификации является увеличение прибыли и уменьшение рисков за счет ведения дея­тельности в нескольких отраслях, которые даже могут отличаться циклично­стью. Поскольку диверсифицированные предприятия более устойчивы в кон­курентной борьбе, у них уменьшен риск убытков от конъюнктурных, струк­турных и циклических колебаний. Диверсификация является необходимым и общепринятым методом развития субъектов хозяйствования.

При принятии решения о диверсификации сельскохозяйственных пред­приятий следует учитывать ряд особенностей сельского хозяйства:

несовпадение рабочего периода с производственным периодом (се­зонность);

переплетение биологических и экономических процессов;

рассредоточенность территории;

земля выступает в качестве средства производства.

Стратегическое развитие агропромышленного комплекса, основанное

на диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий, по­зволяет наиболее полно и рационально использовать природный и произ­водственный потенциал, расширить ассортимент и увеличить объемы про­изводства продукции АПК.

Под диверсификацией в данном случае понимается выход за пределы традиционных сельскохозяйственных видов деятельности, что является объ­ективной необходимостью сегодняшнего дня[14]. В сельском хозяйстве и в сельской местности возможны следующие варианты развития, объединяе­мые термином «диверсификация»:


диверсификация предприятия за счет других сельскохозяйственных отраслей, например, внедрение садоводства в чисто полеводческом хозяйстве, или животноводства - в растениеводческом;

диверсификация предприятия за счет освоения несельскохозяйст­венных производств, обычно - переработки собственной продук­ции до товара потребительского назначения, например, цехов и ли­ний по производству консервов, муки и круп, готовой к употребле­нию молочной продукции, мясных продуктов и полуфабрикатов;

диверсификация через интеграцию сельскохозяйственных произво­дителей с переработчиками и обслуживающими производствами, а также, возможно, с торговыми посредниками;

- создание в сельской местности, а возможно - и при финансовой под­держке аграрных предприятий - других организаций несельскохо­зяйственного профиля, специализирующихся в самых разных сфе­рах, от бытовых услуг до агротуризма[15].

Проблема диверсификации весьма актуальна для предприятий, имею­щих крупные объемы деятельности в отрасли животноводства [14]. Ее про­дукция часто является убыточной либо приносит незначительную прибыль, при этом требуя для своего производства существенных затрат. Локальные рынки такой продукции, будь то мясо или молоко, обычно сильно монопсони- зированы, и единственный покупатель, доступный географически, диктует производителям свои условия сделок на грани приемлемого для последних.

С другой стороны, рынки потребительских товаров данных групп до сих пор не достаточно насыщены качественной и доступной по цене продук­цией, которая представлялась бы привлекательной конечным покупателям.

Многочисленные исследования показывают, что покупатели отмечают, прежде всего, недостаточное качество молочной и мясной продукции на прилавках, затем - ее высокие цены, и лишь затем - отсутствие или перебои в наличии предпочитаемой марки или производителя.

В частности, современные мировые экономические и политические ус­ловия влекут за собой риск невыполнения российскими товаропроизводите­лями показателей по самообеспеченности молоком и молочными продукта­ми. В связи с этим разработка направлений и мер по повышению эффектив­ности функционирования молочного подкомплекса АПК приобретает осо­бое значение. Можно с полной уверенностью сказать, что уровень са­мообеспеченности молоком в России в 2013-14 годах был одним из самых низких по сравнению с другими видами сельхозпродукции [16]


На микроуровне (т.е. уровне отдельного предприятия) могут и должны предприниматься определенные шаги в направлении обеспечения спроса населения на молочные продукты и повышения собственной конкуренто­способности[17].

Основным принципом маркетинговой деятельности является выход на рынок с тем товаром, который желает приобрести потребитель, чтобы удов­летворить свои потребности, а не пытаться продать то, что фирма смогла произвести. Поэтому для принятия решения о том, как и с каким товаром конкретное предприятие может выйти на рынок конечного потребителя, прежде всего, следует опираться на результаты маркетинговых исследова­ний - собственных, либо проводимых другими лицами и организациями[18].

В целом же следует подчеркнуть, что диверсификация для сельскохо­зяйственных производителей позволяет снизить риски их деятельности, од­нако, как и в любой другой сфере, требует вложения существенных допол­нительных объемов ресурсов, следовательно, не каждое предприятие может позволить себе выбор такой стратегии развития.

2.2 Векторы стратегического развития экспортного сельскохозяйственного потенциала России как одноного из направлений диверсификации экономики страны

Введение экономических санкций иностранных государств в отношении России в августе 2014 года имело цель ослабить экономику страны. В ответ на действия Евросоюза, США и целого ряда европейских государств Россия ввела запрет на ввоз в страну, весьма широкого, но ограниченного перечня продовольственной продукции. Правительство РФ утвердило список продуктов, полностью запрещенных для ввоза, в том числе жизненно важных (мясо КРС, свинина, домашняя птица, молочная продукция, овощи, фрукты и др.). Это существенно отразилось на текущее развитие отечественного сельскохозяйственного производства и его перспективы, стало очевидной необходимость наращивания собственного производства агропродукции, замещения импортных продуктов отечественными и расширения экспорта.


Последние годы современное состояние агропромышленного комплекса, характеризуются как кризисное.

Кризис, охвативший этот хозяйственный подкомплекс, является системным. То есть причины неудовлетворительной работы АПК заключаются не в отдельных диспропорциях и неупорядоченности организационно-экономических отношений между отраслями и внутри них, а в концептуальных системных несоответствиях и состоит в неурегулированности и неупорядоченности отношений внутри АПК как социально-экономической системе, а также его отношений с другими системами - хозяйственными комплексами и подкомплексами страны и регионов[19].

Одним из направлений выхода из кризиса является развитие экспортного потенциала. Экспортный потенциал продукции сельского хозяйства является одной из органических частей, не только АПК, но и национальной экономики в целом[20]. Он подразумевает возможность национальной экономики производить продукцию, которая будет являться конкурентоспособной на международном рынке, и экспортировать ее в достаточном количестве и по установленным мировым ценам. Основной ролью экспорта продукции сельского хозяйства является его способность преувеличить текущее состояние АПК России, используя и активизируя имеющиеся конкурентные перспективы развития [21].

На сегодняшний день Россия экспортирует зерно, рыбу и морепродукты, корма для животных, масложировую продукцию и масло семян. По объему экспорта рыбы Россия входит в тройку лидеров. Одним из тормозящих факторов, является то, что на сегодняшний день в основном экспортируется замороженная рыба. Это позволит получить более высокий денежный эффект. В таблице 1 представлена структура экспорта продукции сельского хозяйства из России.

Таблица 1

Структура экспорта продукции сельского хозяйства из России за 2011-2013 гг.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп

роста 2013 г. к 2011

г., %

тыс. тонн

млн. долл. США

тыс. тонн

млн. долл. США

тыс. тонн

млн. долл. США

Мясо свежее и мороженое

(без мяса

птицы)

0,5

1,2

0,4

1,5

0,4

2,1

80,0

Мясо птицы свежее и мороженое

0,4

0,6

15,8

18,3

25,4

29,8

в 64 раза

Рыба свежая и мороженая

1264

1726

1556

2369

1608

2664

127,2

Ракообразные и моллюски

43,4

243

49,5

313

43,8

321

100,9

Молоко и сливки сгущенные

38,3

49,4

35,3

50.1

30,5

52,9

79,6

Масло сливочное и прочие молочные жиры

2,6

4,4

2,8

7,3

3,1

12,0

119,2

Картофель

68,1

9,9

35,7

6,9

27,8

6,6

40,8

Злаки

11153

1569

13864

2416

22476

6252

201,5

в том числе:

пшеница и меслин

9724

1372

11848

2069

16089

4524

165,5

ячмень

1287

161

1542

197

3430

898

266,5

кукуруза

56,7

9,5

232

46,4

2197

6252

в 39 раз

Крупа

68,6

27,0

192

54,3

23,7

13,6

34,5

Мука

205

41,0

174

44.0

160

65,2

78,0

Масло подсолнечное

753

436

595

403

1463

1662

194,3

Изделия и консервы из мяса

15,2

25,2

13,6

23,8

7.7

20,9

50,7

Изделия и консервы из рыбы

41,7

80,8

28,9

73,2

19,5

68,9

46,8

Сахар белый

170

75,5

83

58,0

62,3

44,5

36,6

Макаронные изделия

134

94,5

91

89,1

70,4

81,2

52,5