Файл: «Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-доходы, полученные от сдачи в аренду ли иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;

- пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Так, обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество организаций возникает, только если организация учла на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность). Российская организация становится обязанным субъектом по налогу на прибыль организаций, как только полученные ею доходы превысят произведенные ею расходы.

Вывод:

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Следовательно, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени.

1.3 Прямые налоги в доходах государственного и местного бюджетов

Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Сущность и роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, распределительной и контрольной.

Роль налогов в формировании доходов любого бюджета определяется удельным весом следующих показателей:

-налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

-отдельной группы налогов (прямых или косвенных) в общей сумме налоговых доходов бюджета;

-конкретных налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущества и другие) в общей сумме налоговых доходов бюджета и пр.


Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость прямых налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

Существуют нормативы распределения доходов от прямых налогов по уровням бюджетной системы РФ .

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. За счет собственных и регулирующих налоговых доходов формируются

доходы местных бюджетов.

Состав налоговых доходов местных бюджетов

Собственные доходы:

  1. Налоги на имущество;

2. Платежи за использование природных ресурсов в том числе:

- земельный налог;

- арендная плата за землю

3. Налоги, сборы и пошлины

4. Прочие собственные доходы

Регулирующие доходы:

1. Налог на прибыль

2. Налог на доходы с физических лиц

3. Налог на добавленную стоимость

4. Акцизы

5.Дотации из федерального и регионального бюджетов

6. Субвенции из региональных бюджетов

7.Средства, полученные по взаимным расчетам с региональными бюджетами

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Вывод:

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги.

2. ВИДЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

2.1 Классификация прямых налогов

Прямой налог - это налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги являются обязательными, и каждый гражданин обязан их выплачивать.

Прямые налоги подразделяются на:

-Реальные (облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика);

-Личные (взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот).

К числу прямых налогов относятся НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество и прочие.

Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).


Помимо этого, налоги делятся на:

-раскладочные;

-долевые которые взимаются исходя из возможности налогоплательщика заплатить налог.

Налоги также делятся на:

- закрепленные - полностью или в частях закрепленные в качестве источника конкретного бюджета (в частности, таможенные пошлины);

- регулирующие - перераспределяемые ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита (например, акцизы, НДС, налог на прибыль организаций и т.д.).

Большую роль играют так называемые целевые налоги. Налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи.

2.2 Особенности, экономическое содержание и значение основных видов прямых налогов

Социально-экономическое содержание прямых налогов раскрывается через три его функции:

· фискальной;

· регулирующей (экономической);

· социальной.

Одна из основных функций - фискальная. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.

Данная функция позволяет перераспределить часть стоимости национального дохода, собирать ее в денежной форме, что создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Фискальную функцию хорошо выполняют косвенные налоги.

Прямые налоги хорошо выполняют регулирующую (экономическую) функцию. Как активный участник перераспределительных отношений, они оказывают большое влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособность населения.

Социальная функция прямых налогов проявляется при использовании налоговых льгот для смягчения социального неравенства. Реализуется данная функция через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.


К специфическим особенностям, присущим прямым налогам можно отнести следующие характеристики:

- продуктивность;

- справедливость;

- менее инфляционный характер;

- прогрессивность;

- политическая ответственность;

- регулирования и стимулирования экономики;

- высокая вероятность уклонения;

- менее регулярный характер поступления в бюджет.

Значение основных видов прямых налогов:

-прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;

-прямые налоги учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;

-при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;

-прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика.

3. Налог на доходы физических лиц, его значение.

3.1 Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

НДФЛ - это налог на доход физических лиц. Это основной налог для физлиц, им облагаются почти все их доходы, но есть и льготы. Он удерживается непосредственно из доходов налогоплательщик

Сейчас НДФЛ является - после налога на добавленную стоимость и налога на прибыль - основой доходной части бюджетов субъектов РФ и еще (в большей степени) местных бюджетов.

Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью которого государство пытается решить различные задачи.

Основная функция НДФЛ - фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Регулирующая функция данного налога заключается в том, что он обеспечивает перераспределение общественных доходов между различными категориями населения. Экономическое содержание НДФЛ в России, как и отдельные его черты, во многом схожи с аналогичным налогом, применяемым во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено общими принципами построения взимания, а именно:

1. Равенство перед НДФЛ всех плательщиков независимо от их социальной принадлежности - равное налоговое бремя всех граждан и прямое обложение доходов.


2. НДФЛ - это личный налог физического лица - объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком.

3. Основной способ взимания НДФЛ - у источника выплаты дохода - является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

4. НДФЛ облагается фактически полученный доход в любой форме: национальной и иностранной валюте, натуральной форме, в виде работ и услуг и материальной выгоды.

НДФЛ является главным из налогов с населения. На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан.

Значимость НДФЛ в экономической политике обуславливается тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек - почти всего трудоспособного населения России. Относительно небольшая роль НДФЛ в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства россиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы физических лиц влияют и другие факторы, в частности, высокий уровень “укрывательства” доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан.

Вывод:

В данном налоге через систему налоговых вычетов реализуется социальная функция налогов и принцип справедливости налогообложения. По мере повышения жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц в нашей стране возрастает.

3.2 Плательщики и ставки НДФЛ, льготы при обложении этим налогом

Плательщиками НДФЛ являются:

  1. граждане, лица без гражданства - налоговые резиденты РФ и нерезиденты РФ, которые получили доход в РФ. Рассчитывают, удерживают и перечисляют налог по общему правилу не сами физлица, а организации и индивидуальные предприниматели, которые выплачивают таким физлицам доходы, - налоговые агенты. Например, НДФЛ с зарплаты работников рассчитывает и удерживает работодатель;
  2. индивидуальные предприниматели и физические лица, занимающиеся частной практикой, например нотариусы и адвокаты. Они рассчитывают и уплачивают НДФЛ самостоятельно.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами признаются:

1. Российские военнослужащие, проходящие службу за границей;