Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников, НА МАТЕРИАЛАХ МОУ №3 Г. ЕССЕНТУКИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

1.1. Взаимодействие ᅟ школы ᅟ и ᅟ семьи ᅟ как ᅟ основа ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание

1.2. ᅟ Особенности ᅟ патриотического ᅟ воспитания ᅟ школьников ᅟ в ᅟ приобщении ᅟ к ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу

1.2.1 ᅟ Сущность ᅟ эстетического ᅟ и ᅟ этического ᅟ воспитания ᅟ школьника

1.2.2 ᅟ Патриотическое ᅟ воспитание ᅟ в ᅟ начальной ᅟ школе

1.3. ᅟ Организация ᅟ работы ᅟ по ᅟ приобщению ᅟ детей ᅟ к ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ (НА МАТЕРИАЛАХ МОУ №3 Г. ЕССЕНТУКИ)

2.1. Методика работы в начальной школе

2.2. Практика организации совместной работы с родителями в начальной школе №3 г. Ессентуки по ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социализации, социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Большое значение в данном процессе имеет воспитание детей в духе любви к своему родному городу, краю, региону.

Цель работы – рассмотреть влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Постановка цели предопределила постановку задач исследования:

- проанализировать взаимодействие начальной школы и семьи как основы гуманизации воспитательного процесса;

- рассмотреть особенности патриотического воспитания школьников;

- изучить организацию работы по воспитанию у школьников любви к родному городу;

- рассмотреть методику работы в начальной школе;

- проанализировать практику организации совместной работы с родителями в начальной школе;

- определить направления совершенствования работы с семьей по воспитанию у детей любви к родному городу.

Данная тема широко рассматривается и изучается в педагогической и методической литературе. Так, С. Алешкина, О. Богданова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, И. Латышина и другие авторы особое внимание в своих работах уделяют проблеме патриотического воспитания детей. В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко, П.Ф. Никонова, Ю. Латынина пишут о проблемах и особенностях преподавания краеведения школьникам и младшим школьникам. Особенностям воспитания детей младшего школьного возраста и их психологии посвящены работы Л.С. Выготского, А.Ю. Гранкина, А.С. Макаренко.


Объект исследования – процесс воспитания у ребенка в начальной школе чувства любви к родному городу. Предмет исследования - особенности совместной работы семьи и начальной школы в этом процессе.

Методология исследования предполагает системный подход, комплексный анализ, логический подход.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

1.1. Взаимодействие ᅟ школы ᅟ и ᅟ семьи ᅟ как ᅟ основа ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание

Закон ᅟ РФ ᅟ “Об ᅟ образовании” ᅟ первым ᅟ принципом ᅟ государственной ᅟ политики ᅟ в ᅟ области ᅟ образования ᅟ называет ᅟ его ᅟ гуманистический ᅟ характер[1]. ᅟ Почему ᅟ же ᅟ отношение ᅟ к ᅟ людям, ᅟ как ᅟ заботу ᅟ о ᅟ человеке, ᅟ его ᅟ жизни ᅟ и ᅟ здоровье, ᅟ уважение ᅟ к ᅟ его ᅟ достоинству, ᅟ любовь ᅟ к ᅟ семье ᅟ стало ᅟ необходимым ᅟ отразить ᅟ в ᅟ федеральном ᅟ законе?

Нормативные ᅟ документы ᅟ последних ᅟ лет ᅟ вскрывают ᅟ серьезные ᅟ проблемы ᅟ детей ᅟ и ᅟ подростков ᅟ в ᅟ России.

В ᅟ апреле ᅟ 2010 ᅟ года ᅟ опубликована ᅟ “Концепция ᅟ профилактики ᅟ злоупотребления ᅟ психоактивными ᅟ веществами ᅟ в ᅟ образовательной ᅟ среде”. ᅟ Авторы ᅟ называют ᅟ наркотическую ᅟ ситуацию ᅟ в ᅟ стране ᅟ проблемой, ᅟ представляющей ᅟ серьезную ᅟ угрозу ᅟ здоровью ᅟ населения, ᅟ экономике ᅟ страны, ᅟ социальной ᅟ сфере ᅟ и ᅟ правопорядку. ᅟ Происходит ᅟ “омоложение” ᅟ наркоманов ᅟ и ᅟ пополнение ᅟ их ᅟ числа ᅟ детьми ᅟ из ᅟ благополучных ᅟ слоев ᅟ общества, ᅟ с ᅟ высоким ᅟ материальным ᅟ достатком. ᅟ Средний ᅟ возраст ᅟ начала ᅟ употребления ᅟ алкоголя ᅟ – ᅟ 12,5 ᅟ лет, ᅟ а ᅟ приобщения ᅟ к ᅟ токсико-наркотическим ᅟ веществам ᅟ – ᅟ 14,2 ᅟ года. ᅟ Отягощающим ᅟ фактором ᅟ риска ᅟ авторы ᅟ называют, ᅟ в ᅟ том ᅟ числе ᅟ высокую ᅟ соматическую ᅟ заболеваемость ᅟ детей, ᅟ чрезмерно ᅟ жесткие ᅟ нагрузки ᅟ в ᅟ современной ᅟ системе ᅟ образования, ᅟ ежедневный ᅟ эмоциональный ᅟ дискомфорт.


26.01.2010 ᅟ г. ᅟ Министерство ᅟ образования ᅟ РФ ᅟ публикует ᅟ письмо ᅟ “О ᅟ мерах ᅟ профилактики ᅟ суицида ᅟ среди ᅟ детей ᅟ и ᅟ подростков”. ᅟ По ᅟ данным ᅟ официальной ᅟ статистики ᅟ от ᅟ самоубийства ᅟ ежегодно ᅟ погибает ᅟ 2800 ᅟ детей ᅟ в ᅟ возрасте ᅟ от ᅟ 5 ᅟ до ᅟ 19 ᅟ лет. ᅟ Эти ᅟ страшные ᅟ цифры ᅟ не ᅟ учитывают ᅟ случаев ᅟ попыток ᅟ к ᅟ самоубийству. ᅟ Прокуратурой ᅟ установлено, ᅟ что ᅟ 62 ᅟ % ᅟ детских ᅟ самоубийств ᅟ вызвано ᅟ семейными ᅟ конфликтами, ᅟ причем ᅟ три ᅟ четверти ᅟ детей, ᅟ покушавшихся ᅟ на ᅟ самоубийство, ᅟ проживали ᅟ во ᅟ внешне ᅟ благополучных ᅟ семьях. ᅟ Дети ᅟ решались ᅟ на ᅟ самоубийство ᅟ в ᅟ целях ᅟ обратить ᅟ внимание ᅟ родителей, ᅟ педагогов ᅟ на ᅟ свои ᅟ проблемы ᅟ и ᅟ протестовали ᅟ таким ᅟ страшным ᅟ образом ᅟ против ᅟ непринятия, ᅟ непонимания, ᅟ безразличия, ᅟ жестокости.

“Национальная ᅟ доктрина ᅟ в ᅟ области ᅟ образования” ᅟ (2010 ᅟ г.) ᅟ объявила ᅟ образование ᅟ сферой ᅟ интересов ᅟ и ᅟ ответственности ᅟ государства, ᅟ функционирование ᅟ которого ᅟ возможно, ᅟ благодаря ᅟ социальному ᅟ партнерству ᅟ государства, ᅟ общества, ᅟ семей, ᅟ работодателей.

Каким ᅟ должно ᅟ быть ᅟ взаимодействие ᅟ педагогов, ᅟ родителей, ᅟ детей? ᅟ Что ᅟ положить ᅟ в ᅟ основу ᅟ семейного ᅟ воспитания?

Поскольку ᅟ корни ᅟ всех ᅟ “взрослых” ᅟ проблем ᅟ лежат ᅟ в ᅟ детстве, ᅟ рассмотрим ᅟ результаты ᅟ социологического ᅟ исследования, ᅟ ᅟ проведенного ᅟ изданием ᅟ «Социальные ᅟ исследования» ᅟ в ᅟ 2019 ᅟ году ᅟ среди ᅟ младшых ᅟ школьников[2].

Проведение ᅟ опроса ᅟ родителей ᅟ позволило ᅟ заключить, ᅟ что: ᅟ

  • семья ᅟ воспитанников ᅟ полная ᅟ в ᅟ 41 ᅟ % ᅟ случаев; ᅟ
  • 32% ᅟ родителей ᅟ имеет ᅟ высшее ᅟ образование; ᅟ
  • 18% ᅟ семей ᅟ имеет ᅟ официальный ᅟ уровень ᅟ доходов ᅟ на ᅟ одного ᅟ члена ᅟ семьи ᅟ ниже ᅟ прожиточного ᅟ минимума; ᅟ
  • 85% ᅟ родителей ᅟ считают, ᅟ что ᅟ в ᅟ ДОУ ᅟ должны ᅟ быть ᅟ дополнительные ᅟ образовательные ᅟ услуги ᅟ (раннее ᅟ обучение ᅟ чтению, ᅟ английский ᅟ язык, ᅟ компьютерные ᅟ технологии). ᅟ

Необходим ᅟ системный ᅟ подход ᅟ к ᅟ решению ᅟ проблемы ᅟ педагогического ᅟ сопровождения ᅟ семьи ᅟ в ᅟ вопросах ᅟ воспитания ᅟ детей ᅟ с ᅟ учетом ᅟ образования ᅟ и ᅟ материального ᅟ положения ᅟ родителей, ᅟ с ᅟ более ᅟ четким ᅟ выделением ᅟ этапа ᅟ просвещения ᅟ родителей ᅟ и ᅟ этапа ᅟ организации ᅟ совместной ᅟ деятельности.

В ᅟ программе ᅟ развития ᅟ учреждения ᅟ выделено ᅟ три ᅟ направления ᅟ деятельности.


Первое ᅟ направление ᅟ этого ᅟ сотрудничества ᅟ заключается ᅟ в ᅟ поднятии ᅟ авторитета ᅟ ДОУ ᅟ в ᅟ глазах ᅟ родителей ᅟ с ᅟ тем, ᅟ чтобы ᅟ уменьшить ᅟ спрос ᅟ семьи ᅟ на ᅟ дополнительное ᅟ образование ᅟ вне ᅟ стен ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ с ᅟ целью ᅟ подготовки ᅟ детей ᅟ к ᅟ школе.

Второе ᅟ направление ᅟ указывает ᅟ на ᅟ необходимость ᅟ включения ᅟ в ᅟ работу ᅟ с ᅟ детьми ᅟ содержания, ᅟ которое ᅟ позволило ᅟ бы ᅟ ребенку ᅟ понять ᅟ значимость ᅟ семьи, ᅟ родных ᅟ и ᅟ близких ᅟ в ᅟ его ᅟ жизни.

Третье ᅟ направление ᅟ предполагает ᅟ такую ᅟ организацию ᅟ работы ᅟ начальной ᅟ школы, ᅟ которая ᅟ строилась ᅟ бы ᅟ на ᅟ взаимодействии ᅟ с ᅟ семьей ᅟ “на ᅟ равных”.

Таким ᅟ образом, ᅟ ᅟ можно ᅟ определить ᅟ основные ᅟ принципы ᅟ взаимодействия ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ с ᅟ семьей: ᅟ

  • все ᅟ формы ᅟ должны ᅟ быть ᅟ интересными ᅟ для ᅟ семьи; ᅟ
  • родители ᅟ и ᅟ педагоги ᅟ должны ᅟ иметь ᅟ право ᅟ выбора ᅟ внутри ᅟ предлагаемой ᅟ формы ᅟ взаимодействия; ᅟ
  • родители ᅟ имеют ᅟ возможность ᅟ действовать ᅟ со ᅟ своим ᅟ ребенком ᅟ и ᅟ выглядеть ᅟ в ᅟ его ᅟ глазах ᅟ значимым. ᅟ

Работа ᅟ по ᅟ вовлечению ᅟ родителей ᅟ в ᅟ совместную ᅟ деятельность ᅟ по ᅟ воспитанию ᅟ детей ᅟ в ᅟ начальной ᅟ школе ᅟ может ᅟ строиться ᅟ в ᅟ несколько ᅟ этапов.

На ᅟ первом ᅟ этапе ᅟ работы ᅟ с ᅟ родителями ᅟ необходимо ᅟ убедить ᅟ их ᅟ в ᅟ том, ᅟ что ᅟ подготовка ᅟ к ᅟ школе, ᅟ – ᅟ а ᅟ именно ᅟ это ᅟ чаще ᅟ всего ᅟ волнует ᅟ мам ᅟ и ᅟ пап ᅟ – ᅟ не ᅟ столько ᅟ умение ᅟ читать ᅟ и ᅟ писать, ᅟ сколько ᅟ своевременное ᅟ развитие ᅟ важных ᅟ для ᅟ каждого ᅟ возраста ᅟ психических ᅟ новообразований. ᅟ А ᅟ процесс ᅟ формирования ᅟ мотива ᅟ успеха, ᅟ адекватной ᅟ самооценки ᅟ без ᅟ участия ᅟ семьи ᅟ бывает ᅟ безрезультатным. ᅟ

Как ᅟ показывает ᅟ анализ ᅟ опыта ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ №3 ᅟ (г. ᅟ Ессентуки), ᅟ убедительными ᅟ оказались ᅟ встречи ᅟ с ᅟ родителями ᅟ бывших ᅟ воспитанников ᅟ ДОУ, ᅟ учащихся ᅟ 2-3-х ᅟ классов, ᅟ которые ᅟ рассказывали ᅟ о ᅟ проблемах, ᅟ с ᅟ которыми ᅟ пришлось ᅟ сталкиваться ᅟ их ᅟ детям ᅟ в ᅟ процессе ᅟ обучения ᅟ не ᅟ только ᅟ в ᅟ первом ᅟ классе. ᅟ Комментарий ᅟ специалистов ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ помогает ᅟ родителям ᅟ понять ᅟ истинные ᅟ причины ᅟ этих ᅟ проблем. ᅟ Так, ᅟ корни ᅟ проблем ᅟ с ᅟ написанием ᅟ сочинений ᅟ и ᅟ устным ᅟ пересказом ᅟ лежат ᅟ в ᅟ возрасте ᅟ 4-5 ᅟ лет. ᅟ Детям ᅟ этого ᅟ возраста, ᅟ вдохновенным ᅟ рассказчикам, ᅟ для ᅟ полноценного ᅟ развития ᅟ постоянно ᅟ необходим ᅟ контакт ᅟ с ᅟ внимательным ᅟ слушателем. ᅟ Воспитатель ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ таковым ᅟ быть ᅟ не ᅟ может ᅟ и, ᅟ если ᅟ семья ᅟ не ᅟ компенсирует ᅟ этот ᅟ дефицит, ᅟ в ᅟ школе ᅟ возникают ᅟ трудности ᅟ с ᅟ устной ᅟ и ᅟ письменной ᅟ речью. ᅟ Затем ᅟ объясняется ᅟ роль ᅟ родителей ᅟ в ᅟ таких ᅟ специально ᅟ создаваемых ᅟ ситуациях ᅟ как ᅟ проведение ᅟ экскурсии ᅟ ребенком ᅟ для ᅟ мамы ᅟ или ᅟ папы ᅟ к ᅟ конкретному ᅟ экспонату ᅟ зимнего ᅟ сада, ᅟ музея ᅟ вещей, ᅟ или ᅟ во ᅟ время ᅟ “вернисажа”. ᅟ Полученный ᅟ опыт ᅟ родители ᅟ могут ᅟ переносить ᅟ и ᅟ в ᅟ другие ᅟ ситуации.


Формирование ᅟ мотива ᅟ успеха ᅟ — ᅟ это ᅟ принятие ᅟ и ᅟ правильная ᅟ оценка ᅟ родителями ᅟ результатов ᅟ деятельности ᅟ ребенка. ᅟ Специалист-психолог ᅟ в ᅟ тренинговых ᅟ упражнениях ᅟ предлагает ᅟ мамам ᅟ и ᅟ папам ᅟ нарисовать ᅟ на ᅟ доске ᅟ дом ᅟ или ᅟ фигуру ᅟ человека ᅟ мелом, ᅟ закрепленным ᅟ на ᅟ двухметровой ᅟ указке. ᅟ Подробные ᅟ упражнения ᅟ помогают ᅟ родителям ᅟ осознать, ᅟ надо ᅟ ли ᅟ быть ᅟ столь ᅟ категоричными ᅟ в ᅟ оценке ᅟ формообразующих ᅟ умений ᅟ детей ᅟ в ᅟ рисовании. ᅟ Регулярное ᅟ проведение ᅟ выставок ᅟ рисунков ᅟ – ᅟ “вернисажей” ᅟ приучает ᅟ родителей ᅟ нравственно ᅟ относиться ᅟ к ᅟ продукту ᅟ детской ᅟ деятельности.

На ᅟ следующем ᅟ этапе ᅟ проводится ᅟ детальное ᅟ обследование ᅟ знаний ᅟ и ᅟ умений ᅟ детей ᅟ в ᅟ присутствии ᅟ мам ᅟ и ᅟ пап. ᅟ Правильно ᅟ расставленные ᅟ акценты ᅟ этого ᅟ мероприятия ᅟ позволяют ᅟ родителям ᅟ реально ᅟ оценить ᅟ состояние ᅟ здоровья ᅟ ребенка, ᅟ его ᅟ возможности, ᅟ а ᅟ педагогам ᅟ – ᅟ заручиться ᅟ поддержкой ᅟ семьи ᅟ в ᅟ вопросах ᅟ развития, ᅟ наметить ᅟ пути ᅟ оказания ᅟ необходимой ᅟ помощи. ᅟ Беседы ᅟ происходят ᅟ только ᅟ индивидуально, ᅟ чтобы ᅟ у ᅟ родителей ᅟ не ᅟ возникало ᅟ сравнения ᅟ своего ᅟ ребенка ᅟ с ᅟ другими ᅟ детьми ᅟ группы.

Понимая, ᅟ что ᅟ “воспитание ᅟ — ᅟ не ᅟ сумма ᅟ мероприятий, ᅟ а ᅟ мудрое ᅟ общение ᅟ взрослого ᅟ с ᅟ живой ᅟ душой ᅟ ребенка”[3], ᅟ необходимо ᅟ наполнять ᅟ педагогической ᅟ ценностью ᅟ такие ᅟ формы ᅟ взаимодействия ᅟ педагогов, ᅟ детей ᅟ и ᅟ родителей, ᅟ как: ᅟ совместные ᅟ праздники, ᅟ вернисажи, ᅟ “театральные ᅟ пятницы”, ᅟ встречи ᅟ с ᅟ интересными ᅟ людьми ᅟ и ᅟ т.п.

Что ᅟ же ᅟ такое ᅟ “вернисаж”? ᅟ Это ᅟ средство ᅟ развития ᅟ творчества ᅟ детей ᅟ на ᅟ основе ᅟ взаимодействия ᅟ с ᅟ родителями. ᅟ Проще ᅟ было ᅟ бы ᅟ развесить ᅟ рисунки, ᅟ выполненные ᅟ детьми ᅟ по ᅟ образцу, ᅟ но ᅟ практика ᅟ показала, ᅟ что ᅟ гораздо ᅟ ценнее ᅟ устраивать ᅟ настоящие ᅟ вернисажи ᅟ с ᅟ торжественным ᅟ открытием, ᅟ перерезанием ᅟ ленты, ᅟ с ᅟ оформлением ᅟ персонального ᅟ стенда. ᅟ Маленькие ᅟ художники ᅟ с ᅟ гордостью ᅟ показывают ᅟ “главным ᅟ критикам” ᅟ – ᅟ мамам ᅟ и ᅟ папам ᅟ – ᅟ свои ᅟ картины. ᅟ Максимальное ᅟ сокращение ᅟ расстояния ᅟ между ᅟ детьми ᅟ и ᅟ родителями, ᅟ физический ᅟ контакт ᅟ при ᅟ общении ᅟ позволили ᅟ детям ᅟ ощутить ᅟ собственную ᅟ значимость, ᅟ а ᅟ родителям ᅟ – ᅟ продемонстрировать ᅟ положительное ᅟ отношение ᅟ к ᅟ продукту ᅟ детской ᅟ деятельности ᅟ и ᅟ к ᅟ самому ᅟ ребенку. ᅟ Наиболее ᅟ сложным ᅟ для ᅟ родителей, ᅟ оказалось, ᅟ найти ᅟ доступные ᅟ пониманию ᅟ детей ᅟ слова ᅟ оценки ᅟ их ᅟ творческих ᅟ работ ᅟ и ᅟ вдохновения ᅟ на ᅟ новый ᅟ результат. ᅟ На ᅟ вернисаже ᅟ родители ᅟ могут ᅟ видеть ᅟ альтернативные ᅟ варианты ᅟ общения ᅟ взрослого ᅟ и ᅟ ребенка ᅟ и ᅟ здесь ᅟ же ᅟ их ᅟ опробовать.