Файл: Россия в системе международных кредитных отношениях, оценка эффективности.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность международного кредита
1.1. Понятие международного кредита
1.2. Функции международного кредита
1.3. Классификация форм международного кредита
1.4. Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита
1.5. Роль государства на рынке международных ссудных капиталов
2. Россия в системе международных кредитных отношений
2.1. Сотрудничество России с международными финансовыми институтами
2.2. Оценка эффективности кредитной политики России в международных отношениях
3. Совершенствование кредитной политики России в современных международных отношениях
1. Валюта кредита и платежа.
Выбор валюты кредита зависит от кредитора, а также от характера платежей, которые необходимо произвести заемщику.
На выбор валюты кредита также может повлиять уровень процентной ставки, практика международных расчетов, степень инфляции и динамика курса валюты.
Валюта кредита и валюта платежа могут не совпадать [13].
2. Сумма кредита.
Зависит от его назначения.
Кредит может предоставляться в виде одной или нескольких долей (траншей), которые могут различаться по своим условиям.
3. Срок кредита. Зависит от целевого назначения кредита, соотношения спроса и предложения на кредитные ресурсы, размера контракта, национального законодательства, традиционной практики кредитования межгосударственных соглашений.
4. Стоимость кредита [14].
Различают договорные и скрытые элементы стоимости кредита.
Договорные элементы обусловлены соглашениями и делятся на:
а) основные (сумма, которую должник непосредственно выплачивает кредитору, проценты, расходы по оформлению залога, комиссии);
б) дополнительные (выплачиваемые заемщиком третьим лицам, сверх основного процента).
Скрытые элементы кредита — те, которые не оговариваются в договоре и являются определенными уступками;
5. Обеспечение зависит от вида кредита, может быть финансово‑товарное или юридическое (например, залог или его разновидность заклад, гарантия, поручительство или др.);
6. Защита от кредитных, валютных и других видов риска.
Для снижения рисков кредитор определяет уровень кредитоспособности и платежеспособности заемщика.
На рынке международных ссудных капиталов каждое государство может выступать в четырех ролях:
— кредитора, если есть свободные денежные средства;
— заемщика, если свободных денежных средств нет;
— донора, если есть политический или экономический интерес к развитию государств — будущих потенциальных заемщиков;
— гаранта, обеспечивая кредитные соглашения других стран [15].
1.5. Роль государства на рынке международных ссудных капиталов
Политика и позиция различных государств в сфере международного кредитования в разные исторические периоды менялись неоднократно.
В 1960, 1970‑е гг. основным кредитором выступали США, в 1973 г. к ним присоединились крупные страны нефтеэкспортеры (Ирак) [16].
Но в 1982 г. произошел кризис доверия на мировом рынке, 38 стран не смогли выдержать согласованные от 1975 г. графики выплат по долгам, а кредиторы в свою очередь приостановили новое кредитование и в массовом порядке вне всякой очереди потребовали возврат долгов [17].
Кризис доверия на мировом рынке ссудных капиталов 1982 г. произошел по двум причинам:
1. Депрессия многих стран, обострившаяся в связи со спадом мирового производства и повышением инфляции.
2. Бегство от новых кредитов именно в государственном масштабе.
Кредитование прекращалось с погашением старых кредитов.
В 1982 г. кредиты девяти крупнейших банков США, предоставленные и неоплаченные, превысили величину их капиталов. США после этого кризиса резко изменили свою политику в области международного кредитования, став импортером капитала.
В настоящее время суммы кредитов, которые предоставляют США, равны суммам займов, которые ими получены. Россию до 1992 г. можно было считать крупным кредитором, но с распадом Советского Союза Российская Федерация взяла на себя все долги бывших республик и стала накапливать собственные.
В настоящее время часть долга реструктурирована, остальная выплачивается Россией в соответствии с установленным графиком выплат [18].
Крупными мировыми кредиторами в современных условиях являются Япония, Канада, Германия, Франция, другие европейские стабильные страны.
Урегулирование государственного долга имеет проблему, связанную с несовершенными правами собственности на кредитные ресурсы.
Любое государство имеет суверенитет, а государственный кредит поступает в государственный бюджет, и в мире пока не существует экономических рычагов возврата государственного долга без ущерба суверенитету.
Урегулировать государственный долг можно двумя методами:
— через деятельность, проводимую Международным валютным фондом;
— путем заключения договоров о валютном клиринге.
Дадим характеристику данных методов [19].
МВФ участвует в регулировании международных валютно‑кредитных отношений путем предоставления кредитов странам‑членам, а в еще большей степени — с помощью оказания странам‑кредиторам и странам‑заемщикам посреднических услуг, в результате выполнения функций координатора механизма международного кредитования и гаранта платежеспособности стран ‑ должников.
МВФ в случае выдачи кредитов обязательно связывает их с выполнением некоторых условий:
1. Строгое выполнение графика платежей;
2. Сокращение макроэкономических расходов, снижение инфляции, снижение государственных расходов, стабилизация процентных ставок[20].
Валютный клиринг — (англ. currency clearing) порядок проведения международных расчетов между странами, основанный на взаимном зачете платежей за товары и услуги, обладающие равной стоимостью, исчисленной в клиринговой валюте по согласованным ценам.
На основе валютного клиринга могут производиться взаиморасчеты фирм ‑ резидентов соответствующих стран[21].
Клиринг в международной торговле осуществляется в форме межправительственных соглашений, оговаривающих:
— систему клиринговых счетов;
— объем валютного клиринга;
— клиринговую валюту (согласованную валюту расчетов);
— объем технического кредита (предельно допустимое сальдо торгового баланса);
— систему выравнивания платежей по товарообороту (погашение задолженности при помощи только товарных поставок — валютного клиринга без права конверсии) либо с привлечением клиринговой и свободно конвертируемой валюты (валютный клиринг с ограниченной или полной конверсией);
— схему окончательного погашения сальдо по истечении срока меж‑ правительственного соглашения[22].
На основе валютного клиринга могут также производиться взаиморасчеты фирм ‑ резидентов соответствующих стран.
Отличия валютного клиринга от межбанковского:
1. Отчеты по межбанковскому клирингу проводятся в добровольном порядке, по валютному — в обязательном;
2. По межбанковскому клирингу сальдо зачета немедленно превращается в деньги, при валютном — возникает проблема погашения сальдо[23].
Впервые валютный клиринг был введен в 1931 г. в период мирового экономического кризиса.
К марту 1935 г. было подписано 74 клиринговых соглашения, в 1937 г. — 169, что составило 12 % международной торговли.
После Второй мировой войны в 1947 г. было подписано 200 двухсторонних соглашений о валютном клиринге, а в 1950 г. — 400 [24].
Две трети европейского товарооборота приходилось на соглашения о валютном клиринге.
Причинами развития валютного клиринга являются:
— нестабильность экономики;
— неуравновешенность платежных балансов;
— неравномерное распределение золотовалютных резервов;
— инфляция;
— валютные ограничения в странах;
— обострение конкуренции на валютных рынках.
Целями валютного клиринга являются:
1. Выравнивание платежного баланса стран без затрат золотовалютных резервов;
2. Ответная мера на дискриминационные действия других государств;
3. Финансирование страной с активным платежным балансом страны с пассивным платежным балансом.
Активный платежный баланс — платежный баланс, в котором поступления превышают платежи.
Активное сальдо платежного баланса способствует укреплению валютного положения страны.
Пассивный платежный баланс — платежный баланс, в котором платежи превышают поступления[25].
Обычно пассивное сальдо платежного баланса покрывается за счет использования своих валютных резервов либо с помощью иностранных займов и кредитов или ввоза капитала.
Формы валютного клиринга принято классифицировать по следующим критериям:
1. В зависимости от количества стран ‑ участниц: — односторонний; — двусторонний; — многосторонний; — международный;
2. По объему операций: — полный (охватывает до 95 % платежного оборота); — частичный (охватывает лишь определенные операции);
3. По способу регулирования сальдо клирингового счета: — клиринг со свободно конвертируемым сальдо; — клиринг с условной конвертацией сальдо; — клиринг с неконвертируемым сальдо[26].
В качестве валюты клиринга могут применяться любые валюты по договоренности между сторонами[27].
Таким образом, валютно - финансовые и платежные условия международного кредита: валюта кредита и платежа, сумма кредита, срок кредита, стоимость кредита, обеспечение, защита от кредитных, валютных и других видов риска.
Для снижения рисков кредитор определяет уровень кредитоспособности и платежеспособности заемщика.
На рынке международных ссудных капиталов каждое государство может выступать в четырех ролях: кредитора, если есть свободные денежные средства; заемщика, если свободных денежных средств нет; донора, если есть политический или экономический интерес к развитию государств — будущих потенциальных заемщиков; гаранта, обеспечивая кредитные соглашения других стран.
Политика и позиция различных государств в сфере международного кредитования в разные исторические периоды менялись неоднократно. МВФ участвует в регулировании международных валютно ‑ кредитных отношений путем предоставления кредитов странам ‑ членам, в большей степени с помощью оказания странам ‑ кредиторам и странам ‑ заемщикам посреднических услуг, в результате выполнения функций координатора механизма международного кредитования и гаранта платежеспособности стран ‑ должников.
1.6. Кредитование экспортно - импортных операций в России и за рубежом
По российскому законодательству, кредит в иностранной валюте заемщик может получить как в российском уполномоченном банке, так и за рубежом[28].
Если заемщик берет кредит в российском банке, то необходимо представить следующие документы:
1. Ходатайство. Оно должно содержит цель получения кредита, сумму и сроки.
2. Договор о залоге, банковской гарантии, поручительстве или договор страхования (по требованию кредитора) [29].
3. Если кредит необходим для покупки оборудования или других основных фондов, необходимо представить бизнес ‑ план. Если ссуда нужна для покупки сырья, то в банк предоставляется технико ‑ экономическое обоснование[30].
4. Расчет сроков использования и погашения кредита, а также уплаты процентов по нему.
После рассмотрения документов, при положительном решении вопроса о выдаче кредита между банком и заемщиком заключается кредитный договор.
Банк следит за целевым использованием кредита и в случае невыполнения требований по целевому использованию имеет право: — приостановить дальнейшее использование кредита; — досрочно взыскать всю сумму задолженности; — увеличить процентную ставку за пользование кредитом[31].
Операции по получению резидентом кредита в иностранной валюте от нерезидента являются объектом валютного контроля, регулируются Федеральным законом РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
По этому виду операций оформляется паспорт сделки, в котором среди специальных сведений о кредитном договоре можно выделить следующие:
1. Процентные и иные платежи, предусмотренные кредитным договором (без учета платежей в погашение основного долга):
— фиксированный размер процентной ставки; — код ставки ЛИБОР;
— другие методы определения процентной ставки;
— размер процентной надбавки (дополнительных платежей) к базовой процентной ставке;
2. Сумма задолженности по основному долгу на дату, предшествующую дате представления резидентом в уполномоченный банк паспорта сделки для подписания, в единицах валюты цены кредитного договора;
3. Описание графика платежей по получению заемных средств, начиная с даты представления резидентом в уполномоченный банк паспорта сделки на оформление;
4. Описание графика платежей по возврату заемных средств начиная с даты представления резидентом в уполномоченный банк паспорта сделки на оформление;