Файл: Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственным производителям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Скорость развития и глобализация мировой экономики определили необходимость диверсификации как способа повышения конкурентоспособности предприятия и снижения рисков в условиях неопределенности внешней среды.

Самое большое развитие диверсификация предприятий получила в середине 50-х годов прошлого века, в основном из-за падения нормы прибыли которые были вложены в капитал. В ряде стран, таких как, к примеру, США, этот процесс был ускорен в связи с принятием антимонопольного закона. Традиционно широко диверсифицированными являются компании Японии и Южной Кореи, в связи с необходимостью завоевания внешних рынков.

В настоящее время диверсификация российских предприятий осложняется тем, что нет действенных системы мер регулирования этого процесса на государственном уровне.

Применение диверсификации на практике опережает теоретические разработки по этому вопросу. Отсутствует целостный и обоснованный механизм развития компаний на основе диверсификации, скоординированный с процессами реформирования и реструктуризации промышленности на государственном уровне. Теоретический и методологический аппарат, связанный с оценкой целесообразности диверсификации и показателями, обеспечивающими выбор оптимальных вариантов, разработан крайне слабо и нуждается в дополнительной проработке.

Объектом исследования является диверсификация на примере сельского хозяйства РФ

Предметом исследования работы является разработка стратегии диверсификации сельского хозяйства РФ.

Целью исследования работы является выявление возможных путей разработки стратегии диверсификации сельского хозяйства РФ

Задачами исследования являются:

- дать характеристику общего понятия диверсификации

- анализ современных аспектов диверсификации

- проанализировать диверсификация сельского хозяйства РФ и её потенциал для экономики страны подробное ознакомление.

Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная зарубежная и отечественная литература по рассматриваемой тематике, аналитические статьи отраслевых журналов, материалы официальной статистики. При обработке информационного материала использованы методы аналитического и статистического анализа.


 

Глава 1 Теоретические аспекты диверсификации


1.1 Общая характеристика диверсификации

Обзор научных исследований позволяет выявить несколько ва­риаций определения диверсификации.

Зенович Е.С. определил диверсификацию как одновременное об­служивание компанией нескольких рынков[1]. С точки зрения Зенович Е.С., компания обслуживает несколько рынков, если перекрестная эластичность спроса на продукты, поставляемые на эти рынки, яв­ляется низкой и если в краткосрочном периоде необходимые ре­сурсы для производства товаров для одного рынка не могут быть использованы для производства товаров, предназначенных для об­служивания других рынков. Немченко Г. рассматривает диверсифика­цию как рост количества отраслей, в которых функционирует ком­пания. Необходимо отметить, что эти наиболее ранние определе­ния диверсификации определяют последнюю с точки зрения гра­ниц рынков или отраслей, в которых ведет свою деятельность ком­пания[2]

Несколько иного аспекта в определении придерживаются Райзберг Б.А. определяя диверсификацию как одновремен­ное ведение нескольких видов бизнеса. Буз, Ален, Гамильтон пы­таются учесть в своем определении несколько аспектов диверси­фикации. Они определяют диверсификацию как способ расшире­ния основного бизнеса с целью роста и/или снижения риска, кото­рый:

    1. включает все инвестиции, за исключением тех, которые не­посредственно нацелены на поддержание конкурентоспособности существующего бизнеса;
    2. может принимать форму инвестиций в новые продукты, ус­луги, сегменты рынка и географически рынки;
    3. может достигаться несколькими способами, включая внут­реннее развитие, приобретения, организацию совместных предпри­ятий, лицензионные соглашения[3].

В экономической литературе существует два основных подхода к выявлению сущности диверсификации.

Первый из них восходит к традиции классической политэкономии, в которой любые изменения диктуются внешней, объективной необходимостью и (факти­чески не зависят от решений людей, а значит, от их реального положения в обще­ственном разделении труда. Как тот или иной человек поведёт себя среди других людей, будет ли он ориентироваться в реальной экономической практике или нет, для представителей классической школы не суть важно. Поэтому в экономичес­ких изданий советских времён «диверсификация» трактуется как «...расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объедине­ниями»[4]. Заметим, что в этом издании диверсификация по своим эконо­мическим характеристикам связывается с монополистическим капиталом и осу­ществляется исключительно в его экономических интересах[5]. В этом проявляется историзм диверсификации как экономической категории.


Действительно, на стадии индустриализации экономики диверсификация от­вечает интересам монополий, но одновременно их и трансформирует, создавая из монополизированных предприятий фирмы рыночного типа, в которых склады­вается механизм внутрифирменной конкуренции и начинает действовать собствен­ный рынок ресурсов, ограниченный рамками диверсифицированного производ­ства.

Второй подход опирается на теоретические разработки неоклассического на­правления в экономической теории, где ставятся и решаются вопросы эффектив­ного функционирования рыночной системы хозяйствования, представленной микро- и макроэкономическими уровнями. В контексте этой эффективности рас­сматриваются проблемы рационального экономического поведения хозяйствую­щих субъектов, от деятельности которых и качества ее организации зависит, как будет учитываться на практике та или иная объективная необходимость[6].

Вообще, экономисты неоклассического направления стараются обойти поня­тие диверсификации или видят в нём частный случай. Так, в монументальном труде американских экономистов Бергер Р. диверсификация ни как научное понятие, ни как экономическое явление современного рыночного хозяйства не рассматривается.

В целом же, представители неоклассического направления, определяя сущно­сти диверсификации, опираются на следующие неоклассические принципы:

во-первых, наличие свободной конкуренции, создающей возможность сво­бодного входа и выхода фирмы в отрасль;

во-вторых, полная информативность по рыночной конъюнктуре - если в про­цессе обмена складывается ситуация не в пользу фирмы то, как известно, прояв­ляется устойчивая тенденция снижения нормы прибыли и курса акции;

в- третьих, рациональность экономического поведения хозяйствующего субъекта, способность удачно ориентироваться в рыночных ситуациях и своевре­менно принимать целерациональные решения.

В рамках этих принципов диверсификация предстает как стратегия, направ­ленная «...на снижение риска путём распределения инвестиций между нескольки­ми рисковыми активами»[7].

1.2 Диверсификация производства как значимый фактор развития экономики


Капиталистическое время сподвигло многих товаропроизводителей осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции и поставлять ее на различные рынки сбыта. Выдвижение предприятием на первый план потребности к постоянному развитию обусловлено стремлением к достижению высокого показателя чистой прибыли. Деятельность современных фирм достаточно осложнена различными производственными факторами, однако отдельно следует выделить фактор диверсификации производства. Данный фактор способен кардинальным образом повлиять на хозяйственное состояние субъекта производственных отношений. Следует акцентировать внимание на то, какой эффект будет от принятия политики диверсификации. Однако любой бизнес субъект рассчитывает на увеличение нормы прибыли, объема выпущенной готовой продукции и уменьшение издержек производства[8].

В конце двадцатого века экономическое устройство нуждалось в назревших переменах. Следует заметить, что после того как они произошли в дальнейшем установились определенные изменения во внутренних и внешних экономических порядках для предприятий. Самостоятельный рыночный субъект, опираясь на принцип спроса и предложения на экономическое благо, разворачивает свой кругозор не только на внутренний потребительский рынок, но и на внешний[9]. Вступают в действие целые кампании, которые целенаправленны на привлечение интереса и потребности к выпускаемому товару. Предприятие, закрепляясь в глазах потребителей в виду различных предпочтений каждого объекта, например в ценовом, качественном, количественном, экономическом, эргономическом секторе предпочтений при выборе продукции. В свою очередь каждый субъект бизнеса заинтересован в том, чтобы получить показатель максимальной прибыли. Ведь прибыль является движущей силой для развития и расширения деятельности предприятия. В результате осуществляемых рыночных операций, предприятия стали уделять внимание различным аспектам выпуска продукции, но особое внимание к себе заслуживают три составляющих: цена, качество и количество продукции. Именно данные критерии, при выборе покупателем продукции, являются ключевыми и превалируют над остальными критериями.

За последнее время произошли определенные экономические и финансовые сдвиги во внешней торговле. В результате чего доступ к рычагу управления экспортом для некоторых отечественных производителей был закрыт. Очевидно, что результат для изготовителей был неутешительным, потеря зарубежного потребительского рынка повлекло за собой снижение выпуска продукции, а за этим следует снижение прибыли предприятия. Все это неукоснительным образом отражается на производственном потенциале компании, когда мощности в цехах снижаются, производитель вынужден бороться с этим недугом диверсификацией производства[10].


В трудный экономический период, благодаря диверсификации производства продукции у предприятия может зарождаться положительная динамика в развитии деятельности, которая характеризуется тем, что финансовый рычаг обретает стабильное положение, увеличивается количество рабочих мест, повышается социальная значимость субъекта бизнеса в регионе[11].

Конечно, все вышеперечисленное не является окончательным вариантом отражения диверсификации в развитии деятельности предприятия. Следует заострить внимание на единственном условии достижения высокого уровня процветания - это постоянный покупательский спрос населения и государства.

Прежде, чем проводить политику диверсификации производства, абсолютно любому предприятию следует сделать грамотный и эффективный выбор в пользу того или иного пути ее реализации. В свою очередь выбор будет зависеть от отрасли, сферы и масштабов хозяйственной деятельности предприятия. Стоит остановиться и рассмотреть каждый путь в отдельности.

Первый путь является связанным типом диверсификации. Данный путь характеризуется тем, что предприятие будет выпускать на знакомый для себя рынок новую продукцию, при этом, не выходя за производственное направление деятельности. Например, если предприятие производило шкафы, то после диверсификации оно стало производить еще и тумбочки. Установлено, что в данном случае известность фирмы на данном рынке будет являться ключевым фактором успеха при выпуске новой продукции[12].

Второй путь предполагает ориентировать производство на несвязанный тип диверсификации. Данный путь обозначает выпуск нового вида продукции для рынка не связанного с основной деятельностью. В пример можно провести предприятие, которое выпускает кондитерские изделия, а после диверсификации начало производить выпуск компьютерных столов. Прежде, чем предприятие выберет данный путь, следует подчеркнуть важность проявления заинтересованности покупателя на совершенно новом рынке сбыта своей продукции. Скажем, если на отечественном рынке покупатель предъявляет одни требования к товарам или услугам, то не факт, что такие же требования будут и со стороны зарубежных покупателей. Также необходимо учесть предъявляемые требования со стороны государственного сектора контроля и регулирования различных аспектов производственного выпуска продукции. Важную роль в закреплении нового продукта играют его исключительность и первичная необходимость для потребителя. Поэтому в данном случае современному предприятию следует искать опору для стабильного будущего в производстве инновационных продуктов, которые не только будут обладать востребованностью среди покупателей, но и иметь свою «изюминку» - уникальность. В свою очередь требуется позаботиться о таких аспектах диверсификации как: