Файл: Рынок ценных бумаг, правовое регулирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, вещами бездокументарные бумаги не являются, они суть только права. Дематериализация ценных бумаг, на сегодняшний день, стала основной тенденцией на фондовом рынке, бездокументарные ценные бумаги занимают превалирующее место. Заметим, что в многочисленных нормах законодательства о бездокументарных бумагах говорится как об объекте права собственности. Так, согласно п. 3 ст. 57 ФЗ РФ ««Об акционерных обществах», акции могут находиться в общей долевой собственности нескольких лиц[11].

В соответствии со ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданскоправовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги. Примеры можно продолжить.

Кроме того, в отношении бездокументарных бумаг используются правовые институты, применяемые к вещам. Так, Л.Р. Юлдашбаевой верно подмечено, что бездокументарная бумага может быть объектом договора купли-продажи (ст. 454 ГК РФ), что свидетельствует о применении к ней правил о вещах применительно к сделке купли-продажи. Еще один пример: согласно п. 4 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг бездокументарные бумаги могут являться предметом договора займа. Однако, как известно, заем может совершаться только с вещами, определяемыми родовыми признаками (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Бездокументарные бумаги представляют собой имущественные (преимущественно) права. Их появление связано с лишением классических документарных бумаг материального носителя. Проще говоря, документ убрали - остались права. Однако это не разрозненные имущественные права. Бездокументарная бумага - это некий комплекс прав (совокупность прав), определенный в законодательстве как ценная бумага. Даже если речь идет только об одном праве (например, опцион эмитента), ситуация не меняется – такое право является содержанием особого объекта прав, которому законом придан статус ценной бумаги.

Если в известных случаях не обращать внимания на документ, можно сказать, что любую ценную бумагу можно рассматривать как определенный комплекс прав (право), поименованный в законе в качестве бумаги. Определенная совокупность прав (или право) посредством установления в законе получает «жизнь» как ценная бумага и впоследствии становится реальным объектом гражданско-правового оборота.

Появление в гражданском обороте эмиссионных ценных бумаг является результатом особого эмиссионного процесса. Правомерность осуществления эмиссии ценных бумаг - это основа для совершения дальнейших сделок по их обращению, осуществлению и защите прав владельцев ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг выполняет роль первопричины возникновения такого объекта гражданских прав, как эмиссионная ценная бумага.


Законность ее осуществления служит правовой гарантией реализации прав, удостоверенных эмиссионной ценной бумагой. Эмиссия ценных бумаг, в том числе бездокументарных, регулируется не только ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», но и ФЗ РФ от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Эмиссия ценных бумаг – последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Необходимо отметить, что бездокументарные ценные бумаги – это, как правило, эмиссионные ценные бумаги. Соответственно, на них распространяет свое действие ФЗ РФ от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О рынке ценных бумаг»[12].

Исполнение по бездокументарной ценной бумаге предполагает исполнение стоящего за ней обязательства. Поскольку в бумажной форме она не существует, то лица, ответственные за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, должны быть указаны в решении о выпуске или в ином предусмотренном законом акте лица, выпустившего ценную бумагу.

Требование об исполнении бездокументарной ценной бумаги может быть предъявлено, прежде всего, самому эмитенту этой ценной бумаги. Так, согласно п. 1 ст. 149 ГК РФ лицами, ответственными за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, являются лица, которые выпустили ценную бумагу. Кроме этого, отвечают за исполнение лица, которые предоставили обеспечение исполнения соответствующего обязательства. Законодатель не уточняет, о каком именно обеспечении идет речь. Очевидно, имеются в виду способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные гл. 23 ГК РФ.

Право требовать от обязанного лица исполнения по бездокументарной ценной бумаге признается за лицом, указанным в учетных записях в качестве правообладателя, или за иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге. Бездокументарные ценные бумаги по российскому законодательству могут быть только именными, поскольку выпуск предъявительских бездокументарных ценных бумаг невозможен вообще, а ордерные бездокументарные ценные бумаги можно представить только теоретически. Обязанным лицом по бездокументарной ценной бумаге является, прежде всего, лицо, которое выпустило ценную бумагу, а также лица, которые предоставили обеспечение соответствующего обязательства, что присуще облигациям с обеспечением. Лица, ответственные за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, должны быть указаны в решении о выпуске или в ином предусмотренном законом акте лица, выпустившего ценную бумагу (п. 1 ст. 149 ГК РФ).


Наконец, обязательственное право практически не обеспечивает интересов добросовестного приобретателя имущества. В свою очередь, именно необходимость защиты добросовестного приобретателя в свое время явилась одной из основных причин признания статуса вещей за «обычными» ценными бумагами. Как отмечается в зарубежной литературе, такое решение было впервые предложено известным немецким юристом Фридрихом Карлом Савиньи, который призвал отказаться от рассмотрения перевода прав, зафиксированных ценной бумагой, в качестве простой цессии, которая не защищала покупателя ценных бумаг, гораздо более оборотоспособных, нежели простые права требования, от потенциальных исков законного правообладателя.

Напротив, Савиньи предложил признать ценные бумаги вещами, а их передачу - традицией, с которой бы связывался переход права собственности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, в том числе защитой добросовестного приобретателя ценной бумаги. В случае с бездокументарной ценной бумагой применима такая же логика. Бездокументарные акции и облигации несравненно более ликвидны, нежели обычные имущественные права, которые представляют и обращаются без каких-либо согласований со стороны обязанного по ним лица аналогично документарным ценным бумагам[13].

При таких условиях добросовестным приобретателям бездокументарных ценных бумаг должны быть предоставлены гарантии, аналогичные тем, которые имеют покупатели обычных вещей. Такие гарантии обязательственное право дать не может. На сегодняшний день в России вполне могут существовать бездокументарные ценные бумаги в виде записей в реестре. К слову, эмиссии таких ценных бумаг также осуществляется в виде дополнительных записей и соответствующей регистрации. Как видно, о стройном правовом режиме бездокументарных бумаг говорить не приходится. Такой режим остается до конца невыясненным.

Очевидно, что законодатель не признает бездокументарные бумаги объектом права собственности. Указание на применение к таким бумагам правил об именных документарных бумагах (в отношении которых ведется учет), по-видимому, преследует цель подчеркнуть, что ведущая роль принадлежит документарным бумагам. И все же, о каких конкретно правилах идет речь? Заметим, что прямо не указывается на применение правил обо всех документарных бумагах. Не вносит ясности и использование формулировок типа «Если иное не установлено настоящим Кодексом, законом или не вытекает из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги».


Между тем речь идет о новом самостоятельном объекте прав, а не о форме фиксации прав как прежде. Представляется, что правовой режим эмиссии бездокументарных ценных бумаг должен быть описан предельно ясно.

Глава 3. Новеллы гражданского законодательства в регулировании института ценных бумаг

Законодательство Российской Федерации формируется в условиях изменения финансовой, социальной, общественно-политической и политической сфер жизнедеятельности государства. Его становление можно охарактеризовать как чрезвычайно активное, затрагивающее самые разнообразные области, и оттого — весьма несбалансированное.

Зарождение новейших форм экономических связей и отношений, нуждающихся в законодательной консолидации, развитие и осложнение социальных явлений и невозможность их законодательного урегулирования на основе отживших правовых норм и принципов являются основными факторами возникновения единых комплексов новых законодательных актов и правовых норм, а иногда институтов, подотраслей и отраслей права.

Наглядным примером служит система правовых норм, регулирующих отношения в части выпуска и обращения ценных бумаг, о чем свидетельствует принятие 2 июля 2013 г. Федерального закона № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[14].

Пробелы права, ранее имевшие место в законодательстве о ценных бумагах, обозначены в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной на основании Указа Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Так, в соответствии с п. 1.1.1 п. 1 раздела VI «Законодательство о ценных бумагах» Концепции говорится о необходимости проведения ревизии помещенных в различных разделах Гражданского кодекса РФ норм о ценных бумагах[15].

Соответственно в пояснительной записке к проекту Федерального закона № 47538-6 предлагаемые изменения охарактеризованы следующим образом: в комментируемой главе устраняются имеющиеся в ГК РФ внутренние противоречия цивилистической конструкции ценной бумаги, дополняются общие положения о ценных бумагах другими нормами общего характера, которые имеются в нормативных актах, регулирующих отдельные виды ценных бумаг[16].


Анализируя действующую главу 7 ГК РФ «Ценные бумаги», хотелось бы остановиться на нескольких основных новеллах, нуждающиеся в теоретическом осмыслении, среди которых можно выделить следующие. 1. Введена новая дефиниция ценной бумаги и соответственно этому меняется весь правовой режим ценных бумаг.

Прежняя редакция Гражданского кодекса РФ устанавливала единое определение ценной бумаги как документа, удостоверяющего с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Это создавало известные проблемы с пониманием того, является ли такое определение в полной мере применимым к так называемым бездокументарным ценным бумагам, поскольку указывалась обязательность презентации бумаг («осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении»), чего по понятным причинам не происходит в случае с передачей бездокументарных ценных бумаг и осуществлением прав по ним[17].

Теперь же в силу ст. 142 ГК РФ вместо единого определения ценной бумаги, как это было закреплено в ранее действовавшем законодательстве, представлено два ее определения, согласно которым:

(1) ценные бумаги – это документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги) (п. 1 ст. 142 ГК РФ);

(2) ценные бумаги — это обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со ст. 149 ГК РФ (бездокументарные ценные бумаги).

Новеллой является определение бездокументарной ценной бумаги. В соответствии с прежней редакцией ст. 149 ГК РФ под бездокументарной ценной бумагой понимался специальный способ фиксации прав. На наш взгляд, законодательное закрепление дефиниции «бездокументарные ценные бумаги», раздельное определение документарных и бездокументарных ценных бумаг имеют важное значение для действующего оборота ценных бумаг, поскольку в настоящее время бездокументарные ценные бумаги заметно превалируют на рынке оборота ценных бумаг и составляют около 80% такого оборота. Кроме того, изменения социальной, финансовой и политической жизни государства отразились и на изменениях в части перечня ценных бумаг, закрепленного в ч. 2 ст. 142 ГК РФ.