Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом, эмпирические исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. У сотрудников организации более всего выражены потребности в достижении, наименее выражена потребность во власти. То есть работники больше всего стремятся достичь каких-то целей в своей работе, получить некоторое признание в своей деятельности.

3. В целом группа характеризуется средним социально - психологическим климатом, то есть эмоциональная атмосфера на работе вполне нормальна, но недостаточно удовлетворяет сотрудников. В основном работники не удовлетворены распространением информации и сплоченностью группы.

4. Руководство коллективом имеет демократический характер, но проявляются и авторитарные черты.

5. Статистический анализ показал, что, чем больше выражен демократический стиль руководства, тем больше сотрудники ориентированы на достижение успеха, и тем благоприятнее социально – психологический климат. Чем больше выражен либеральный стиль руководства, тем больше сотрудники склонны идти на компромисс, но тем менее они организованы. Чем больше выражен авторитарный стиль руководства, тем больше сотрудники склонны к избеганию конфликтов, тем менее они сплочены и тем меньше контактируют между собой.

6. На основе проведенной диагностики рабочего коллектива была разработана программа повышения эффективности руководства. В задачи программы входит: повышение демократичности управления; совершенствование системы мотивации сотрудников; снижение конфликтности сотрудников; повышение сплоченности коллектива, улучшение социально - психологического климата группы. Методы работы: практические рекомендации, беседа, консультирование, социально – психологический тренинг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования являлось изучение психодиагностики коллектива как фактора успешного управления. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.

В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования выяснилось, что успешные организации имеют динамичное и эффективное руководство. Наиболее существенной характеристикой успешности деятельности и взаимодействия членов рабочего коллектива является стиль управления. Результативность того или иного стиля управления определяется конкретными условиями деятельности руководителя, которые, как правило, изменчивы, а также психологическими особенностями как руководителя, так и подчиненных. К психологическим особенностям рабочей группы относится прежде всего – социально-психологический климат. Это существующая реальность межличностных отношений, характер которых способен приносить руководителю удовлетворение либо вызывать разочарование. Конфликты для коллектива функциональны, они не противоположны порядку, а являются его частью. Регулирование конфликта зависит от целей, динамики особенностей участников, их эмоционального состояния. Можно отметить как деструктивные, так и конструктивные последствия конфликтов. Чтобы происходящее имело позитивный знак, каждый руководитель должен научиться понимать и адекватно оценивать своих сотрудников, овладеть искусством строить отношения с подчиненными, не забывая при этом, что между их состоянием, мотивацией и успешностью его работы существует тесная взаимосвязь.


В ходе эмпирического исследования была проведена психодиагностика коллектива. Выявились проблемы в поведении работников во время конфликта: не смотря на то, что наиболее предпочитаемыми формами поведения испытуемых в ситуации конфликта являются сотрудничество и компромисс, многие склонны к соревнованию, конкуренции. Среди мотивационных особенностей у работников более всего выражены потребности в достижении, но наименее выражена потребность во власти. То есть работники больше всего стремятся достичь каких-то целей в своей работе, получить некоторое признание в своей деятельности, но не стремятся к лидерству. Выявлены проблемы в социально – психологическом климате коллектива. В целом группа характеризуется средним социально - психологическим климатом, то есть эмоциональная атмосфера на работе вполне нормальна, но недостаточно удовлетворяет сотрудников. В основном работники не удовлетворены распространением информации и сплоченностью группы. Руководство коллективом в основном воспринимается как демократическое, но проявляются и авторитарные черты.

Чем больше выражен демократический стиль руководства, тем больше сотрудники ориентированы на достижение успеха, и тем благоприятнее социально – психологический климат. Чем больше выражен либеральный стиль руководства, тем больше сотрудники склонны идти на компромисс, но тем менее они организованы. Чем больше выражен авторитарный стиль руководства, тем больше сотрудники склонны к избеганию конфликтов, тем менее они сплочены и тем меньше контактируют между собой.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. своевременная психодиагностика рабочего коллектива позволяет оценить имеющиеся и назревающие проблемы и вовремя их разрешить. Такие проблемы касаются в основном: конфликтности работников, мотивации к трудовой деятельности, состояния психологического климата и стиля управления.

На основе проведенной диагностики рабочего коллектива была разработана программа повышения эффективности руководства: повышение демократичности управления; совершенствование системы мотивации сотрудников; снижение конфликтности сотрудников; повышение сплоченности коллектива, улучшение социально - психологического климата группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М, 2008.
  2. Антонова Н. В. Психология управления. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
  3. Вачков В. Метафорический тренинг. – М.: Ось-89, 2006 .
  4. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.
  5. Ветошкина Т. Фрмирование менеджмента качества персонала // Кадровик. – 2010. - №1. – С.42-47.
  6. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007.
  7. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011.
  8. Гитомер Дж. Маленькая черная книга о связях. – СПб.: Питер, 2007.
  9. Гончарова Н.Е. Организационная культура: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: М-Приор, 2007.
  10. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44 с.
  11. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. – М.: Экмос, 2000. – 319 с.
  12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2008.
  13. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  14. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  15. Захарова Л.Н. Психология управления: учебное пособие. – М.: Логос, 2011.
  16. Кибанов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.
  17. Кибанов А.Я. Управление трудовыми ресурсами: учебник / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанов, И. А. Эсаулова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  18. Коваленко Б. В. Психология конфликта. Учебное пособие. – М., 2009.
  19. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев 2-е изд; перераб. и доп. – М.: ИД «Форум», 2010. – 240с.
  20. Кондратьев М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  21. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М. Потанина. – М., 2007.
  22. Коргова М.А. Менеджмент: краткий курс: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  23. Кошелева Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. – 2012. - №16. – С.12-34.
  24. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  25. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  26. Литвак М. Командовать или подчиняться. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
  27. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: "Интел-Синтез"", 2008. – 376с.
  28. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 671 с.
  29. Новые тенденции в управлении. Дайджест McKinsey. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  30. Одегов Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. – 2011. - №2. – С.82-90.
  31. Пономарев И.Б. Проблема конфликта в зарубежной литературе по психологии. – М., 2009.
  32. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПБ: Речь, 2010.
  33. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.
  34. Райгородский Д.Я. Психология руководства. – М., 2008. – 410с.
  35. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. – М.: Форум. ИНФРА-М., 2007.
  36. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 2009.
  37. Решетка стилей руководства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nanocorp.info/hr/management/9/2/2/
  38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 712с.
  39. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с. – С. 206.
  40. Скотт Д. Г. Конфликты: пути их преодоления. – М., 2008.
  41. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  42. Стили лидерства и управления [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=3&index=86
  43. Терещенко В.И. Организация и управление. – М., 2007.
  44. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.
  45. Управление персоналом. Анализ и диагностика персонал-менеджмента / Под ред. Глазова М.М. – СПб.: 2007. — 251 с.
  46. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2012.
  47. Хадасевич Н. Развитие потенциала персонала организации // Кадровик. – 2010. - №1. – С.6-11.
  48. Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. – М.: Вершина, 2007.
  49. Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой. – Минск: Амалфея, 2006.
  50. Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 2007. – 284 с.