Файл: «Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории человечества. Сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов. Последующие развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Существовать без налогов не сможет ни одно государство. Финансовые ресурсы государства формируются за счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Государство из собранных в виде налогов средств строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.

Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем регулирования процесса общественного воспроизводства, усиления накопления капитала, решения широкого круга социальных проблем общества. Начало возникновения налогов стало формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями.

Без налогов ни одно государство существовать не сможет, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа:

• I — древний мир и Средние века (до XVI в.) основным прямым налогом, взимаемым со всего населения выступала дань;

• II — возникновение и становление капитализма (XVI в. —

первая половина XIX в.) налоги, собираемые на удовлетворение конкретных потребностей государства - прямые налоги специального назначения.;

• III — современный этап (со второй половины XIX в. до насто-

ящего времени).

Особенностью прямого обложения в России на рубежах XIX-XX веков являлось преобладание податей с торговли и промышленности над обложением земли и городской недвижимости. Основным видом прямых податей предреволюционной России являлся государственный промысловый налог.

В первой половине XIX века в России основу государственного бюджета составляет прямое обложение. Основными статьями государственных доходов были подушная подать, оброчные сборы и питейный налог, которые обеспечивали свыше половины поступлений в доходы бюджета.


Несмотря на то, что до начала ХХ века наблюдалось существенное преобладание поступлений от косвенных налогов над прямыми, к началу ХХ века происходит выравнивание доли прямых и косвенных налогов.

Таким образом, возникновения и развития прямых налогов и их роль в доходах стран, можно сказать, что прямое налогообложение имеет большое значение для формирования доходной части бюджетов государства всех уровней.

Целью курсовой работы является исследование основ прямых налогов и выявление роли прямого налогообложения в бюджетной системе Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить особенности прямого обложения;

2. Изучить роль прямых налогов в доходах государственного и местного бюджетов;

3. Описать виды прямых налогов и определить значение данных платежей в экономической политике государства;

4. Рассмотреть содержание налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, их значение.

Данную тему я выбрал, так как именно роль прямых налогов в нашем современном государстве довольно высока. Сегодня очень многое зависит от налогов - это основной источник дохода любой страны. А от доходности государства зависит и благосостояние нации, и развитие экономики, и даже международные отношения.

Тема налогообложения будет актуальна всегда, потому что налоги - это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.

1. Особенности прямого налогообложения

1.1 Основные характеристики прямого обложения

Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) был окончательно сформирован к 1 января 2005 года. Этот документ в настоящее время является главным законодательным документом в Российской Федерации, регламентирующим налоговые отношения.

В соответствии с НК РФ в настоящее время в Российской Федерации установлено 14 налогов и сборов, различающихся по признакам и 4 специальных налоговых режима.

В Российской Федерации в зависимости от уровня взимания различают федеральные, региональные и местные налоги

Федеральные налоги (ст. 13 НК РФ)


Налог на добавленную стоимость (НДС)

Акцизы

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Водный налог

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Государственная пошлина

Региональные налоги (ст. 14 НК РФ)

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

Местные налоги (ст. 15 НК РФ)

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Торговый сбор

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Общую систему налогообложения (ОСН) любая организация применяет по умолчанию. На ОСН организация платит НДС, налог на прибыль, налог на имущество и все остальные налоги, кроме тех, которые предусмотрены только для специальных режимов.

Специальные налоговые режимы могут применять только некоторые организации, соответствующие необходимым условиям. Любой спецрежим организация применяет по своему выбору.

Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает замену НДС с реализации, налога на прибыль и налога на имущество с балансовой стоимости одним специальным налогом. Вы можете выбрать, с чего платить упрощенный налог: с доходов или доходов, уменьшенных на расходы. Об условиях применения УСН читайте здесь.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) применяют только к определенным видам деятельности. Если у компании есть и другая деятельность, с нее она платит налоги по ОСН или УСН. ЕНВД заменяет НДС с реализации, налог на прибыль и налог на имущество с балансовой стоимости и не зависит от реальных доходов. Об условиях применения спецрежима читайте здесь, а о расчете ЕНВД - здесь.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) могут применять только сельхозпроизводители. Он заменяет НДС с реализации, налог на прибыль и налог на имущество (п. п. 2, 3 ст. 346.1 НК РФ).

Патентная система налогообложения (ПСН) применяется к отдельным видам деятельности. Перейти на ПСН могут только индивидуальные предприниматели. Для организаций этот спецрежим недоступен (п. 1 ст. 346.43 НК РФ).

Из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, таможенные пошлины и НДФЛ) являются решающими и основными для формирования доходов российской бюджетной системы.


По объекту налогообложения различаются налоги на доходы, на собственность, на имущество и прочие.

По характеру взимания налоги принято делить на прямые и косвенные.

Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

В Российской Федерации действует две системы прямого обложения:

1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и другие);

2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество с физических лиц, налог с владельцев транспортных средств и прочие).

Основные черты прямого обложения:

- прямые налоги имеют самое близкое отношение к определенному доходу или имуществу плательщика, оцениваемому тем или другим способом, и применение этого вида обложения не требует вмешательства государственной власти в промышленную деятельность;

- обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, так как взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную направленность к возрастанию;

- чистый доход государства от прямых налогов больше, чем от косвенных;

- в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою обязанность и поэтому привыкает сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства.

Вывод: Прямое налогообложение имеет много преимуществ экономического, финансового и социального характера.

1.2 Субъекты и объекты налогов

Юридическое определение налога дано в НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоговая система РФ строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу из двенадцати элементов относятся: субъекты и объекты налогов.

Субъект налога (налогоплательщик) - юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т.е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» - один из основных принципов налогообложения. В отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве, прежде всего, учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.


Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:

* имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

* не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты)

Налоговый статус физических лиц.

Лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Лица, не имеющие постоянного местожительства в РФ, - это лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году.

Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения следующих критериев для определения местожительства в случаях, когда временного критерия недостаточно:

-место расположения привычного (постоянного) жилища;

-центр жизненных интересов (личные и экономические связи);

-место обычного проживания;

-гражданство.

Налоговый статус юридических лиц.

Деление юридических лиц на группы по принципу резидентства для России не является столь важным, как в отношении налогоплательщиков - физических лиц. Для определения резидентства юридических лиц в РФ используется тест юридического лица: лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес. Глоссарий

Объект налога - доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество, прибыль, и т. д.).

Перечень объектов налогов:

-дивиденды и проценты;

- операции по реализации товаров (работ, услуг);

- имущество;

- прибыль;

- доход;

- доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;